Left.ru ________________________________________________________________________________
Ирина Маленко Джерри Адамс:"Никогда не сдаваться!" (новогодние пожелания
читателям из Белфаста). ... Давно добивалась я этой встречи. Но сегодняшний мой собеседник был постоянно занят - разъездами по стране, мирными переговорами, посредничеством между различными сторонами одного из самых затяжных и кровавых конфликтов в европейской истории, ежедневной депутатской деятельностью и ещё массой дел. За
границей его зачастую называют - с легкой руки британской консервативно-реакционной
печати - “лицом ИРА”. Именно и только из-за этого он не был предоставлен
к вполне (и, может быть даже больше, чем другими!) заслуженной им Нобелевской
Премии Мира вместе с Джоном Хьюмом и Дэвидом Тримблом. В самой Ирландии
в этом году он впервые стал самым популярным политиком. Его неизменно
встречают в самых отдаленных уголках зеленого острова, а также в Америке,
Австралии, Испании толпы людей с цветами, подарками и фотоаппаратами
- и для всех у него находится время, для всех у него в запасе доброе
слово... В эти предновогодние дни мне наконец удалось встретиться и поговорить с одним из самых видных политических деятелей современной Ирландии, президентом партии Шинн Фейн Джерри Адамсом - после того, как в конце прошлой недели прервались переговоры между Шинн Фейн и британским правительством, у Джерри, который ведет основную работу в этом направлении, стало немного больше времени, и он любезно согласился уделить мне около часа. Разговор у нас шёл о многом - об Ирландии, о России, о социализме, о том, как избежать ошибок на пути к нему - и, конечно, о самом моем знаменитом собеседнике... -Ирландские республиканцы считают своей целью создание социалистической республики в Ирландии из всех её 32 графств. Как Вы знаете, в мире существует множество различных определений того, что такое социализм. Например, для нас в СССР это было название той системы, которую мы построили - “развитой социализм” как “первая стадия коммунизма”. Для нас коммунизм был отдаленным будущим - в то время, как на Западе большинство людей называет “коммунизмом” именно всю существовавшую советскую систему, они видят её как “централизованную до крайности систему под контролем государства и без частной собственности” - хотя в действительности это было далеко не совсем так, у нас имелась так называемая личная собственность, но слово “социализм” так или иначе имеет совершенно другое значение на Западе, чем оно имеет для нас, россиян... А что такое настоящий социализм для Вас? -Ясно, что социализм - это то, что социализм дает на практике. Это означает разные вещи для разных людей - и не означает ничего для большинства, к сожалению. В Ирландии социализм уступает пальму первенства только республиканизму в качестве наиболее оболганного правящими кругами политического термина. Если мы говорим о социализме в контексте Ирландии, нельзя отрывать намерение построить социализм от стремления к национальной независимости. Для того, чтобы построить социалистическое общество, необходимо иметь настоящую национальную независимость. Говоря словами Джеймса Коннолли, ирландского социалиста, казненного британцами в 1916 году, :“Для этого требуется процесс отвоевывания Ирландии ирландским народом." Моё понимание социализма - в том, что это форма общественного устройства, при которой основные средства производства, процесс распределения и обмена находятся в общественной собственности и под общественным контролем, и при которой процесс производства основан на действительных нуждах человека, а не на жажде наживы. Социализм должен быть основан на коренной демократизации экономической сустемы, идущей рука об руку с коренной демократизацией системы политической и сферы государственных дел. Лакмусовая бумажка для определения отношения к построению социализма в Ирландии - в отношении того или иного деятеля к вопросу о национальном самоопределении ирландского народа. Правильное социалистическое отношение к Ирландии должно быть интернационалистским. Нельзя быть социалистом без того, чтобы сначала не решить вопрос о своем национальном самоопределении. Нельзя быть социалистом, если ты поддерживаешь или игнорируешь колониальное правление, которое Британия удерживает над частью нашей страны. Так что социалисты должны бороться за свободу и политическую власть
в стране, в которой они живут и быть вдохновляющим примером и вести
за собой те народы, которые борются за свою свободу в других уголках
земного шара. -. Я помню, что когда я росла в СССР, Северная Ирландия была постоянно
в новостях. Я помню не только голодовку протеста 1981 года так, будто
это было только вчера, но даже и Кровавое Воскресенье в Дерри по советскому
телевидению - хотя мне тогда было всего 5 лет. Когда я впревые приехала
в Северную Ирландию сама, каким-то образом это была для меня своего
рода “дорога к дому”: хотя жизнь здесь совершенно другая, дух общины,
поддержка людей друг другом , многие аспекты их социальной жизни, общения
с соседями неуловимо напоминает мне жизнь наших рабочих районов в СССР,
ту общину, в которой выросла я сама... Я была удивлена, встретив здесь
иностранцев (австралийцев, французов), которые не знали, кто такой Бобби
Сэндс. Я думаю, что дома, в СССР, у нас было достаточно ясное представление
о том, что происходило здесь, в Ирландии, и мы получали достаточно достоверной
информации об этом, хотя отдельные детали нам и не сообщали (например,
о “грязном протесте” в ирландских тюрьмах). Зная мощь пропагандистской
машины империализма, не приходится удивляться, что люди здесь даже и
не подозревают обо многих аспетах советской действительности. -Практически вся информация об СССР приходила в Ирландию через американские
и британские СМИ. То время, когда я был ребёнком и подростком -в 50-60
годы- было временем обостренной напряженности между Востоком и Западом,
и это влияло на все репортажи. Были и кризисные моменты: я помню, например,
строительство берлинской стены и кубинский кризис. Это были времена
сильного нагнетаемого страха здесь. -Продолжая немного на ту же тему: нашим читателям очень хотелось бы
узнать, что ирландские республиканцы думают о нашем гигантском социальном
эксперименте в СССР? Я сама обычно говорю критикам словами ирландской
песни: “По крайней мере, мы приняли вызов, мы не сидели и не притворялись!"-
но я знаю, что, конечно, у нас были многие ошибки на этом пути, и некоторые
из них, к сожалению, оказались фатальными.... -Я практически всю свою взрослую сознательную жизнь провел в борьбе с британским вмешательством в дела моей страны, - и поэтому я думаю, что с моей стороны было бы высокомерно пытаться дать оценку вашей истории и вашему опыту. Я - наблюдатель со стороны, причем наблюдатель не очень хорошо осведомленный, и я не имею,по-моему, морального права читать вам лекцию на тему, где вы, возможно, ошибались. Это право каждой нации, каждого народа - искать свой собственный путь, свою собственную истину и свой собственный образ жизни. - Мы в России в настоящее время очень циничны по отношению к политике
в целом и к политикам в частности (неудивительно, иесли вспомнить годы
правления Горбачева и Ельцина!). Всего каких-то 10 лет назад люди были
полны такого энтузиазма, так хотели перемен - даже в песнях того времени
об этом поется! Но на этой стадии нашей истории люди предпочитают поддерживать
существующий режим - капитализм, который ежедневно грабит их и лишет
их достойной жизни - просто потому, что они боятся поменять “меньшее
зло на ещё большее”, или же вообще не участвуют в политической жизни.
Разрушение образа жизни и идеалов, которые у нас были, имеет такое негативное
воздействие на людей, что у них, кажется, просто больше не осталось
никаких идеалов. Когда я говорю дома об ирландском республиканизме,
некоторые люди отвечают мне: “Как они собираются построить социалистическую
республику в Ирландии на американские деньги? " Хотя лично я придерживаюсь
точки зрения, что настоящие революционеры должны быть гибкими, приспосабливаться
к изменяющимся условиям (будем реалистами: ситуация вокруг нас сегодня
далеко не революционная!) и использовать все имеющиеся у них возможности
для достижения своих целей и воплощения своих идеалов в жизнь... - Когда Вы говорите о вопросе финансирования из американских источников, важно помнить это в контексте ирландской диаспоры в США. Мы - всего лишь маленький остров с населением в 5 млн. человек, но в мире 70 миллионов людей гордятся тем, что они - ирландского происхождения. Когда мы вырабатывали стратегию мирного процесса партии Шинн Фейн в конце 80- начале 90х годов, мы признали важность интернационального аспекта и его возможноть влиять на события здесь. Опыт Южной Африки - это замечательный пример такой стратегии, с успехом воплощенной на практике. Для нас США - в которых 40 миллионов называют себя ирландскими американцами - были важным и естественным местом, из которого можно получить политическую и финансовую поддержку. США также очень важны потому, что они имеют возможность сильно влиять на британскую политику по отношению к Ирландии. Большая часть фондов, полученных нами в США, там и остется - у нас там имеются два офиса, через которые мы лоббируем американских политиков в Вашингтоне. Люди, которые жертвуют деньги нашей партии, представляют собой весь политический , экономический и социальный спектр США. Они оказывают нам поддержку потому, что они поддерживают нашую первую политическую цель - создание свободной, независимой и объединенной Ирландии. -Есть ли в сегодняшнем мире и в наше время место социалистической республике? -Есть. - Главная опасность для любой партии, которая приходит к власти и становится частью системы, - перерождение. Когда вчерашние товарищи становятся смертельными врагами просто потому, что они видят разные пути дальнейшего развития страны, разные пути для достижения их идеалов, и каждый из них при этом уверен, что только его видение - единственно правильное (как это призошло в ССР в конце 20-30-е годы)... Также многие преданные пратийные активисты, прийдя к власти, к сожалению, забывают свои корни и то, за что они боролись... Главный вопрос: “Кто будет охранять самих стражей?" Шинн Фейн сейчас растет небывалыми темпами. Велика возможность того, что ваша партия войдёт в состав следующего ирландского правительства. На Севере она - на пороге того, чтобы стать крупнейшей политической партией - сначала среди католического населения , а затем и в целом в 6 графствах. Как Вы думаете, сможет ли Шинн Фейн справиться с этой опасностью и хранить знамя своих идеалов так же высоко и таким же чистым, каким оно было все эти годы? -В любой организации, группе, политической партии или правительстве всегда есть такие тенденции, всегда сохраняется эта опасность. Но у нас есть ясная перспектива наших политических целей, и мы так же ясно понимаем наши стратегические задачи. Именно это ведет нас по пути нашей борьбы. Мы постоянно коллективно обсуждаем и нюансируем наше продвижение вперед. Руководство в нашей партии -коллективное. Лидеры Шинн Фейн ведут за собой не стадо овец! Мы постоянно заняты процессом диалога со всеми нашими активистами и более широкими кругами наших избирателей. Все это необходимо для того, чтобы не потерять наш путь, не стать “элитой” и продолжать оставаться сосредоточенными на наших нуждах и целях нашей борьбы. Приведу Вам один маленький пример того, как мы функционируем как партия: все наши избранные члены, которые получают зарплату за политическую работу, в Североирландской ли Ассамблее или в Дублинском Парламенте, отдают в партийные фонды большую часть своей зарплаты. Неважно, является ли депутат министром или политическим советником, или секретарем - все они получают от партии одинаковую зарплату. Все остальное идет на партийное строительство. - Говоря об Ирландии будущего - многонациональной Ирландии-, каким будет в ней место для иммигрантов, для людей различного этнического происхождения? Как достичь наилучшего баланса между интеграцией и уважением к различным культурам друг друга? - Вы говорите об Ирландии, о будущем и о том, каким оно будет для иммигрантов. Шинн Фейн хочет видеть уже сегодняшнюю Ирландию способной предложить людям такое гостеприимство, которого искали для себя в прошлом сами ирландцы, когда они были политическими беженцами или экономическими мигрантами, стремящимися построить для себя лучшую жизнь в других странах. В любом обществе должен быть осторожный баланс между интеграцией и уважением к различным культурам. Мультикультурализм принесет нам гигансткое культурное богатство, и, в соединении с подходящей разъяснительной, образовательной и воспитательной работой, на смену большей части того страха перед всем иностранным, который совершенно искренне испытывают многие ирландцы, я уверен, придет понимание и благодарность. Люди на своем опыте испытывают, что такое мультикультурализм, -через музыку, театр, другие виды искусства или просто встречая на своем жизненном пути различных людей, - и это лучшая форма образования! Я несколько раз за последние полтора года призывал ирландских политических лидеров всех направлений и течений публично объединиться и выступить против расизма. Я призывал Тишаха (премьер-министра - И. М.) Берти Ахерна взять на себя руководство этим процессом во всех ирландских политических институтах и в общественной жизни. Он находится в позиции, которая позволит ему собрать вместе всех других лидеров общественной, политической и религиозной жизни, профсоюзов и общин на местах, представителей СМИ и героев ирландской культурной и спортивной жизни, в одном центральном публичном мероприятии, цель которого будет объявить об объединении всех этих рядов против расизма, во всех его формах и проявлениях. Что больше всего беспокоит ирландских республиканцев, - так это тот
факт, что некоторые ирландцы, кажется, забыли наш собственный опыт того,
что такое дискриминация и иммиграция. Совсем ещё недавно в Англии красовались
на частных гостиницах таблички: “Вход собакам, ирландцам и неграм запрещен!".
Совсем ещё недавно тысячи молодых ирландцев отбывали с наших берегов
для нелегальной работы в Америке.... - Ирландии необходимы: Шинн Фейн - не только националистическая, но и интернационалистическая
партия, антифашистская и антирасистская патия. Мы всегда были на переднем
фланге оппозиции расизму и мы будем продолжать выступать против него,
во всех его формах. На Севере нашей страны ирландцы, коренные её жители, до сих пор ещё на сбе испытывают сектанство и расизм. Бороться с расизмом и сектантством нелегко и никогда не будет легко. Это означает - включение в законодательство новых мер по гарантированию гражданских, религиозных свобод и экономических прав и прав человека.. Это значит - поддержать это новое законодательство достаточными финансовыми средствами, и это затем потребует политической воли для претворения его в жизнь. Слишком часто хорошие законы есть, но они не работают из-за плохих политиков и коррумпированной системы. Мы должны сделать так, чтобы этого не произошло. - Говоря о будущем для ирландского языка, я знаю, что многие из тех, кто живет в Ирландии (включая меня) очень заинтересованы в том, чтобы выучить его, но найти подходящий курс достаочно трудно. Кроме того, многие из наших ирландских друзей не очень- то нас поддерживают, говоря, что “ирландским языком все равно никто не пользуется!". Верите ли Вы, что будет возможным вдохнуть новую жизнь в ирландский язык до такой степени, чтобы вновь сделать его широко употребляемым в стране в будущем? -Абсолютно! В последние годы наблюдается серьезное возрождение сокровищницы
ирландского языка, музыки, танца по всему острову, и особенно - на Севере.
Широко существует желание видеть его растущим. Что нам предстоит сделать
- это обеспечить ресурсы и финансирование, особенно ирландскоязычных
средних школ. -Вы, конечно, знаете о положении в Чечне. В российских СМИ Чечню часто
сравнивают с Севером Ирландии - хотя, конечно, ситуация не совсем схожая,
но часто можно услышать вещи типа: “Аслан Масхадов не смог стать русским
Джерри Адамсом”, и тому подобное... - В конце 80-х - начале 90-х годов Шинн Фейн разработала нашу мирную
стратегию. Она была построена на нашем собственном опыте и на опыте
других конфликтных ситуаций в мире. Основы нашей стратегии очень просты:
- Читаете ли Вы ежденевные газеты? Какие? - Обычно я читаю "Айриш Таймс", "Айриш Ньюс" и "Белфаст Телеграф". Я также стараюсь выходить почаще в интернет - с тем, чтобы читать, что пишут о событиях в Ирландии за рубежом. - Ваша любимая книга? -Та, которую я читаю в каждый конкретный момент. - Как Вы обходитесь со своей популярностью? Нравится ли Вам быть таким известным, ненавидите ли Вы это или же просто к этому привыкли? Я заметила, что Вы так терпеливы и дружелюбны с людьми - хотя у нас у всех есть хорошие и плохие дни, кажется, что Вам всегда удается сохранять свои интерес к людям и свою улыбку. Как этому можно научиться - или это Ваш природный дар? - Я не думаю об этом в таких терминах. Моя цель - придать власть людям над их жизнями, улучшить качество их жизни. Нельзя надеяться сделать это , не общаясь с людьми напрямую. Я стараюсь как могу! - Есть ли у Вас друзья вне политики? - Есть. - Как по-Вашему, всегда ли стоит говорить правду- и всегда ли приятно слышать её от других? - Часто говорят, что истина - первая жертва войны. Это особенно справедливо у нас в Ирландии. Правда необходима. Нам всегда надо бороться за неё. Мы всегда должны говорить правду. Это также факт жизни, что тайное всегда становится явным, неважно сколько времени это займет, и приятно это кому-то или нет… - Хотели ли бы Вы, чтобы Ваши книги были переведены на русский язык? Хотели ли бы Вы посетить Россию? - Да, я хотел бы, чтобы мои книги были переведены на русский. Но это - дело для моего издателя. Я, несоменно, хотел бы посетить Россию в будущем - но желательно тогда, когда у меня будет время по-настоящему оценить её и насладиться этой поездкой. - Что бы Вы посоветовали тем из нас в России и других странах Восточной Европы, кто устал, опустил руки и больше не верит, что социальная справедливость достижима? Как нам вернуть былую веру в самих себя? -Мы все устаем. Такова человеческая природа. Борьба в Ирландии продолжается вот уже 800 лет. Для большинства из нас - это дело всей нашей жизни. Надо вернуться к основам. Это означает осознать, что большинство людей по своей природе - хорошие. В мире очень мало по-настоящему плохих людей. Это означает осознать, что конфликты произрастают из несправедливостей, и что для того, чтобы покончить с конфликтами и сделать жизнь лучше, необходимо бороться с причинами этих конфликтов - и ликвидировать их. Это означает - никогда не сдаваться. Ирина Маленко |