ШОКОЛАДНАЯ СТРАНА

Когда речь заходит о Швейцарии, все думают о голубых озерах, о Монблане, о швейцарских банках, часах, сыре и шоколаде. Кроме того, сразу вспоминается голос Копеляна за кадром: “Швейцария. Берн”... нейтралитет, рассеянный Евстигнеев, мирный зоопарк, цветы на окнах, настоящий кофе,...одним словом, шоколадный рай.

Население Цюриха около 450 тысяч человек. В этом крупнейшем городе Швейцарии - в сердце банковского ка­питала — правят социал-демократы. Здесь 10 300 человек получают государственные социальные пособия (social welfare), 47 тысяч — живут только на государствен­ную пенсию, 1300 — по официальной статистике, а на деле больше— безработ­ные. Еще около 7 000 — это матери-оди­ночки и нелегальные рабочие, т.е. те, кто готов взяться за любую работу на любых условиях. Плюс бездомные. В сумме око­ло 80 000 человек. Все они живут за чер­той бедности. Все они вынуждены до­вольствоваться в лучшем случае прожи­точным минимумом в 1750 франков, т.е. около 1000 долларов (USD I =Sfr 1,77,или ISfr =15 рублям), а то и меньшим.

Итак, всего 1750 франков. А жизнь в Швейцарии тяжело назвать дешевой. При огромном везении можно, конеч­но, найти очень дешевую комнату — за 450 франков, но большинство людей платят за квартиру 600 и более. Муници­пального жилья нет, а иметь квартиру в собственности могут только очень бога­тые люди.

Ежемесячный взнос за медицинское страхование с человека — около 150 франков. Бесплатной медицинской по­мощи не существует, а если счет от врача составляет меньше 300 франков, страховая компания не оплачивает его. Приходится ждать до последнего, преж­де, чем обратиться к доктору Стомато­логи работают только на частной осно­ве, им нужно платать отдельно за каж­дый визит. Билет на трамвай или авто­бус стоит 3 франка, столько же, сколько и килограмм хлеба. Мясо стоит от 35 франков, самая дешевая колбаса - 15. И не забудьте о налогах: (это еще около 80 франков каждый месяц) — их взимают даже с минимальной зарплаты.

Правительство социал-демократов объя­вило широкое наступление, но не на бед­ность, а на бедных. Еще в прошлом году пособие по безработице (70% последней зарплаты) выплачивалось в течение 520 дней. Теперь же только в течение 400. В течение этого периода, получающий по­собие, обязан согласиться на любую предложенную ему биржей работу с ок­ладом не менее 60% от предыдущего. В противном случае он навсегда теряет право получать пособие. Этим законом широко пользуются работодатели, пере­сматривая контракты в сторону умень­шения оплаты — вплоть до тех же самых 60%. Рабочий оказывается в безвыход­ной ситуации — найти другую работу не­просто, после 45 лет трудно, в 50 — очень трудно, а в 55 — невозможно.

Но вернемся к безработным. Что же делать по истечении этих самых 400 дней? Тут все зависит от гражданства. 30% жителей Цюриха швейцарского гражданства не имеют и, потеряв посо­бие, должны покинуть страну (для про­живших в стране более 30 лет дается от­срочка на полтора года). Граждане же Швейцарии, оставшись без средств к су­ществованию, имеют право обратиться за государственным социальным посо­бием (social welfare).

Размер социального пособия — 1250 франков. Прожить на эти средства, тем более имея семью, невозможно. Соци­альная служба, правда, может предло­жить работу - выращивать цветы для городских клумб, работать по “обуст­ройству-территории” или в одном из принадлежащих городу кафе. За 2,5 франка в час. Т.е. за 500 франков в ме­сяц. При этом по-прежнему выплачива­ется пособие, но уже меньшего размера. Городское правительство имеет доста­точное количество дешевых рабочих - отказ трудиться на таких рабских условиях автоматически ведет к сокраще­нию пособия до 800 франков.

Пенсионный возраст в Швейца­рии - 65 лет. Максимальный размер пенсии — 1600 франков, средний — 1200, примерно столько же составляет пособие по инвалидности, но одновре­менно их не платят. Поэтому для боль­шинства стариков пенсия - это единст­венное средство существования. Ника­ких льгот нет, ни на проезд, ни на оплату коммунальных услуг.

Нормальный рабочий день длится 9 часов, внеурочные зачастую вообще не оплачиваются даже по ставке. О тринад­цатой зарплате никто и не слышал. Но если рабочие делают какую-либо по­пытку организоваться, чтобы защитить свои права, социал-демократическое правительство немедленно отвечает ре­прессиями. Демонстрации разгоняются брандспойтами, слезоточивым газом, резиновыми пулями. Армия постоянно проводит демонстративные учения на случай “внештатной ситуации в связи с демонстрациями и протестами” рабо­чих, безработных или иммигрантов.

Так в чем же отличие между социал-демократами и правыми или крайне-правыми партиями? (Социалистичес­кие и коммунистические партии запре­щены). Социал-демократы мягко стелят, но на их перинах спят только буржуа. Это стальной кулак в бархатной перчатке. Поэтому правым можно перчаток не носить, можно действовать жестко, без лишних сантиментов.

Но красивые слова — не хлеб, и их не принимают в счет квартплаты. Они толь­ко помогают обманывать рабочих и про­длевают политическую жизнь социал-демократии. Хочется верить, что ненадолго.

Хайнц Рутц, рабочий лампового завода (Цюрих)

 
.
На главную страницу

Левая Россия
E-mail: editor@left.ru

.