Махатма Ганди: пацифизм на службе у буржуев

Пацифисты часто приводят как пример успешности тактики гражданского неповиновения деятельность и учение Махатмы Ганди в борьбе за "независимость" Индии. За потоком восхвалений сложно понять действительную роль Ганди в борьбе за "независимость" Индии, и, что более важно, понять классовую суть этой борьбы.

Примерно в 1919 году индийские капиталисты решили, что они могут обходится без английских правителей. Понятно, что последние так не считали и по-хорошему договориться не получилось. В то же время индийские рабочие и крестьяне тоже не были довольны заморскими хозяевами. Генерал Дайер приказал расстрелять мирную демонстрацию протеста в городе Пенджаб, итогом которой стали 300 трупов и тысячи раненных.

Индийская буржуазия поняла, что для достижения независимости важны массовые акции, но их волновал призрак русской революции, во время которой демократические требования эволюционировали до социал-революционных. Ганди, уже известный организацией нескольких антирасистских компаний гражданского неповиновения в Южной Африке был для индийских буржуев "даром божьим".

Его теории гражданского неповиновения уходили корнями в индуистскую теологию. Он проповедовал классовое единство индусов, призывал богатых заботиться о бедных. Эта идея имела шанс на воплощение, если бы ему удалось достичь союза владельцев фабрик и богатых крестьян. И индийские "владельцы заводов, газет, пароходов" его поддержали. За 25 лет "борьбы" ему были выданы миллионы рупий, а спонсорами были крупнейшие текстильные магнаты Западной Индии. Богатые крестьяне торговцы также активно участвовали в деятельности его партии Индийский Национальный Конгресс (ИНК). В отличии от зажравшихся политиканов в смокингах и цилиндрах, Ганди вёл скромный образ жизни, чем привлекал бедноту. Ему - таки удалось добиться социального единства на почве национализма.

Ганди посвятил пропаганде ненасилия значительную часть своей жизни. Но это не помешало ему поддержать английскую элиту в Англо-Бурскую войну 1899 года и в начале Первой Мировой Войны. А в 1913 году организуя массовую компанию протеста в Южной Африке, он отказался поддержать забастовку белых рабочих-железнодорожников, мотивируя это опасностью для правительства.

Он всячески препятствовал объединению рабочего движения в борьбе против английского империализма, так как был сторонником классового единства (по этой причине в 1928 году он задержал начало очередной массовой компании, несмотря на благоприятную предпосылку - Британская Парламентская Комиссия объехала тогда всю Индию беспрепятственно).

Он никогда не сомневался в "законности", он учил своих адептов подчиняться закону. По его мнению, британские власти имели "законное право" на аресты. А его сторонники за решёткой должны были тихо смириться и ждать освобождения.

В апреле 1946 произошёл мятеж моряков в Бомбее. Солдаты отказались стрелять в моряков, а ИНК их не поддержал, что привело к поражению восстания. Рабочие и солдатские радикальные акции протеста, забастовки и демонстрации претили этому пацифисту.

То, что Ганди использовал индуизм, для оправдания своей тактики гражданского неповиновения, было убийственно не только потому, что это делало представителей других религий, в основном довольно многочисленных в Индии мусульман, изгоями, но и потому, что это не ставило под сомнение кастовую систему. На словах он был против угнетения каст друг другом, но он никогда не заикался о разрушении самой кастовой системы. Так что, многие "неприкасаемые" были также изгоями. Волнения, грянувшие после обретения Индией независимости также во многом на совести Ганди, а именно, из-за его нежелания допускать мусульман в свою партию.

Все разговоры о классовом мире в обществе где есть угнетатели и угнетённые есть обман первыми вторых и они не могут привести ни к чему иному как к новому порабощению эксплуатируемых классов. У пролетариата в этом мире нет выбор кроме бескомпромиссной борьбы до полного уничтожения классов.

 

 
.
На главную страницу

Левая Россия
E-mail: editor@left.ru

.