Вадим Штольц


Реквием по Сербии?
За путчем в Белграде стоит пятая колонна имперализма
 

Мэр Чачака Белимир Илич рассказывает о своей роли в путче
АФП, 8 октября, 2000 г.

В своем интервью группе журналистов, включавших АФП, Илич заявил, что он командовал группой из более чем двух тысяч "коммандос", которая захватила Скупщину и телевизионный центр во вторник 10 октября.
"Мы долго готовились к этому.  Среди моих людей были как бывшие десантники, офицеры армии и полиции, так и люди служившие в спецназе. Мы были вооружены и у многих были пуленепробиваемые жилеты.  Наша цель была была четкой.  Взять под свой контроль ключевые учреждения режима, включая Скупщину и телевидение".

Илич заверил журналистов, что Войслав Коштуница не подозревал об этой акции якобы потому, что ее организаторы боялись, что будет против нее.

В течение всего переворота, сказал Илич, он поддерживал связь с высшими чинами армии и полиции, предавшими Милошевича.

- Я имел постоянную телефонную связь с Министерством внутренних дел.  В настоящий момент я бы предпочел не называть имен.

Когда его попросили рассказать о сценах братания демонстрантов с полицией, которые ободрили демонстрантов и помогли деморализовать силы лояльные Милошевичу, Илич улыбнулся и раскрыл секрет.

- Это были наши люди одетые в полицейскую форму.

Илич хотел особо подчеркнуть антикоммунистическую традицию своей семьи.
- Моего отца повесили красные  в 1943 году.

Во время натовских бомбежек весной 1999 года он был под наблюдением полиции за отказ от военной службы и сорок дней прятался в лесу, давая западной прессе возможность раздуть свой образ борца за свободу.
 

Имперский сговор: Югославия станет протекторатом Германии
Берлин, АП, 11 октября 2000

11 октября, министр иностранных дел Германии Йошка Фишер заявил в Рейхстаге, что

Йошка Фишер, осужденный как военный преступник народными трибуналами в ряде стран за его роль в агресси НАТО против Югославии,

Германия должна предоставить Югославии не только материальную, но и военную поддержку Бундесвера, которому следует обосноваться там на постоянное место жительства.  По его словам, это необходимо, чтобы использовать "уникальный шанс для создания там демократии в контексте европейской интеграции".

В своем интервью известный критик западного империализма профессор экомомики Чоссудовский (университет Оттавы, Канада) так прокомментировал это заявление (полный текст этого интервью будет опубликован в следующем номере "Лефт.ру"):

"Все указывает на то, что они (империалисты - прим.ред.) хотят превратить Югославию в протекторат Германии немецкими войсками (и немецкой маркой) на югославской земле, как часть Lebensraum, жизненного пространства, Германии.  Таковой стала судьба других бывших республик федерации, включая Македонию и Хорватию.  Что касается США и Британии, то они нацелены на Среднюю Азию.  В этом и заключается их сделка.  Бассейн Каспия и Средняя Азия - территория США.  "Бритиш Петролеум-Амоко" и "Арко", крупнейший в мире англо-американский консорциум, являются главным игроком в разделе каспийскх нефтяных полей.  Роль НАТО заключается в том, чтобы с помощью созданного им военного альянса ГУУАМ охранять маршруты нефтепроводов с Кавказа через Балканы".


Идеологическая колонизация

В Сербии начинается процесс идеологической колонизации, хорошо известный народам бывшего Советского Союза.  Для западных империалистов важно, чтобы покоряемые ими народы признали обвинения, какими бы лживыми они ни были, которые империализм обрушивает на них.  Как только значительная часть югославов начнет верить, что они действительно повинны в приписываемых им преступлениях и должны быть наказаны за них, - для империализма открывается широкая дорога к их окончательному закабалению.  Началась третья война против Югославии.  Первая была против единства ее народов.  Вторая - уничтожение ее экономической инфраструктуры натовскими бомбардировщиками и блокадой, прямое вмешательство в выборы, подготовка и осуществление путча, приведшего к власти марионетку Коштуницу.  Теперь наступил час "искупления грехов" за сопротивление империализму.  Югославов заставят оплевывать себя и восхвалять врага.  Примерно наказав сербов, империалисты могут спокойно наслаждаться плодами своей победы.  Таков характер предстоящего этапа колонизации.  Горе побежденным!

 

- Люди Джинджича - самые настоящие фашисты...
Интервью Джареда Израэля (США) с Горданой, членом Радикальной партии Сербии (националистическая группа)

Зоран Джинджич, как и его немецкий предшественник Розенберг, доктор философии, учился в Германии, глава сербских демократов-чернорубашечников.

ДИ.  - Что происходит? Г. - Оппозиция захватывает все вокруг, особенно учреждения, у которых есть какие-то деньги.  Например, телекомпании.  Они запугивают и избивают людей.  Они хотят уничтожить результаты выборов и заявляют, что будут новые выборы в Скупщину уже этой осенью, хотя по закону они должны состояться только череь год.  Это означает, что сербский народ лишится своих законно выбранных представителей, потому что выборы сейчас будут проходить в невозможной обстановке. Ряд политических партий потерял какой-либо доступ к СМИ.  До переворота у нас были как правительственные СМИ, так и еще более развитая оппозиционная пресса, выражавшая целый спектр мнений.  Теперь мы слышим только одну точку зрения. И идет ежедневная терроризация людей.  Они надеются запугать возможных кандидатов от партий стоящих на их пути.

ДИ. - Вы сказали, что идет "ежедневная терроризация"?
Г. - Вот пример.  У меня есть подруга-интеллектуалка. Каждый раз, когда раздается телефонный звонок, она слышит угрозы.  Они остановили ее

Помещение областного комитета  Социалистической партии, разгромленное путчистами.

машину и угрожали ей.  А ведь она дочь известного профессора, принадлежит к професиональному классу.  Даже широко известные люди подвергаются угрозам.  Другая моя знакомая, журналистка, боится оставаться дома одна и приходит ко мне ночевать.  И это в Белграде!  Можете себе представить, что должны испытывать сейчас рядовые люди?  Они еще более запуганы.  Я ехала в автобусе, битком набитом уставшими, ехавшими с работы людьми.  Один из этих чернорубашечников ОТПОРа вошел в автобус и приказал водителю стоять на месте.  Потом он сказал: "Слушайте! Власть у нас в руках.  Теперь держитесь!"

ДИ. - Так вы полагаете, что люди будут бояться голосовать за социалистов, радикалов и другие партии, выступающие против переворота?
Г. - Нет, но я думаю, что многие испугаются выставлять свою кандидатуру.  Люди Джинджича захватили все теле- и радиостанции.  Из програм убрали даже старые передачи.  Идет сплошная пропаганда.  Наши старушки даже не могут посмотреть их любимые латиноамериканские сериалы.  Вместо этого на нас обрушивают потоки американской лжи, в том числе о войнах в Боснии и Хорватии и т.п.  Они передают программы, в которых сербы объявляются виновными во всем.  Можете себе представить?  Они думают, что мы - зомби, не знающие своей собственной истории.  Это своего рода террор, цель которого сломать наш дух.  Заставить людей потерять всякую надежду.  Сегодня они показали по телевидению лживую передачу о Дубровнике.  Показывали фотографии, чтобы доказать, что в 1991 году этот город сожгла югославская армия.  Но все старые здания в Дубровнике находятся в отличном состоянии.  Я знаю об этом от моих друзей, которые ездили туда.  А эти фильмы, которые они показывают, чтобы убедить нас, что сербы виновны во всех войнах последнего десятилетия!  Почему? Разве мы пытались отсоединиться? Разве Югославия не имеет права на существование (и разве не имеет такого права Российская Федерация? - прим. ред.).  Разрешили бы другие страны сепаратистам и иностранным поджигателям разрушить себя?  Я никогда еще не видела такой лжи.  Можете представить себе ситуацию, когда вас воротит от всего, что вы видите на экранах и слышите по радио?

ДИ. - Боюсь, что могу.  Все что мы пытаемся делать в "Одежде императора" (Emperor's Clothes - антиимпериалистическая организация в США - прим. ред.) - это разоблачать ложь.  Но они производят ее быстрее, чем мы успеваем разоблачить ее.
Г. - Сегодня в Югославии - 1941 год.  Те, кто еще не понмает этого, скоро поймут.  Даже некоторые люди, с которыми я недавно разговаривала и которые поддерживали ДОС (Демократическая оппозиция Сербии), теперь говорят при виде этого насилия, что "люди Джинджича - самые настоящие чернорубашечники".

- Контрреволюция.  И не такая уж "бархатная"...
Из интервью с Михайло Марковичем, бывшим вице-председателем Социалистической партии Сербии (до 1995 г.), членом сербской Академии наук.

Таня Джурович для Junge Welt. Белград, 11 октября, 2000

ТД. - Профессор Маркович, за выборами 24 сентября последовал своего рода государственный переворот на улицах Белграда 5 октября.  Он был организован Демократической оппозицией Сербии (ДОС).  Некоторые уже называеют его "бархатной революцией".  Как бы вы описали происшедшее?

М. - 5 октября началось как одно из тех ''восстаний", которые мы уже видели не раз, начиная с 9 марта 1991 года.  Т.е. как попытка запугать режим, заставить его пойти на попятную, войти и силой овладеть госучреждениями, как это уже было в странах Восточной Европы.  Протесты 5 октября, конечно, не были просто "мирным" выражением гражданского неповиновения.  Они и не планировались как мирные, чтобы ни говорили сейчас их организаторы.  Было много насилия. Несколько человек были убиты, около сотни раненых, причинен значительный материальный ущерб.  Все это ясно указывает на то, что это была контрреволюция, и не такая уж "бархатная," как некоторые ее теперь называют.  В моем определении, революция это социальный переворот, общественная трансформация, которая ведет к более высокой, более прогрессивной форме общества.  Когда этого не происходит, мы имеем дело с контрреволюцией.


ТД. - Какие факторы привели к этому исходу и положили конец десятилетнему сопротивлению страны под руководством Слободана Милошевича?  Почему этого не произошло раньше?
М. - Здесь, в Сербии, "переходный" сценарий долгое время не работал по ряду причин.

Одна из них это то, что в Сербии уже были проведены некоторые необходимые реформы.  В 1989 году мы реформировали политическую и экономическую системы. . . Но правительство твердо оставалось в руках социалистических сил.  Кроме того, сербы очень стойкая нация, когда дело касается диктата извне.  Мы долго сопротивлялись попыткам реакционных сил Запада принудить нас к "переходу," как это они называют, к насаждению дикого капитализма с его "шоковой терапией" и другими катастрофическими последствиями для общества.  Словом, у нас было определенное понимание всего этого, а поэтому было и сопротивление.  Однако, комбинация определенных факторов за 10 лет изменила это отношение.  Ключевым здесь было чудовищное давление со стороны США и Запада, которые открыто вмешивались в наши внутренние дела, руководили оппозиционными лидерами и потратили от 70 до 100 миллионов долларов только на одни последнии выборы.  С другой стороны, произошло внутреннее ослабление самого правительства и определенная деморализация руководящих кадров Социалистической партии Сербии.  И, что хуже всего, наш народ оказался в очень тяжелом материальном положении, почти полной нищете и больше не мог этого терпеть.  И вот тогда этот лозунг "Перемены любой ценой!", даже если эти перемены будут к худшему, взял верх. И это привело к поражению левых на выборах.  Не полному поражению, конечно.  В Федеральном парламенте левые силы все еще имеют большинство, но на местном уровне это было полное поражение.  И, конечно, на уровне президентских выборов.

ТД. - Вы упомянули "внутреннее ослабление" и "деморализацию" в СПС . . . Помимо иностранного фактора, который более чем ясен дла всех, насколько само левое правительство Югославии повинно в поражении на последних выборах?
M. - Поначалу внутри Социалистической партии, защищавшей основные социалистические ценности, существовала определенная демократия, поддерживался высокий духовный настрой.  Даже сейчас, естественно, среди социалистического руководства есть немало честных, некоррумпированных людей, не изменивших своим левым взглядам.

Но это положение постепено менялось под влиянием внутреннего разложения.  Прежде всего, сам Слободан Милошевич был не очень чувствителен к коррупции.  Хотя он лично и остался честным до конца, но в даже в своей семье не проявил принципиальность по отношению к поведению своего сына и жены и не наказал их.  Это произвело негативное впечатление на общество, его сторонников, членов и руководство Социалистической партии.  Это сыграло большую роль во внутренней эрозии.  А создание "Югославской левой" (ЮЛ) было сокрушительным ударом.

ЮЛ выступает как левая партия, но по неофициальному признанию самого Милошевича, эта "левая" партия была создана под воздействием санкций, блокады.  Чтобы пробить эту блокаду, югославское правительство должно было терпимо относиться к определенным формам "серой экономики".  Ряд частных собственников должнен был давать взятки чиновникам ЕС и НАТО.  Это позволило нам доставать нефть, бензин и все остальное.  Но эти собственники, пользуясь теневой экономикой, аккумулировали большие средства.  И Милошевич решил, что было бы полезно сделать этих людей, по сути дела ставших капиталистами, своими союзниками.  В конце концов, именно так и был создана ЮЛ, и жена Милошевича стала ее руководителем.  Но как бы привлекательна ни была эта идея поначалу, в конечном счете она имела пагубные последствия.  Сейчас мы их видим.

Члены этой так называемой левой партии состояли в ней только для того, чтобы обогатить себя еще больше и завладеть политическим местом на верхушке, чтобы охранять свой капитал.  Конечно, это оказало деморализующий эффект и на Социалистическую партию.  А Милошевич даже заставил социалистов пропагандировать ЮЛ повсюду, войти в коалицию с ней и внести в выборные списки большое количество ее представителей.  Годами это вызывало брожение среди активистов Социалистической партии.

ТД - Вы один из идеологов СПС.  Некоторые даже говорят, что так называемый сербский национализм и его внесение в программу партии содействовало поражению левых сил?...
М. - "Сербский национализм", национализм как таковой и даже патриотизм часто смешивают с шовинизмом . . . Это большая ошибка, позвольте мне объяснить.

Национализм?  Я критически отношусь к национализму, потому что национализм всегда означает однобокий подход к проблеме, видит в ней только национальное измерение.  Все видится только в свете национальных отношений, национальных интересов.  Я очень критически отношусь к этому.  Но даже в этом случае есть два вида национализма.  "Доброкачественный", просто односторонность взгляда, и "злокачественный" национализм, т.е. шовинизм.

Шовинизм есть ненависть к другим нациям, неприятие других национальностей.  Это что-то абсолютно негативное....  Люди, которые не видят разницы между этими двумя видами национализма, не говоря уже о различии между национализмом и патриотизмом, просто недостаточно образованы.  Они не понимают проблематики нашего времени, их взгляд на вещи поверхностен.  Они видят только черное и белое там, где есть все переходные оттенки.

Поэтому это не вопрос "сербского национализма", даже "доброкачественного", а сербского патриотизма.  Патриотизм есть любовь к своему народу и своей стране; он не нуждается в оправдании.  Вы не можете быть интернационалистом, не будучи патриотом.  И когда ваша страна страдает от агрессии, вы защищаете ее также, как вы защищали бы ат агрессора любую другую страну.  Патриотизм есть нечто совершенно позитивное. Национализм может существовать в правых партиях.  Например, в партиях Сеселжи и Драсковича.  Но в Социалистической партии мы можем говорить только о патриотизме, принимая другие нации, но в то же время готовые защищать интересы своей, сербской нации. Совершенно несправедливо говорить о национализме СПС, и сам Милошевич не может быть назван националистом.  Его знаменитая речь 1989 года в Гази Местан была абсолютно антинационалистической.  А некоторые называют ее националистической, даже не прочитав ее.

ТД. - Вы говорили о "переходном" сценарии.  Мы все знаем его последствия для стран Восточной Европы, как и его результаты.  Если мы посмотрим на эти выборы как на выбор между "свободой и рабством", можно ли сказать, что сербский народ сознательно проголосовал за свое рабство?

М. - Конечно, нет!  Он просто больше не мог противостоять давлению.  И вот почему.  Как я уже сказал, в течение десяти лет сербский народ оказывал упорное сопротивление, и я объяснил, почему.  И я уверен, что он продолжал бы сопротивляться, если бы каждый нес равную долю страданий . . . Но рядовые люди больше не могли терпеть нищету и страдания, видя, что определенные слои все больше богатеют и живут в роскоши.  Разрыв между программой левых партий и практикой был слишком большим.  Вот почему в конце концов мы потерпели поражение.  И дело не в "сербском национализме" или в том, что ДОС "лучше".

Люди голосовавшие за "перемену", потому что "не может быть ничего хуже того, что уже есть" очень скоро убедятся, что может быть и хуже.  И когда они это увидят, когда они увидят массовые увольнения и распродажу народной собственности, когда они почувствуют бремя долгов, когда они наконец увидят, что мы стали полуколонией иностранного капитала и Нового мирового порядка, полуколонией США, прежде всего, - вот тогда и появятся опять условия для социалистов и других левых сил.
/..../
Что касается глобализма . . ., то ему не суждена долгая жизнь.  Американская империя, жадная до денег и власти, рассыплется как карточный домик, как все другие империи, потому что ее основы прогнили насквозь.
Блок сопротивления уже создается, и ужасный опыт прошлогодних бомбежек Югославии сильно способствовал этому процессу.  До этой агрессии, американская политика ''дубины и морковки" казалась успешной и сулила американскому империализму достижение его целей без войн.  Но натовские бомбежки Югославии испугали весь мир.  Они показали, что Новый мировой порядок имеет многие черты фашизма.  Россия, Китай, Индия, Южная Америка и страны Африки протрезвели, очнулись, стали мудрее.

ТД. - Что теряют эти страны и весь антиимпериалистический мир со сменой власти в Югославии?
М. - Очень многое, это правда.  Для США и НАТО было необходимо установить полный контроль над Балканами для прямого доступа к Средней Азии, Каспию, к территориям, богатым нефтью и другими ценными природными ресурсами.  Югославия и Сербия несомненно стояли на их пути.  Теперь Слободан Милошевич убран.  Войслав Коштуница, может быть, и хотел бы оказать сопротивление, но ему помешают его союзники.  Это, конечно, огромная потеря, особенно, для России.

Тем не менее, силы сопротивления глобализму становятся сильнее на наших глазах и будут расти.  И, может быть, Югославия займет свое место среди них в будущем.  В перспективе, силы Нового мирового порядка не имеют шанса на успех.

 

.
Ваше мнение
.
На главную страницу

Левая Россия
E-mail: editor@left.ru

.