Андрей Лиховод
Атомная угроза Украине 7 декабря 2000 года в Лондоне состоялся Совет директоров Европейского банка реконструкции и развития, который, как и ожидалось, одобрил «украинский ядерный проект» по достройке двух блоков на Ровенской и Хмельницкой атомных электростанциях. Согласно заявлению ЕБРР, это решение должно компенсировать потерю энергетических мощностей Чернобыльской АЭС, закрытой 15 декабря под прямым давлением западных стран. В этот же день, в 20.00 вследствие течи в парогенераторе было произведено аварийное отключение от электросети 2-го блока Южно-Украинской АЭС, мощностью в 1000 МВт. Остановленный блок был подключен сети всего лишь несколькими часами раньше, причем, после проведения планово-профилактического ремонта. В целом 7 декабря на всех АЭС Украины работало только 9 из 14 базовых энергоблоков. Стояли 3-й и 4-й энергоблоки Запорожской АЭС, и по одному блоку Ровенской и Чернобыльской станций. Специалисты Украинского ядерного общества, возглавляемого недавним главой Национальной энергетической компании (НАЭК) «Энергоатом» Владимиром Бронниковым называют критической ситуацию, сложившуюся в атомно-энергетическом комплексе Украины в декабре 2000 года. Коллапс работы АЭС является одной из главных причин всеобщего энергетического кризиса, охватившего страну в самом начале наиболее сложного, зимнего периода. По мнению экспертов, такое положение угрожает как общей энергетической безопасности страны, так и безопасности работы самого комплекса атомной энергетики. В. Бронников заявил, что на всех станциях отсутствует двухнедельный запас дизельного топлива и расходных материалов, необходимый для работы в автономном режиме: «У нас нет запаса прочности на стихийные бедствия, нет запаса автономной живучести. Поэтому если случится какой-либо инцидент, ликвидировать его будет нечем». Атомщики ехидно заметили, что энергетическая политика государства сейчас делается в свеженастроенных соборах, где наше руководство молит своих небесных покровителей подольше удерживать над Украиной теплый антициклон. Такова ситуация, на фоне которой собравшиеся в Лондоне представители крупнейших капиталистических государств континента определяли судьбу атомной энергетики Украины. Причем решение, принятое Советом директоров ЕБРР полностью вступит в силу только после выполнения четырех дополнительно выдвинутых условий. А эти условия, как хитро формулирует президентская пресса «не все категорически зависят от Украины». Выполняя первое из них, президент и правительство успешно завершили кампанию закрытия Чернобыльской АЭС. Согласно второму пункту Советом директоров Международного валютного фонда должно было быть принято решение по возобновлению «программы расширенного финансирования Украины», и 19 декабря руководство МВФ утвердило данный проект. При этом газета «Зеркало Недели» отмечает, что «привязку к МВФ можно считать своеобразной гарантией стабильной макроэкономической среды для данного проекта ЕБРР». Иными словами, Международный валютный фонд получает дополнительный инструмент контроля над жизненно важной частью экономики Украины. Проект ЕБРР финансируется шестью международными кредиторами, крупнейшим из которых является консорциум «Евроатом» – выделяющий 585 млн. долл. (39,5% финансирования). Остальными кредиторами станут: сам ЕБРР — 215 млн. долл. (14,5% от финансового плана проекта), Экспортные кредитные агентства (ЭКА) Великобритании, Франции, США, Швейцарии, Бельгии и Чехии — 348,3 млн. долл. (23,5%) и Россия — 123,7 млн. долл. (8,4%), предоставляющая топливо для первой загрузки новых ядерных блоков, предоставляемое Украине в виде технического кредита. Украинскую сторону проекта представляют НАЭК «Энергоатом», предоставляющий 158,7 млн. долл. (10,7% финансирования) в виде обслуживания кредитов на период строительства блоков и государство, обязующееся выделить 50 млн. долл. (3,4%) на строительство линии электропередачи от 4-го блока Ровенской АЭС до общей сети. Полная стоимость проекта составит 1 480,6 млн. долл. США, а процентное распределение вкладов показывает, кто будет реально контролировать энергетические системы Украины в ближайшем будущем. А механизм такого влияния и контроля, фактически вырабатывается на основе еще одного, невинного на первый взгляд условия ЕБРР: гарантиях стабильного состояния атомно-энергетического комплекса и дальнейшего повышения стандартов ядерной безопасности, предоставляемого в письменном виде украинской стороной. «Сущность вопроса в том, чтобы не только два блока, которые будут достроены с помощью международных кредитов, а вся ядерная энергетика Украины приобрела совершенно новую, очень жесткую систему регулирования ядерной безопасности. Систему, которая осуществляет надзор, лицензирование, контроль, анализ работы всех действующих в Украине ядерных блоков», – сообщает газета «День». В этот «жесткий» контроль над энергетикой Украины, а значит, и над всем промышленным комплексом страны и вкладываются деньги капиталистических государств, а ввод в действие двух достроенных на две трети блоков средней мощности, – не более чем благовидный предлог для начала этого процесса. Тем более, что их работа начнется, мягко говоря, не скоро (к 2004 г. – на Хмельницкой, и к 2006 – на Ровенской), а пока исчезновение мощных энергоресурсов закрытой 15 декабря ЧАЭС, ранее обеспечивающей значительную часть северных регионов, серьезно подорвала то, что сама же буржуазия называет «энергетической безопасностью Украины». Необходимо напомнить, что эта замысловатая формулировка, означает дальнейшее увеличение и без того регулярных «веерных» отключений электроэнергии на предприятиях, учреждениях, в жилых домах, детсадах, больницах и школах по всей территории страны. После помпезно отпразднованного закрытия ЧАЭС по стране в среднем ежедневно происходит до 50 таких отключений. Такой результат был неизбежен – президент УЯО В. Бронников ранее заявлял: «Проблема Чернобыльской АЭС не только в том, что мы выводим ее в угоду Западу. Проблема и в том, что мы не накопили средства на безопасный вывод станции из эксплуатации. Мы ничего не сделали, чтобы создать замещающую мощность». Основное требование ЕБРР, выдвинутое при явном диктате МВФ уже выполнено «украинскими партнерами» – по-лакейски, мгновенно. Одновременно с лондонским соглашением президент Кучма подписал указ о создании Государственного комитета по ядерному регулированию, призванного контролировать всю атомную энергетику страны. Причем, сообщают, что в разговоре с представителем ЕБРР, небезызвестным Романо Проди, наш президент решительно-доверительно заявил: «Чернобыль мы закроем, потому что обещали. Будет кредит ЕБРР или нет». Еще бы, куда ему деваться. Украинское руководство уже не в первый раз подтверждает свою роль управляющего мировых капиталистических монополий, исправно, и до конца выполняющего все требования своих хозяев. Ну а последнее условие ЕБРР уж никак не назвать новым и удивительным: по сообщению еженедельника «Зеркало Недели», «в процессе совместной работы украинской стороны, ЕБРР и других кредиторов был определен ряд условий, реализация которых могла сделать проект самоокупаемым. Одно из главных… — план приватизации облэнерго с привлечением стратегического инвестора. Опыт работы ЕБРР в других странах (Хорватия, Казахстан, Молдова) свидетельствует, что приватизация энергосектора является самой эффективной мерой… Потому нет ничего странного в том, что условием для получения первого транша кредита на достройку ядерных блоков ЕБРР назвал успешную приватизацию облэнерго, — Банк хотел быть уверен, что кредиты будет чем погашать». Из этого признания вполне очевидно, что стратегической целью западных монополий и их отечественной прислуги является полная и окончательная приватизация атомной энергетики Украины. В ночь на 1 января 2001 года множество сел в северных областях страны «на некоторое время» остались без света. Столице потребовались дополнительные энергомощности, – для праздничной иллюминации. Такая характерная предновогодняя примета ясно показывает, насколько «светлым» будет капиталистическое будущее трудящихся Украины. |