Left.ru ________________________________________________________________________________
Светлана Байбородова

Починок врал, Починок врет, Починок будет врать...

14 января, в дискуссионной телепередаче "Времена" (ОРТ) обсуждалась проблема КЗоТа. Участвовавший в беседе министр труда А.Починок из кожи вон лез, чтобы доказать,  что правительственный проект Трудового Кодекса, перечеркивающий действующий КЗоТ, создан исключительно для защиты интересов работников. Вертясь, как уж, министр труда так виртуозно уходил от прямых ответов, что даже ведущий - профессионал В.Познер впадал в легкую оторопь и вынужден был то и дело возвращать Починка к сути вопросов.

В своем вдохновенном вранье Починок договорился до того, что простота увольнения предусмотрена правительственным проектом, оказывается, для того, чтобы работодатель мог легко уволить... директора!

Когда его спросили, правда ли, что по правительственному варианту КЗоТа можно увольнять работников без согласия профсоюза (правда, ведущего почему-то интересовала только возможность увольнений за прогул и за пьянство на работе, на которые и сейчас не требуется согласие профсоюза), Починок подхватил: "И можно уволить руководителя, который разорил свое предприятие, подвел акционеров - тоже не советуясь с профсоюзом!" 

Тут даже либерал Познер вынужден был его поправить: "Оставим руководителя, потому, что руководитель не должен быть в одном профсоюзе с теми, которые работают".

Но Починок не унимался: "Да вы что! Сейчас вы знаете, что они делают! Директор создает профсоюз из трех работников своего предприятия и они никогда не дадут согласия на его увольнение".

Далее на глазах у многомиллионной аудитории министр труда был уличен в мелком жульничестве. На вопрос о том, будут ли по правительственному Трудовому Кодексу при 56-часовой рабочей неделе платить за сверхурочные, он, ничтоже сумняшеся, ответил: "Конечно, будут!"

Тогда участвовавший в передаче депутат Госдумы А.Исаев разъяснил присутствующим, что в правительственном КЗоТе введена очень интересная норма о том, что по просьбе работника ему может быть установлен рабочий день до 12 часов в день и рабочая неделя до 56 часов в неделю. В этом случае, если он попросил об этом сам, эта работа не является сверхурочной, - так записано в правительственном варианте. Сверхурочной же работа считается и оплачивается в двойном размере только тогда, когда его к ней привлек работодатель. А какие способы есть у работодателя для того, чтобы получить от работника заявление о том, что он просит увеличить ему продолжительность рабочего времени, всем хорошо известно. 

Но иезуитству министра труда не было предела: 

"Нас с вами сейчас слушают 12 миллионов человек, которые сами просят об этом. Это учителя и врачи, которые просят дать им возможность работать больше, чем на одну ставку".  (Еще бы им не просить об этом, если ставка учителя с десятилетним стажем составляет 500 рублей! - С.Б.)

А.Исаев снова вывел его на чистую воду: "К учителям, Александр Петрович, эта норма не имеет никакого отношения. Учительская ставка - 18 часов, и чтобы выработать 56 часов, им нужно несколько ставок, что физически невозможно без ухудшения качества преподавания. Эта статья проекта Трудового Кодекса касается рабочих".

Но Починок все равно не успокоился: 

"В нашем проекте и в проекте профсоюзов список оснований для увольнения одинаковый - те же семнадцать пунктов. Их можно переименовать, переставить местами и мы придем к соглашению".

Исаев и с этим не согласился, пояснив, что список оснований не одинаковый, в частности, правительство вводит открытый список оснований для заключения срочных контрактов.

Тут только министр труда согласился бросить трудящимся и профсоюзам мелкую кость: "Хорошо, в этой статье поставим точку и скажем, что список заканчивается, других оснований нет - и на этом договоримся". 

Действительно, это уже перестраховка правительства. Даже одного нового основания для заключения срочных трудовых договоров, заложенного в правительственном проекте: "проведение работ, связанных с заведомо временным расширением производства или объема оказываемых услуг" (ст. 55) -  вполне достаточно для того, чтобы все работающее население погрузить в рабство срочных контрактов. Ведь в условиях кризиса экономики любое расширение работ можно объявить "заведомо временным"...

Наконец, Починок проговорился и выболтал всеобщую головную боль, вековечную тоску всех работодателей, которые однажды сталкиваются с тем, что их всевластию и самодурству на предприятии начинает мешать такая "мелочь", как работники, объединившиеся в независимый от него рабочий профсоюз:

"Вот сейчас мы разбираем конфликт в "Макдональдсе". Там подавляющая часть работников предприятия согласна с позицией самого предприятия. Но группа людей объединилась в профсоюз, и по закону они правы! Они могут навязывать свои условия всем остальным, - понимаете, в чем недостаток-то! Группа работников, объединившаяся в профсоюз на предприятии, может диктовать свою волю остальным работникам предприятия, даже если их в десять раз больше".

О том, что "всем остальным" в "Макдональдсе" до возникновения профсоюза навязывал условия директор, направо и налево нарушавший нормы КЗоТа об охране женского труда, а затем отказавшийся признать факт наличия на его предприятии созданного законным путем профсоюза, Починок и словом не обмолвился.

"Вы учтите, что по нынешнему КЗоТу справедливого увольнения вообще почти не бывает!  -  продолжал стращать телезрителей "угрозой" сохранения действующего КЗоТа Починок. - Если работодатель уволит без согласия профсоюза неподходящих ему работников, и любой из уволенных придет к нам в Инспекцию по труду, то в 97 % случаев мы возвратим их на работу, что бы ни делало руководство, - по закону это положено".

Слушайте, противники кампании защиты КЗоТа, доказывающие, что КЗоТ не работает и никому не нужен и борьба за него бессмысленна и вредна. Слушайте внимательно господина Починка. Вот вам классовая правда классового врага: КЗоТ работает - там, где находится сплоченная группа решительных людей, которые хотят и умеют им пользоваться как оружием для защиты своих прав.

Затем, правда, министр труда, которого правильнее было бы назвать министром капитала, спохватился и снова надел маску лучшего друга трудящихся, которую столь неосмотрительно снял:

"Мы потому в своем проекте КЗоТа и заложили обязательность переговоров, обязательность заключения соглашений, что хотим, чтобы на каждом предприятии были нормальные контрактные отношения между коллективом и работодателем.
Человек должен знать, что он защищен от работодателя, прежде всего".

"Если профсоюзы будут бороться с работодателем за права работников, мы им только спасибо скажем!".

Естественно - Починку нечего опасаться, что у него отвалится язык от частых слов благодарности, потому что в случае принятия КЗоТа, предложенного Правительством, бороться с работодателями будет некому (профсоюзы окажутся за территорией предприятия) и нечем (все основные права профсоюзов по защите прав работников будут ликвидированы). В таких условиях, видимо, и сложатся самые "нормальные контрактные отношения между коллективом и работодателем". И наступит социальный мир и полное спокойствие. Как на кладбище.

Когда слушаешь излияния руководителя министерства труда России, поневоле вспоминается государство, описанное Оруэллом в романе 1984, где министерство мира ведало войной, министерство правды занималось фальсификацией истории, министерство любви - уничтожением инакомыслящих... И лозунги того государства, словно взятые на вооружение нынешним российским правительством по отношению к нашему народу:

"ВОЙНА - ЭТО МИР"
"СВОБОДА - ЭТО РАБСТВО"
"НЕЗНАНИЕ - СИЛА"

МИНИСТР ТРУДА - ЭТО МИНИСТР КАПИТАЛА. 

Все это может показаться диким и невозможным только тому, кто по-прежнему пребывает в благостной иллюзии, что рынок - основа демократии и будто буржуазное государство, изменив своему предназначению, станет когда-нибудь защищать интересы рабочих, инженеров, учителей и построит для них капитализм "с человеческим лицом".  Нет, капитализм у нас будет только с лицом Починка. Или Макарова (см. титульную страницу).
 
 
 

Ваше мнение