Left.ru
___________________________________________________________________________БАСТУЮТ
УЧИТЕЛЯ ИРЛАНДИИ Идея так называемого социального партнерства, «участия» работника в определении политики, проводимой компанией, или госслужащего – в определении государственной политики, на наших глазах еще раз разоблачила себя как большая иллюзия. Учителя были грубо разбужены от сладкого сна. Все профсоюзы учителей, как и другие профсоюзы госслужащих, до сих пор боролись за ограниченное, минимальное повышение заработной платы по принципу «дайте лошадке кушать травку». Таким было видение профсоюзных лидеров. Сейчас же многие работники государственного сектора задаются вопросом, куда же завела их подобная тактика. Члены Профсоюза учителей Ирландии (АСТИ) сегодня подвергаются нападкам за свои требования повышения заработной платы. Очевидно, широкая публика не симпатизирует их требованиям, – что само по себе еще не означает, что эти требования несправедливы. Наша система образования сильно изменилась за прошедшие годы, повернулась лицом к учащимся, но продолжающийся упор на результаты экзаменов оказывает слишком большое давление как на учеников, так и на учителей. Правительство заверяет, что у него есть стратегия, альтернативная оценке образования по результатам выпускных экзаменов. Однако все, что пока наблюдается, – это хаос и разброд. Другие, помимо АСТИ, учительские профсоюзы страны отказываются принимать участие в реформе, и весьма сомнительно, чтобы Министерство образования смогло собрать 3 экзаменаторов для проверки результатов выпускных экзаменов по стране. Уже ясно, что оно не сможет набрать выпускников пединститутов, пенсионеров и государственных служащих для замены бастующих учителей. Теперь правительство пытается запугать учителей, используя для достижения этой своей цели «общественное мнение». Профсоюз делает большую тактическую ошибку, отказываясь распространить забастовку на выпускные классы школ. Если бы профсоюз это сделал, он обеспечил бы себе поддержку общественного мнения и самих учащихся – и развернул бы общественное мнение против политики правительства. Это заставило бы правительство быть более сговорчивым в переговорах с учителями. Другой сферой, в которой учителя могли бы оказать дополнительное давление на правительство, было бы решение об отказе членов учительских профсоюзов работать в системе элитных, частных школ. Наличие таких школ в нашем обществе позволяет существовать положению, при котором высшее образование остается доступным только узкому кругу людей, а общественное мнение получает сигнал, что деньги, а не талант и упорная работа дают возможность получить университетский диплом. В настоящее время сложилась такая ситуация, что тот, кто может себе позволить отправить детей в частную школу, на которую забастовка не распространяется, оказывается в привилегированном положении перед выпускными экзаменами по сравнению со всеми остальными. Родители большинства учеников не могут позволить себе нанимать репетиторов. Профсоюз госслужащих проголосовал тремя четвертями голосов за то, чтобы отклонить предложение правительства повысить зарплату на 2% плюс 1% в качестве индексации с учетом инфляции. В этом профсоюзе состоят 12 тыс. человек, по большей части – низкооплачиваемые государственные служащие. Этот профсоюз ранее был сторонником концепции «социального партнерства», что и привело к низким зарплатам. Профсоюз постановил начать забастовку, как только закончится кризис с ящуром в сельском хозяйстве. Низкие зарплаты в госсекторе привели к резкому сокращению числа желающих работать в нем. Острый недостаток кадров в государственном секторе – одно из могущественных орудий в руках будущих забастовщиков. В то время, когда госслужащим низших рангов предлагают повышение зарплаты на 2–3%, такие госслужащие, как судьи, политики и высокопоставленные чиновники, получили повышение оклада на 15–33%! Бурный рост инфляции, рост цен на жилье и на детские сады за последние годы резко ухудшил уровень жизни большинства государственных служащих. Сегодняшняя их борьба – это борьба за будущее профсоюзного движения. «Социалистический голос»,
|