Left.ru __________________________________________________________________________


А. Лиховод
Они уже торгуются…

Рынок есть рынок, в том числе, и мировой. В конечном счете, все здесь определяет конечная цена. Поэтому, когда в две последние бессонные ночи марта нынешнее руководство Югославии, усиленное белградским спецназом, добивалось “добровольной” выдачи бывшего президента Милошевича, мало кто верил в дешевые правительственные обещания и гарантии “не выдавать” Слобо дрессированному трибуналу в Гааге. Потому что именно в это время различные, более или менее официальные лица на Западе начали жонглировать возможными суммами “экономической” помощи югославским демократам. И этот “тюремный” кредит Запада без всяких церемоний увязывался с перспективой передачи “головы” Милошевича. А итальянский представитель МВФ прямо заявил: “ощутимая помощь экономике этой страны, долгое время служившей источником нестабильности на Балканах, возможно лишь после того, как диктатор начнет давать показания перед международным судом”. Иными словами, “утром Милошевич, вечером деньги”, – кредиты. А профессиональный квислинг Джинджич в ответ на это сказал, что югославское правительство “принимает требования мирового сообщества”, однако просит обратить внимание на то, что “ход сотрудничество с международным трибуналом зависит от внутреннего положения в Сербии”. Что тут еще говорить? Они уже торгуются. И думается, сойдутся в цене без особого труда.

Об этом в первую очередь говорит тот факт, что через сербский парламент уже сейчас активно проводится закон, позволяющий экстрадикцию граждан этой страны. Его принятие ожидается уже в мае. И это чрезвычайно “обнадеживает” Запад, что было показано в ходе визита в Белград секретаря международного уголовного трибунала для бывшей Югославии Ханса Холтхэуса, который 6 апреля вручил министру юстиции Сербии Владану Батичу ордер на арест экс-президента Югославии. Уже на следующий день министр юстиции СРЮ Момчило Грубач заявил, что законопроект, разрешающий экстрадицию граждан СРЮ в Гаагу, уже готов и вполне может быть одобрен правительством и парламентом, а в прессе прошли пошлые сообщения на тот счет, что, дескаь, Слобо в конечном счете сам выберет западные застенки, как более комфортабельные. В ответ Холтхэус выразил уверенность, что “приемлемые схемы передачи Милошевича будут найдены”.

Примерный механизм этого “компромисса” в форме предательства обозначил британский министр иностранных дел Робин Кук. 4 апреля, на встрече с Коштуницей он поддержал позицию трибунала о немедленной и безусловной экстрадиции Милошевича, и еще раз напомнил, что финансовая помощь Запада будет зависеть “от признания Югославией верховенства международных законов”. Но при этом непримиримый Кук сделал оговорку, заметив, что выдача Милошевича в Гаагу может произойти и после того, как он будет осужден “дома”, поскольку, видите ли, "люди Сербии имеют право услышать всю правду о его преступлениях против сербского народа".

Это уже нечто новое. Конечно, когда Милошевича сделают преступником в Югославии, его выдача будет куда более обоснованной, поутихнут ненужные страсти и разговоры о справедливости, да и сербы к тому времени должны окончательно свыкнуться с мыслью, что в течение последних тринадцати лет ими избирался и руководил закоренелый рецидивист всемирного масштаба. Не исключено, что тогда уже и в школах будут учить тому, что двухмесячная “гуманитарная бомбардировка” (В. Гавел) Югославии совершалась исключительно ради блага югославских народов.

А пока идет торг. Президент Коштуница во время встречи с Куком жаловался на недостаточность кредита на 50 млн долл., размороженного США, утверждая, что "десять лет ошибочной политики, санкции и агрессия НАТО" нанесли экономике страны ущерб в 30 млрд. долларов. Но маловероятно, что организаторы упомянутой Коштуницей агрессии “подадут” своим марионеткам. Они, как и их услуги просто не стоят таких денег, тем более сейчас, когда ситуация на Балканах находится под полным контролем НАТО, а Югославия превращена в обыкновенное “южноевропейское демократическое государство”.

Впрочем, какая такая Югославия? Если верить президенту Черногории Мило Джукановичу “Югославии больше не существует и не может быть создано заново”. Об этом он заявил 6 апреля, а конце месяца, когда в Черногории пройдут досрочные парламентские выборы, на которых, как ожидается, на них победят сторонники нынешнего черногорского президента, эта “независимость” будет нотариально заверена на государственном уровне. Ранее Джуканович уже заявлял, что США и Европа должны поддержать предоставление независимости Черногории, так как “это станет вкладом в установление стабильности на Балканах”.

Очевидно, что такая стабильность сродни рыночной стабильности немецкой марки, которая уже заменила в Черногории югославский динар, став единственным платежным средством в республике.

А белградские СМИ, не иначе как одурманенные воздухом долгожданной свободы, убеждают сербов в том, что отделение Черногории только лишь “сбросит с обессиленной экономики ненужный экономический балласт”, а сама Югославия сегодня – не более, чем никому не нужное название. Как тут не упомянуть недавнее заявление Социалистической партии Сербии, где дается оценка действиям СМИ, которые “подстрeкaли и стояли в aвaнгaрдe гонeний нa Слободaнa Милошeвичa и Социaлистичeскую пaртию Сeрбии”. Как тут не вспомнить свежие митинги в защиту НТВ.

Сегодня Западу нужен Милошевич. Для того, чтобы обезглавить возможные попытки сопротивления сербов и возрождения Югославии. Для того, чтобы, расправившись с человеком, однажды не побоявшимся дать отпор агрессии НАТО, заявить всему миру о невозможности сопротивления империализму. Чтобы привить югославам "комплекс исторической вины" и изничтожить в сознании югославских народов память о двух весенних месяцах 1999 года, когда за их борьбой напряженно следили все прогрессивные силы мира.

Они еще торгуются. А нам пора продолжать борьбу на следующих рубежах: в России, на Украине, в Молдавии и Белоруссии.

Ваше мнение