Left.ru __________________________________________________________________________
 

Они все-таки боятся организованного рабочего класса

Имя Айнура Курманова хорошо известно в левом движении бывших советских республик. Несмотря на свой еще молодой возраст Айнур имеет богатый опыт борьбы, причем борьбы в самых тяжелых условиях, когда режим не стесняясь идет на репрессии. Успел побывать Айнур и в назарбаевской тюрьме. Сегодня Айнур Курманов один из самых авторитетных лидеров левого крыла казахских коммунистов, член ЦК Коммунистической партии Казахстана, сопредседатель рабочего движения Казахстана "Солидарность", 1-й секретарь казахского комсомола, председатель профсоюзного комитета завода "Металлист". 

Айнур, мы сегодня боремся против планов правительства ввести новый КзоТ. В Казахстане новые законы о труде приняты уже давно и каковы результаты? 

Недавно мы отметили годовщину принятия драконовского, антирабочего Кодекса законов о труде. Наш закон о труде полностью копирует, вернее, он просто был переписан с проекта Кодекса, предложенного правительством России. Российский проект у нас уже применен на практике. Что же он выявил? Во-первых, резко сократил права профсоюзов, их возможность влиять на трудовые отношения, споры, конфликты. Более того, в Кодексе профсоюзы вообще не упоминаются. Вопросы нормирования труда, социально-бытовые вопросы, повышение или понижение заработной платы - все это теперь полностью зависит только от работодателя. Разрешено увеличивать продолжительность рабочего дня до 10-12 часов. Увеличивается эксплуатация беременных и несовершеннолетних. Уменьшена продолжительность отпуска до 18 календарных дней. Работодателю дано право на локаут. Если суд признает забастовку незаконной, то хозяин получает право полностью распустить коллектив и остановить предприятие. Все эти "радости" существуют не только на бумаге. Новые законы о труде уже работают. Естественно, парламент проголосовал за этот закон, так как большинство его членов - ставленники финансово-промышленных групп. Кроме того, новый закон о труде активно лоббировался МВФ, другими международными финансовыми организациями, транснациональными корпорациями, действующими на территории Казахстана. 

Хотя, стоит отметить, что на предприятиях транснациональных корпораций даже новые законы о труде не работают. Там, вообще, нет никаких правил. Люди работают и по 16 часов в сутки.

Возможно, там лучше платят?

Не совсем. В частности у нас недавно прошла недельная забастовка рабочих греко-арабской компании "Си-Си-Си" на месторождении Карачегонак, это окрестности города Аксай. Карачегонак - крупное месторождение газа и нефти. Греки там ведут строительно-монтажные работы. Само же месторождение разрабатывается группой компаний или консорциумом КИО, куда входят европейские и российские компании, в том числе Лукойл, Газпром.

В греческой строительной компании, ведущей строительно-монтажные работы, прокладку трубопровода, работает более 6 тысяч рабочих, именно коренной национальности, самих казахов, набранных в районах. Они подвергаются сверхэксплуатации. И вот недавно, как я уже говорил, прошла забастовка. Требования работников - улучшение условий труда, прекращение практики штрафования рабочих по любому поводу, ограничение приема на работу иностранной рабочей силы, повышение заработной платы.

Откуда в Казахстане иностранная рабочая сила?
    
Англия, Франция, другие страны Западной Европы. Иностранные компании привозят квалифицированную рабочую силу: сварщиков и прочих. Забастовку же организовали в основном чернорабочие, которые участвуют в строительстве котлованов и так далее. Она проходила в момент приезда премьер-министра Токаева. Бастующие рабочие, несколько тысяч человек заблокировали кортеж премьер-министра и в течении трех часов удерживали его, требуя ответов на свои вопросы со стороны премьер-министра. Премьер заверил представителей рабочих в том, что их требования будут удовлетворены, что иностранным компаниям будет выдано соответствующее предписание, по поводу нарушений законов о труде и других норм. На следующий день акимом области была принята делегация рабочих в составе десяти человек. Затем и сам Токаев выступил в правительстве с протестом по поводу деятельности транснациональных компаний. То есть, только когда 6 тысяч рабочих заблокировали самого премьер-министра, только после этого вопрос сверхэксплуатации рабочих международными компаниями был поставлен в повестку дня.

После забастовки ситуация изменилась?

Да, греческая компания пошла на ряд уступок, в том числе была повышена заработная плата. 

Забастовка была стихийной?

Забастовка была "незаконной", т. е. необходимые процедуры не были соблюдены, но сказать, что она была стихийной нельзя. Чтобы не подставлять профсоюз, создавался стачечный комитет, который берет на себя ответственность по проведению забастовки. Формально забастовка начинается стихийно, но на самом деле все подготовлено.

Репрессий к организаторам не было?

Пока нет. Они все-таки боятся организованного рабочего класса.

А какова сегодня общеэкономическая ситуация в Казахстане? 

Некоторый экономический подъем наблюдается и в Казахстане, но он больше распропагандирован правительством, чем ощущается на себе трудящимися. Легкая промышленность, машиностроение не растут. В прошлом году правительство выпустило указ по импортозамещению, обязывающий размещать заказы на казахских заводах и выяснилось, что очень много видов продукции мы уже просто не в состоянии производить. Разрушен промышленный потенциал, инфраструктура, производственные цепочки, потеряна квалифицированная рабочая сила. Сырьевой характер экономики, который целенаправленно формировался в течение последних десяти лет, сказался на невозможности сейчас организовать внутри Казахстана производство оборудования для того же нефтегазового комплекса. Повышение же цен на нефть никак не сказалось на положении трудящихся. Контракты с транснациональными корпорациями заключались так, что поступления в бюджет республики идут от прибыли, получаемой корпорациями. А компании продают сырье в офшорных зонах подставным фирмам, т. е. самим себе, по цене себестоимости и даже ниже. В результате у многих компаний прибыли по документам нет. Таким образом бюджет республики теряет ежегодно миллиарды долларов. 

Чьи компании сегодня доминирует в Казахстане - российские или западные?

Естественно западные, так как российские компании долгое время не допускались на рынок. В последнее время российский капитал пытается активизироваться. Ведомству Чубайса за долги отошли крупные угольные разрезы в Павлодарской области, а также ряд крупных ТЭЦ. Но реально вытеснить сейчас иностранные компании практически невозможно. Это потребовало бы проведения национализации и пересмотра приватизационных сделок прошлых лет. Правда, правительство Казахстана пытается в интересах окрепшей национальной буржуазии пересмотреть некоторые итоги приватизации. Но только ради этого. Правящий клан решил вкладывать собственные средства во внутреннюю экономику, в связи с большими скандалами на Западе по поводу воровства и коррупции среднеазиатских режимов. В частности, недавно в Швейцарских банках обнаружили счета Назарбаева. Принят закон об амнистии капиталов. Правящий клан теперь может возвращать свои деньги в Казахстан и вкладывать их в предприятия, дающие высокую норму прибыли, прежде всего, сырьевые. Кстати, закон об амнистии капиталов активно лоббировал первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Абгельдин.

А что из себя сегодня представляет компартия Казахстана?

Компартия Казахстана твердой поступью идет по пути КПРФ. Назарбаев во многом копирует политическую систему Российской Федерации, но только в своеобразных азиатских условиях. От руководителей режима можно слышать заявления о необходимости создания двух-трех партийной системы. В ближайшее время может быть принят закон о партиях, по примеру Российской Федерации, где партии будут финансироваться из государственного бюджета. Компартия вполне может стать частью этой системы. В определенных рамках ей будет позволена критика режима. Речь идет о системной оппозиции. В принципе, это характерно для всех крупных компартий бывших республик СССР. Поэтому, рано или поздно раскол в нашей партии неизбежен, хотя он может и затянуться, и ускориться - это зависит от конкретных действий со стороны Абгельдина. Кстати, они сейчас активно чистят партийный аппарат - центральный комитет, региональные комитеты. Речь идет даже об исключениях целых партийных организаций, наиболее радикально настроенных. Исключены из партии Виктор Желиба, Бондаренко, Засухин - руководитель Карагандинской организации, да и вся карагандинская партийная организация распущена. Становится актуальным вопрос создания действительно левой партии в Казахстане и думаю через год-два это вполне возможно.

Хотел бы сказать еще о репрессиях в Казахстане. В Караганде 6 марта рабочие и акционеры предприятий компании ОАО "Колумб Казахстана" захватили здание карагандинского городского суда, заблокировав судью, вынесшую отрицательное решение по иску акционеров и Ассоциации независимых профсоюзов карагандинской области. Через несколько часов судьи были отпущены, но в здание все равно ворвался ОМОН со спецназом. Люди были жестко избиты, более сорока человек попали в больницу. В частности была избита руководитель движения "Поколение" Свинцова Клавдия Ивановна. Она получила сотрясение мозга, переломы ребер. Что интересно, прокуратура отказывается давать направление на проведение судмедэкспертизы по фактам избиения. Были задержаны лидеры Ассоциации независимых профсоюзов, коммунисты Рамиль Мингазов, Сакен Жунусов. Потом, правда, отпущены спустя 17 часов. Против них возбуждены уголовные дела.    

В Уральске КНБ произвел массовое задержание газет: "Левый авангард", "Трудовая Россия" и ряда других. 

Сейчас принят закон о СМИ. Сокращен до 20% объем показа зарубежных программ, имеется в виду российское телевидение. Установлен жесткий контроль за интернетом. Интернет- сайты должны проходить обязательную регистрацию как средства массовой информации. Упрощена система закрытия газет. Теперь закрывать газеты могут даже не суды, а чиновники. 

Каковы могут быть формы борьбы в подобных жестких условиях?

Диалектическое сочетание легальных и нелегальных форм. В Казахстане есть большой опыт борьбы в достаточно жестких условиях. Листовочная борьба имеет огромное значение. Как-то мы подавали заявку на проведение митинга в защиту работников правоохранительных органов. К нам пришли жены работников милиции, расплакались в связи с задержкой заработной платы. Мы выступили в их защиту. Митинг запретили, но мы пришли и те же работники милиции пришли нас как бы разгонять. Они понимали, что мы выступаем в их защиту. С каждым участковым была проведена работа о том, что не ходите на акции, объясните своим женам, чтобы тоже не ходили. Получилось, что власти сами провели пропагандистскую работу среди работников правоохранительных органов.

Подготовил 
Дмитрий Якушев
  
 

Обсудить статью на форуме