Олег Шеин ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ И
ДВИЖЕНИЕ
Произнеся необычайно либеральное послание к парламенту России, президент В.Путин, тем самым, дал понять, что дальнейшее продвижение к свободному рынку и ликвидация отягощающих предпринимателей социальных программ, является программой не только Г.Грефа и А.Илларионова, но и его собственной. КРЕМЛЬ УСТАНОВИЛ КОНТРОЛЬ НАД СТРАНОЙ Весь прошлый год прошел под знаком централизации власти и разрушения буржуазной оппозиции. Борьба государства против упрямого клана В.Гусинского, сопровождавшаяся арестом самого олигарха, завершилась переходом критиковавшей Кремль телекомпании НТВ под контроль РАО Газпром и эмиграцией В.Гусинского. Был вынужден эмигрировать и В.Березовский, безуспешно пытавшийся выстроить губернаторскую оппозицию. Наконец, М.Живило, финансировавший левых и препятствовавший сближению А.Тулеева и Кремля, оказался не просто в эмиграции, но и в тюрьме. Остальные представители крупного бизнеса даже и не пытались сопротивляться, если не считать коллективных писем и протестов во время ареста В.Гусинского. Тогда во фронде участвовал даже А.Чубайс, Тем более, что Кремль гарантировал им сохранность бизнеса и незаконно приватизированной собственности. Более того, Кремль пошел на широкие либеральные реформы, начиная с отказа от лицензирования многих видов деятельности и заканчивая введением единого уровня подоходного налога, означавшего снижение налогового бремени для правящего класса в три раза. Успешно прошла и кампания установления контроля над губернаторами. Она началась введением совершенно бессмысленных с точки зрения экономики наместников президента в семи округах, вынудив глав территорий иметь дело уже не с центральной властью в Москве, а с представителями В.Путина где-нибудь в Новосибирске или Ростове-на-Дону. Продолжилась разгромом Совета Федерации, в котором губернаторов заменили представители губернаторов то есть совершенно темные чиновники, по каждому важному вопросу вынужденные перед голосованием звонить своим начальникам и уж тем более не способные ни к каким самостоятельным выступлениям. Тем самым верхняя палата парламента потеряла какое-либо значение, если не считать мелкого лоббирования региональных интересов при принятии бюджета. Попытка выиграть местные выборы у несогласных с политикой Кремля местных губернаторов в Удмуртии и Санкт-Петербурге закончились для Администрации Президента абсолютной неудачей. Поэтому вместо победы на выборах Кремль прибег просто к административному прессингу. И проведенное явно по решению Кремля отстранение от права участия в избирательной кампании за день до голосования губернатора Курской области А.Руцкого за мелкое, по российским меркам, нарушение, продемонстрировало, что центральная власть готова прибегнуть к самым решительным мерам против региональных руководителей. После этого губернаторы Чукотки, Приморья и Кубани ушли с должностей уже самостоятельно. Губернаторская фронда была подавлена, хотя Москве пришлось пойти на серьезные уступки и предоставить главам регионов право баллотироваться на выборах вместо двух три раза. При этом, однако, собираемые в России налоги были в нарушение Налогового Кодекса перераспределены в пользу Центра, что резко сократило как экономическую, так и политическую самостоятельность регионов. Осталась Государственная Дума. К явным просчетам Кремля относится упущенный шанс принять новую Конституцию весной 2001 года и уже осенью избрать новый парламент, заодно введя семилетний президентский срок для В.Путина и сохранив ему власть, таким образом, до 2008 года. Видимо, Кремль просто не решился прибегнуть к наступлению на Государственную Думу в условиях сохранения недобитого В.Гусинского, нынешнего избирательного законодательства и еще сильной КПРФ. Однако такое промедление вряд ли оказалось чем-то большим, нежели простой перестраховкой, так как реальной опасности ни НТВ, ни КПРФ для власти осенью уже не представляли. Государственная Дума достаточно лояльна президенту и на сегодня все разговоры о ее роспуске следует отнести к обычному давлению на депутатов. Партийная оппозиция. О парламентской оппозиции, собственно, уже давно говорить не приходится. Но изменение политического ландшафта за прошедший год налицо. Начнем с того, что Единство , как организация, выявила полную недееспособность. Наспех собранная, не имевшая ни лица, ни лидеров партия списочников, несущая ответственность за все антисоциальные инициативы правительства, уже к весне 2001 года скатилась с 23%-ной поддержки в обществе до 14-ти процентов. Видя подобные перспективы, кремлевские игроки использовали остатки доверия к Медведю в марте 2001 года, когда В.Грызлов вначале выступил с инициативой отставки правительства, объясняя это необходимостью роспуска Думы, а спустя неделю от нее отказался. В результате пропрезидентские депутаты из Единства предстали перед обществом обычными провокаторами. На этом фоне следует ожидать строительства новой партии власти, в первую очередь из числа солидных депутатов фракции Народный депутат (в отличии от медведей избранных в округах, а не по списку) , наиболее приличной части Единства и тех деятелей из Отечества , которые не скомпрометировали себя слишком близкими связями с Ю.Лужковым. Отечество , как мы и предполагали год назад, ожидают времена полного распада. Созданное в свое время как будущая партия власти, оно было сильно надеждами на победу Ю.Лужкова на предстоящих президентских выборах. Потеря этих надежд вкупе с успешным наступлением Кремля на губернаторов перечеркнуло перед Отечеством всякие перспективы. Президенты Татарстана, Башкирии и Ингушетии, когда-то давшие партии едва ли не половину голосов на выборах, еще весной прошлого года поспешили откреститься от своих союзников. В настоящее время рейтинг Отечества упал в шесть раз и если бы выборы состоялись в марте 2001 года, за него отдали бы голоса всего лишь 2% избирателей. В.Путин может считать уничтожение лужковской фронды в целом выполненной задачей и Кремль вправе ожидать, что наиболее конструктивная часть Отечества прибежит по первому зову создавать новую партию власти. В этом смысле невеселая судьба ожидает официальные профсоюзы ФНПР, которые весь последний год проводили различные инициативы только за счет своих представителей в парламенте, и рискуют оказаться без материнской кампании. Ни ЛДПР, ни Яблоко , ни СПС самостоятельного интереса не представляют и первые два, видимо, вообще не смогут преодолеть 5%-ный барьер на новых выборах. Время, когда националистическая мелкая буржуазия и прозападная гуманитарная интеллигенция могли думать, что способны на что-то влиять, прошло. КПРФ и особенно Г.Зюганов, еще понятные со своей патриотической риторикой в противостоянии с Б.Ельциным, на фоне В.Путина становятся совершенно тусклыми, бессмысленными и непонятными. Однако, пока еще не разрушена финансовая база КПРФ и не выстроена сильная, а не кукольная, политическая прокремлевская партия, КПРФ будет относиться к не до конца контролируемым Администрацией Президента сегментам российского политического спектра. Впрочем, голосования коммунистов за ввоз в страну радиоактивных отходов и их предложение о выдаче трети зарплаты в натуральной форме и привлечении беременных женщин к ночным работам показали, что для правящего класса эта организация как была своей, так и остается. Что же до непарламентской оппозиции, то новый закон о политических партиях призван поставить непреодолимый барьер на пути создания любой сколь-либо массовой политической организации трудящихся, будь то Рабочая партия или Партия Зеленых. Перспективными можно считать два направления: (1) объединение малых левых традиционалистских (советских) партий вокруг РКРП. Реально происходящее на деле, оно, однако, вряд ли приведет к созданию единой партии ввиду сохранения значительных разногласий, уже не столько идеологических, сколько организационных. Кроме того, построение реальной политики на ностальгии на временах СССР и общий спад социальной активности вряд ли привлечет к этой тенденции сколь-либо серьезные новые силы во всяком случае, последнее время наблюдается, напротив, нарастающее ослабление Роскомсоюза, причем настолько серьезное, что кроме РКРП вряд ли стоит говорить о какой-то другой структуре, имеющей право называться партией. (2) Объединение реальных профсоюзов на базе борьбы против наступления правительства на права трудящихся. Эта тенденция может повлечь создание серьезной организации лейбористского типа наподобие Бразильской Рабочей партии. Однако, степень солидарности и взаимодействия реальных профсоюзов сегодня не настолько высока, чтобы всерьез можно было говорить об этом. Единая кампания за прогрессивное трудовое законодательство объединила десять крупных ассоциацийпрофсоюзов России, но этого далеко не достаточно, чтобы началось полноценное политическое взаимодействие. Такое взаимодействие требует целой сети кампаний, включая борьбу против накопительных пенсионных фондов, введения повременной оплаты телефонных услуг, ввоза радиоактивных отходов и т.д. Более того, оно требует налаживания контактов с другими общественными организациями (экологов, пенсионеров, уличных торговцев и проч.), что представляется пока почти невыполнимой задачей. Поэтому на политическом пространстве В.Путин имеет ситуацию полной свободы действий. Его начинает сковывать экономика. НАЧИНАЕТСЯ КРИЗИС Экономический подъем, в основе которого лежали обесцененный рубль и вздорожание нефти, завершился. Иначе, собственно, и быть не могло. Реальный рубль приблизился к доллару процентов на тридцать, так как российский доллар обесценивался вместе с рублем. Нефтяной бум сопровождался не только увеличением экспорта, но и серьезной лихорадкой цен на внут-реннем рынке и потерями для сельского хозяйства. Осенью 2000 года впервые с августа 1998-го было зафиксировано снижение производства. Уже в январе объем промышленного производства в январе оказался на два процента ниже, чем осенью. Однако за этой цифрой, включающей в себя сведения по добыче нефти, газа и цветных металлов, скрывается серьезный спад в перераба-тывающих отраслях, составляющих основу любой современной экономики. Так, производство в машиностроении к январю упало на 10%., в черной металлургии на 4,3%, в строительной индустрии на 8%. Вопреки предположению правительства, что рост цен в 2001 году составит 13%, уже к апрелю он достиг 7% и к концу года будет не менее тридцати.Созданные снижением налогов на доходы правящего класса и перераспределением налогов от регионов к центру бюджетные трудности ударили по трудящимся. Впервые с августа 1998-го года выросли долги по зарплате, причем, например, если в феврале 2001 года общая задолженность выросла на 4%, то задолженность, вызванная нарушением обязательств государства на 10%. Все это происходит в условиях, когда треть государственного бюджета России уходит на выплату т.н. внешних долгов. На все внутренние расходы остается не более 30-ти миллиардов долларов, причем половина из них уходит на содержание армии и милиции. Россия никогда не сможет выплатить внешние долги. Даже по самым оптимистическим прогнозам правительства, такое удастся сделать только к 2015 году. Это представляется совершенно нереальным. Следует отметить, что выплата внешних долгов происходит на фоне забвения внутренних. Правительство полностью прекратило погашение задолженности по детским пособиям, образовавшейся в 1996-99 годах, не ликвидирует собственных долгов перед коммунальным хозяйством, что приводит к длительной задержке по заработной плате у рабочих, и никак не может рассчитаться по жилищным обязательствам перед офицерами армии и флота. Все перечисленное происходит на фоне нарастающего выхода из строя оборудования заводов, которое не подлежало амортизации последние 15-ть лет, деквалификации рабочей силы и вывоза до 15-ти миллиардов долларов ежегодно за рубеж. Причем вывоз происходит вполне легально и открыто. Крупнейшие российские предприятия заявляют о переброске части своего производства в страны третьего мира, где стоимость рабочей силы еще меньше, чем в России. Так, Челябинский тракторный завод ведет сборку сельхозмашин во Вьетнаме, легковые машины Ока производства Камского автозавода собирают в Пакистане, Уралаз строит цеха в Китае, ГАЗ в Южной Африке, а тольяттинский завод в Эквадоре. Миллиарды долларов, образующиеся за счет продажи газа и нефти остаются на западных счетах. Колоссальные ресурсы омертвляются в приобретении особняков, яхт и отдыхе буржуа на тропических островах, не говоря уже о создании целой армии частных охранников, юристов и специалистов по рекламе, содержание которых ложится на полунищую страну. По оценкам газеты Бизнес-известия , уже в 1996 году траты новых русских на личное потреб-ление оказались сопоставимы с федеральным бюджетом. Рецепты по выводу экономики из начинающегося ступора носят подчеркнуто либеральный характер. Особенно наглядны намерения децентрализовать и отчасти приватизировать железнодорожную отрасль и энергетику. Отличаясь высокой рентабельностью, они являются не просто естественными монополистами, но и основными стержнями российской экономики. Однако, будучи формально государственными кампаниями, и железная дорога, и энергетика в лице своих управляющих преследуют цель любой ценой получить максимальную прибыль. Результатом становятся удорожание транспортных издержек, бесконечные отключения электроэнергии и колоссальные потери промышленности и сельского хозяйства. Прибегая к старым методам поиска денег, Правительство вновь идет по пути выпуска краткосрочных облигаций и искусственного сдерживания доллара, что в перспективе чревато повторением августа 1998-го года, хотя и не в таких катастрофических формах. Отдельной проблемой остается оборона страны. В результате заключения договора с США о ликвидации межконтинентальных баллистических ракет, Россия рискует остаться через несколько лет без ядерного меча. В условиях, когда нарушая ранее достигнутые соглашения, американское правительство интенсивно разрабатывает систему противоракетной обороны. Широко разрекламированные ракеты Тополь-М производятся в пределах 5-10 единиц в год, что в 30-50 раз меньше числа уничтожаемых носителей. Война в Чечне явно зашла в тупик и приоб-рела характер коммерческой. Шестьсот тысяч военнослужащих подлежат в ближайшее время увольнению и российская армия, во времена Советского Союза превышавшая четыре миллиона человек, сокращается до восьмисот тысяч (вооруженные силы Турции, для сравнения, насчитывают шестьсот тысяч человек). Одновременно Прибалтика и страны Восточной Европы входят в НАТО, а Грузия и Азербайджан приглашают разместить на своей территории американские военные базы. Хотя военно-промышленный комплекс в прошлом году получил масштабные правительственные заказы и заводы в Нижнем Новгороде, Кирове, Томске и других городах были обеспечены работой на полную мощь, этот подъем уже проходит. Ликвидация станции Мир в условиях, когда из 109 российских спутников 90 уже устарели, и Россия постепенно теряет статус космической державы, стало серьезным ударом по отечественной науке. Все это приводит к серьезному недовольству в среде военнослужащих, которые вышли по опросам общественного мнения наряду с рабочими в число наиболее возмущенных властью категорий населения. РАЗРУШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ Самый настоящий поход на социальные гарантии и права объявлен и в Программе Правительства на 2000-2001 годы, и в выступлении Президента перед парламентом. Еще весной прошлого года центральная власть не без успеха пыталась заморозить сразу двадцать шесть социальных законов, включая даже некоторые льготы военнослужащим, что на фоне патриотической риторики о наведении конституционного порядка в Чечне выглядело весьма контрастно. Чуть позже, летом, были объявлены приоритеты государственной власти России во внутренней политике на ближайшие полтора года. Наиболее решительному штурму подвергся Трудовой Кодекс страны. На протяжении все-го правления В.Путина власть не уставала повторять, что Кодекс устарел и необходимо законодательство, которое позволит рабочей силе быть более мобильной. В переводе на человеческий язык, речь идет о ликвидации прав профсоюзов, упрощении процедуры увольнений и введении 58-часовой рабочей недели. Наиболее характерным, хотя и ожидаемым, является предложение правительства о создании досье на работников. Причем отдельным законом предлагается дать возможность предпринимателям собирать данные о семейном положении, личной жизни, политических симпатиях и профсоюзной принадлежности. Переход к 58-часовой рабочей неделе означает ни что иное, как намерение резко увеличить число безработных и тем самым снизить стоимость рабочей силы на рынке труда, сэкономить на зарплате. Именно это, кстати, и происходит сегодня вжелезнодорожной отрасли, где министр Аксененко в условиях постоянных сверхурочных в депо объявил о намерении ликвидировать 35% рабочих мест. Не забыты и пенсии. Начинается структурная реформа пенсионного обеспечения. В двух словах, она сводится к переходу от распределительной системы к накопительной. То есть те, кто получал низкую зарплату или вообще был вынужден трудиться нелегально, останутся еще и без пенсии. В накладе не останутся чиновники, директора и небольшой слой их высокооплачивае-мой обслуги. Следует иметь в виду, что для высших чиновников (министров и депутатов ГосДумы) уже сегодня существует особый порядок начисления пенсии, обеспечивающий им выплаты в семь раз большие, чем в среднем по стране. В целом, изменения в пенсионном законодательстве уже в прошлом году проходили под знаком усиления разрыва между бедными и небедными пенсионерами. Не осталось в стороне и образование. Переход к 12-летней системе обучения в школах сопровождается непрекращающимся обсуждением коммерциализации учебных заведений. Одним из ее основных элементов станет создание системы государственных заказов институтам на подготовку специалистов. Такая система заменит нынешнее госфинансирование и охватит не только государственные институты и университеты, но и частные. Тем самым, государственная высшая школа будет серьезно экономически подорвана и вынуждена сократить прием студентов. Одновременно средние технические заведения постепенно переходят из подчинения центру к регионам. Совершенно очевидно, что в условиях серьезных бюджетных трудностей территорий России, это означает ликвидацию многих из них. Вновь зашла речь и о приватизации школ, хотя пока что только теоретически. Здравоохранение и культура подверглись гораздо большей коммерциализации, чем образование, но процесс до конца еще не пройден. Так, в прошлом году при активной поддержке КПРФ был принят закон о приватизации памятников истории и архитектуры. Чуть позже был ликвидирован Комитет по охране окружающей среды государственный орган, отвечавший за экологическую безопасность. А в самом конце 2000 года парламент проголосовал за предоставление территории страны под ввоз радиоактивных отходов из Европы и Восточной Азии . В коммунальном хозяйстве правительство переходит на финансирование этой отрасли за счет самого населения. Подобная программа принималось в свое время при президенте Б.Ельцине, но затем была заморожена. Учитывая высокий уровень инфляции, реально это означает увеличение цен в разы. Так, в Астрахани в апреле 2001 года мэрия вышла с предложением поднять коммунальные платежи в 2,8 раза, а квартплату - в шесть раз. Подобные действия сопровождаются массовыми отключениями неплательщиков и введением пени за просрочку оплаты. Сама пеня в 10-12 раз превышает штрафные санкции, предусмотренные законодательством при расчетах между предпринимателями. Хотя все происходящее пока не влечет за собой какого-либо подъема трудящихся на акции протеста, ухудшение социальной обстановки не может не привести кослаблению авторитета центральной и местной власти. При наличии соответствующих условий, результатом может стать проведение массовых акций протеста. ДВИЖЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ Как уже отмечалось, с 1998 года наблюдается неуклонное падение социальной активности масс. Отчасти оно вызвано улучшениями в экономике последних двух лет, отчасти кредитом доверия к В.Путину. В любом случае, как то, так и иное, сейчас идет на снижение. Поэтому вскоре основной причиной низкой активности населения станут уже не ожидания улучшений в жизни, а разочарование и неверие в собственные силы. Действительно, на политическом горизонте не видно сил, способных к решительным действиям. Очередные надежды оказались обманутыми. Вместе с тем, обстановка не настолько катастрофична, чтобы идти на жесткие акции протеста, подобные рельсовым войнам или массовым стачкам 1997-98 годов. Наиболее наглядным показателем является снижение числа забастовок. Вот официальные данные о числе бастующих: 1-й квартал 1999 года 170 тыс. чел., 2-й квартал 14 тыс. чел., 3-й квартал 12 тыс. чел., 4-й квартал 46 тыс. чел., 1-й квартал 2000 года 27 тыс. чел., 2-й квартал 3 тыс. чел., 3-й квартал 2 тыс. чел. Конечно, эти данные неполны и отражают лишь часть общего числа стачек, но они составлены на основе общей методики и наглядно демонстрируют снижение числа бастующих в десять раз даже по сравнению с довольно спокойным 1999 годом. При этом те реальные акции протеста, которые происходят сегодня, серьезно отличаются от протестов 1997-98 годов. Тогда большое значение имели стихийные действия голодных людей. Сейчас акции организовываются исключительно профсоюзами, будь то "Защита" (Астраханские транспортники, Народные Комитеты Аксарайска, ЗИЛ, шахта Воргашора), СОЦПРОФ (АВТОВАЗ, лифтовики Владивостока), свободные отраслевые профсоюзы (Внуковские авиалинии) или ФНПР (Лучегорский ТЭК, учителя г. Артемьевска в Приморье, последний захват ди-ректора в заложники на кирпичном заводе в Иркутской области). Поэтому акции, как правило, имеют высокую результативность. При этом страна по меньшей мере трижды наблюдала, как перед организованными трудящимися власть была вынуждена отступать. В ноябре 2000 года инвалиды аварии на Чернобыльской АЭС, проведя сотни пикетирований и акций протеста, добились отказа парламента и правительства от принятия закона, лишавшего их части пособий. Более того, пособия были существенно увеличены. В декабре профсоюз Защита , СОЦПРОФ, Российский профсоюз докеров и ряд левых организаций, включая Движение за Рабочую партию и РКРП, добиваясь отказа от планов принятия реакционного трудового законодательства, провели серию политических забастовок и митингов, итогами которых стали вовлечение в борьбу ФНПР и годовая передышка. Наконец, в марте 2001 года зеленые вынудили парламент отложить принятие окончательного решения о ввозе в страну радиоактивных отходов, хотя и не смогли добиться отклонения предложений Минатома. Что же мешает реальному объединению сил трудящихся? В первую очередь, отсутствие понимания перспектив политической борьбы. Все 90-е годы были временем надежд на лидеров: Ельцина, Жириновского, Зюганова, Примакова, Путина и других. Вся борьба носила негативный характер: против повышения цен, задержек зарплат, обмана в частных фондах... Позитивная цель, как правило, была не видна, так как требовала гораздо более высокого уровня самоорганизации. Понятно, что выступить и не на словах, а на деле добиться контроля за финансовым положением предприятия сложнее, чем за своевременную выплату зарплаты. Столь же очевидно, что гораздо проще победить на выборах, чем установить систему подотчетности собственных представителей перед народом и подконтрольность и прозрачность бюджетных потоков перед избирателями. Отсюда, кстати, и успокоенность определенной экономической стабилизацией, мешающая разглядеть предстоящий кризис. Во-вторых, отсутствие традиций борьбы. КПСС, как до нее династия Романовых, подавляла всякое неконтролируемое движение и уничтожала любую общественную инициативу, если она не была управляема властью. В Западной Европе, да и Латинской Америке, традиции сопротивления существовали десятилетиями, в нашей стране, как, впрочем, в Восточной Европе и СНГ в целом, они были перечеркнуты сталинскими режимами. В-третьих, активные действия государства как репрессивной машины, отдельные звенья которых даже без всякой команды сверху выполняют миссию подавления трудящихся через иг-норирование собственных законов, судебно-милицейский аппарат насилия, обычную бюрократическую волокиту и активную пропаганду. Однако, практическое взаимодействие различных сил в борьбе против реакционных инициатив правительства приближает преобразование реальных общественных инициатив (профсоюзов, комитетов солдатских матерей, объединений пенсионеров, беженцев и др.) в политическое движение. Борьба за прогрессивное трудовое законодательство уже объединила такие разные силы как придерживающийся последовательно левых традиций профсоюз Защита , подчеркивающий свою правизну СОЦПРОФ, обычно дистанцирующиеся от политики отраслевые профсоюзы железнодорожников, авиадиспетчеров, летного состава и другие. Понятно, что этот процесс сближения не может быть быстрым. Понятно, что инициативу держит сегодня правящий класс и он стремится в условиях низкой социальной активности людей уничтожить потенциальные очаги сопротивления. События в России развиваются по тому же сценарию, что несколькими годами ранее в Казахстане, Прибалтике, Беларуси, Украине и других государствах, установивших весьма репрессивный режим общения с недовольными. Только приход к власти самих
трудящихся может изменить ситуацию. А для этого трудящимся нужна своя организация.
Своя Трудовая Партия. Построенная не сверху, а снизу, с регулярно обновляемым
и подконтрольным руководством, ведущая основную работу на предприятиях,
рынках и на улицах, построенная по принципу коллегиальности и демократизма.
|