Left.ru __________________________________________________________________________
 

Дмитрий Якушев
Капитализм против образования

С победой контрреволюции Россия погружается в свое привычное состояние, в котором находилась сотни лет - темноту, невежество, безграмотность, отсталость. Собственно, сегодня уже очевидно, что для народов России, в том числе и для русского народа, именно годы Советской власти были временем максимального рассвета, невероятно быстрого развития, что обеспечивалось социалистическим способом производства и неотделимой от социализма системой общедоступного  качественного образования. Ведь советская система образования тоже одно из чудес социализма.  Даже самые развитые капиталистические страны никогда не создадут ничего подобного, так как они не способны перешагнуть неравенство, жесткое классовое деление, проецируемое на все стороны жизни общества, а значит и на систему образования. Даже если капитализм создает некую систему общего образования, то все равно всегда будут элитарные учебные заведения, доступные для немногих, и массовая школа, призванная дать будущему наемному работнику некоторые минимально необходимые навыки. Причем и элитарная, не говоря уже о массовой капиталистической школе, по уровню подготовки уступает средней советской. А ведь советская система образования была настроена еще и на  воспитание гармонично развитой, всесторонней личности, чего при классовом капиталистическом образовании, при делении образования на элитарное и массовое просто быть не может. Само это деление уже создает односторонних людей. 

Образованию при социализме уделялось первостепенное внимание. В 30-м году введено всеобще обязательное начальное образование, а в городах и поселках городского типа обязательное семилетнее образование. Для детей из неимущих семей, начиная с 1930 года, предусматривалось бесплатное обеспечение учебниками, письменными принадлежностями, одеждой, обувью, школьными завтраками. Уже к 30-му году в пять раз по сравнению с дореволюционным временем увеличилось количество учителей, а их заработная плата выросла до уровня инженерно-технического персонала в промышленности.

С 1938 года предусматривается введение всеобщего обязательного среднего образования в городах и всеобщего неполного среднего образования в деревне и в национальных республиках. К этому времени уже сложилась единая система с общим учебным планом, дающим единый объем знаний, что способствовало выравниванию условий для выходцев из разных социальных слоев. 

Одновременно создавалась сеть детских садов, домов для детей-сирот. В начале 30-х годов детская беспризорность была полностью ликвидирована. 

Активно развивалось высшее образование. В 1914 году в России было около 400 высших учебных заведений, а в 1940 их насчитывалось уже 4600, соответственно и выпуск специалистов вузов в 1940 году достиг 126,1 тыс. человек против 12,2 тыс. в 1914 году. При этом в 30-х годах 75% всех студентов вузов были выходцами из рабочих и крестьян. Количество специалистов с высшим и специальным средним образованием, работающих в народном хозяйстве увеличилось с 0,5 млн. в 1928 до 2,4 млн. человек в 1941году. Образование было бесплатным, а большинство студентов получали стипендию.

Так обстояло дело при социализме, так закладывалась лучшая в мире система всеобщего образования.

Сегодня система образования лежит в руинах, которые теперь еще собираются и "отреформировать". Собственно, советской системы образования уже нет. Ее уничтожили вместе с социализмом и Советским Союзом. По другому и быть не могло, так как это была именно социалистическая система образования, не вписывающаяся в капиталистические отношения. Поэтому, когда Зюганов или какой-нибудь другой демагог, эксплуатирующий ностальгию по социализму, говорит о необходимости возрождения и сохранения системы образования, но не говорит о социализме, т. е. о ликвидации частной собственности - этот человек просто обманывает людей. Одного без другого не бывает. 

Сегодня российский капитализм пытается создать свою систему образования, соответствующую новому-старому обществу. Если советская система ставила задачу принести знания в массы, то сейчас стоит задача максимально сэкономить на образовании масс. Концепция новой системы образования такова: бесплатно самый минимум, чтобы могли прочитать агитационные листовки кандидатов на очередных выборах и сосчитать сдачу в магазине, а остальное - за деньги.   

Практически подобная система уже сложилась, готовящаяся образовательная реформа должна все это узаконить. Уже сейчас можно говорить, что высшее образование стало платным и недоступным для подавляющего большинства молодых людей. 

За становлением платного образования последовало сильное падение его качества, о чем сегодня вообще предпочитают не говорить. Оказалось, что платное образование - некачественное образование. Раньше вступительные экзамены обеспечивали примерно одинаковый уровень подготовки обучающихся. Сейчас же, когда во всех вузах есть платные места, а при помощи денег можно обойти любые экзамены уровень студентов сильно различается, что делает невозможным качественное преподавание. 

Реформа системы образования предусматривает введение выпускного "единого экзамена", который будет одновременно и вступительным в вуз. Система, списанная с западных образцов. Некоторому количеству отличников государство гарантирует бесплатное обучение, а остальные, если захотят получить высшее образование - будут его оплачивать полностью сами. Надо ли говорить, что подобная система не выдерживает никакого сравнения с советской. Отныне высшее образование только для имеющих деньги. Возможно, кто-то и сможет пробиться через сеть единого экзамена, но, зная сегодняшние российские нравы, можно с уверенностью предположить, что там будет править та же взятка. 

Кстати, против новой реформы активно выступают ректоры и преподаватели вузов, но, судя по всему, они это делают вовсе не из-за заботы о доступности образования. Сегодня руководство вузов во всю продает бесплатные места, а завтра они эту возможность потеряют. Продавать право на бесплатное образование будут получившие контроль над единым выпускным экзаменом. Тем же, у кого денег нет, высшее образование не грозит при любом раскладе, как при сохранении сегодняшней ситуации, так и при реформе.   
    
 

Обсудить статью на форуме