Left.ru __________________________________________________________________________

Ян Радий

Белорецкие менты как зеркало "правового," "свободного" государства в глазах местных чеченцев

«1. Достоинство личности охраняется государством Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».
Конституция Российской Федерации, ст. 21. (Москва, ЮРИСТЪ - 2000 г.)
Введение: О противоположности двух типов государств - "свободного" и "демократического правового"
Наш бывший Президент страны Б. Н. Ельцин любил подчеркивать, что Россия — это "демократическое правовое государство'' и при этом с особым удовлетворением и акцентом добавлял - "свободное государство". - Эта любимая устная и, надо подчеркнуть, внеконституционная "добавка" высшего должностного лица государства, правившего страной 9 лет. к определению типа государственного устройства весьма и весьма выпукло отражает отношение отечественной бюрократии на проблему взаимоотношения власти и общества, власти и человека.

Дело в том, что по смыслу понятие "свободное государство" означает "государство, свободное от своих граждан", а следовательно, весьма не равнозначно и далеко не тождественно понятию "демократическое правовое государство". Как известно, государство - это особый аппарат, созданный людьми - на определенном этапе общественного развития - для защиты своих интересов. Чем "свободнее государство, тем больше пропасть между ним и простыми людьми, интересы которых оно призвано защищать.

В свое время классики, работавшие над этой проблемой, отмечали, что тенденция "освобождения" государства от гражданского общества усиливается по мере захвата и укрепления государственной власти в руках лишь одной из многих групп или классов общества. Данную тенденцию, кстати, россияне могли воочию наблюдать в течение всей истории родного отечества. Но особенно наглядно и поучительно они ее наблюдают в последние 10 лет социально-экономических реформ.

Как только укрепилась впасть социальной группы, выразителем интересов которой, в свое время, стал Борис Николаевич, так наше государство сразу почувствовало себя "свободным" от нас с вами и каких-либо социальных обязательств перед нами. Пожалуй, самым ярким проявлением "свободы" государства от гражданского общества стала необъявленная чеченская война.

Разумеется, что правящий класс все свои отступления от принципов "демократии и права" сопровождает определенным идеологическим прикрытием. Коммунистическая бюрократия в свое время свою узурпацию государственной власти объясняла необходимостью "диктатуры пролетариата" в переходный период между капитализмом и коммунизмом. Сегодня "точечные" бомбовые удары авиации по чеченским населенным пунктам и массовые "зачистки" в них объясняются необходимостью "восстановления конституционного порядка в стране."

Российский народ всегда был максимально лоялен к действиям всякой власти. Понятное дело, что очередную идеологическую утку он пережевывает - хоть и с определенной долей недовольства и брезгливости — но достаточно уверенно.  Однако лицемерие власти не проходит бесследно, как для общества, так и для самого государства.   Ржа человеконенавистничества разъедает их нравственные основы. Поэтому неудивительно, что в российских городах и селах стали процветать насилие на улицах, наркомания и ксенофобия.

К большому сожалению, эти пороки буржуазного общества не обошли стороной и наш провинциальный городок Белорецк.  Самое печальное, что мы постепенно привыкаем к отступлениям от принципов "права и демократии". Но самое страшное, когда само государство или его органы переступают через закон в угоду тщеславию или амбициям своих сотрудников. 

После столь долгого предисловия, утомившего, наверное, читателей, пора поведать о пренеприятнейшей истории, рассказанной мне чеченцами, живущими в нашем городе.

Испорченный вечер в клубе железнодорожников

Началось все 7 марта этого года в клубе железнодорожников, что на 8-ом километре" — так в просторечье значится поселок имени Ю. Гагарина, расположенный вблизи железнодорожного вокзала.

В тот вечер была дискотека, посвященная Международному женскому дню. В общем, как принято, молодежь "отрывалась" под жизнерадостную музыку своих любимых рок-групп: кто-то танцевал, кто-то просто "балдел", а кто-то затеял мини-турнир по арм-реслингу. Весна, кровь кипит, молодая энергия бьет через край и требует реализации.

И вот в самый разгар веселья к клубу подъезжает частная машина с крутыми ребятами в гражданской одежде. Им почему-то не очень понравилось предпраздничное настроение и веселье, царившие в клубе. И они решили "шугануть мелюзгу". Большинство ребятишек разбежались кто куда. Действительно, попрешь ли против накаченных мускулов и суровых, уверенных в своей силе, глаз. К тому же многие завсегдатаи клуба узнали в приехавших молодцах работников белорецкой милиции, а с ними, как говорил их опыт, связываться — себе в убыток.

Однако не вся отдыхающая молодежь выразила безропотную готовность подчиняться непонятным приказам, исходившим от не представившихся и, к тому же, не совсем трезвых людей. Нетрудно догадаться, что строптивость проявила небольшая группка чеченских юношей, пришедших в клуб повеселиться со своими сверстниками и друзьями по поселку. Они просто не знали, с кем имеют дело.

- Как это так, кто-то вздумал не подчиниться нашим приказам, — взыграло, очевидно, самолюбие переодетых стражей порядка, забывших на время, что они не в милицейской форме.

- Ну-ка, пойдем разберемся, — сказал один из них строптивцам. Сперва разобраться решили на руках в рамках шутейного турнира по арм-реслингу. К большому огорчению милиционеров, они были явно не в форме - не только в милицейской, но и в спортивной. Рука самого сильного и большого из них была уложена рукой молодого чеченца. Тут уж кровь бросилась в голову нашим сотрудникам правоохранительных органов. Их это разозлило не на шутку. Ведь все в клубе уже знали, что "мента побороли". Как смотреть в глаза зеленой молодежи, как восстановить свой пошатнувшийся авторитет? Вопрос, естественно стал "ребром" и разрешить его можно было только с помощью кулака,— так, очевидно, решила проигравшая сторона.

Рассказывает Руслан Мукалиев: "Мы поздно поняли, что перед нами сотрудники городском милиции» Тот, кого побороли на руках требовал выйти продолжить выяснение отношений на улицу».  Говорил, что все будет по честному, без "ментовских штучек». Я с Мамедом Идрисовым пытался помешать потасовке, которая началась прямо в клубе» Вдруг один огромный детина схватил Мамеда и буквально выволок на улицу". Мамед тому был чуть выше пупка и явно был не в его весовой категории. Тем не менее, после обмена ударами славный страж порядка оказался в нокдауне. Его друзья привели своего бойца в чувство, без слов сели в машину, на которой приехали, и были таковы, веселье в клубе было испорчено. Стало ясно, что будет продолжение наведения порядка". Ребята разошлись по домам.

Как забирали или "зачистка" по-белорецки

На следующий день, то есть 8-го марта, к 11: 00 местного времени в поселок имени Ю. Гагарина нагрянул наряд милиции на двух машинах -УАЗ и "Москвич'' - во главе с капитаном милиции В. Сучковым.

Рассказывает Руслан Мукалиев: "Ко мне на квартиру, где я проживаю, вошли несколько милиционеров в форме. Каких-либо документов или постановлений  не предъявляли. Один из сотрудников  ГОВД - Тутунин - был мне знаком. Я понимал, что все связано со случаем в клубе накануне. Когда мне приказали садиться в УАЗ-ик, я без сопротивления последовал в машину в надежде, что происшедший в клубе случай в отделении милиции будет разобран честно, по закону. Когда сел в машину, там уже сидел на полу Руслан Оздомиров весь избитый, почти совершенно без одежды и носков. Я удивился» его-то за что? Ведь он даже не был в тот вечер в клубе! Было очень холодно в металлическом кузове УАЗика. Мы попросили, чтобы взять одежду. Милиционеры с матом и оскорблением национальных чувств забросили штаны с носками».

Рассказывает Руслан Оздомиров: «На квартиру, где я живу» ворвались несколько милиционеров. Я лежал в постели,  спал.  На сонного мне сразу одели металлические "браслеты" и начали избивать прямо на месте. Избиение сопровождалось матерными словами, оскорбляющими мое человеческое и национальное достоинство. Не хочется повторять эти гнусные слова, противные мне, как и любому чеченцу. Я спрашивал: "За что?". Они в ответ смеялись и говорили: "Было бы за что, убили бы совсем!»

Надо отметить, что в ходе "зачистки" капитан милиции В. Сучков особую любезность оказал Мамеду Идрисову. 0н "пригласил" того в свой "Москвич".  Машина, как заметили любопытные жители поселка, наблюдавшие за ходом операции, была без опознавательных знаков. То есть все происходило почти точно так же, как это было в столь памятные времена. В машине уже находилось трое сотрудников ГОВД. Как только кортеж с арестованными чеченцами покатил по направлению к Белорецкому отделению милиции, они принялись "прессовать" Мамеда.

Рассказывает Мамед Идрисов: "Пока ехали» все 8 километров били чем-то железным, похожим на подшипник» и ручкой отвертки, били по глазам, голове, ребрам. Капитан милиции при этом приговаривал: "Я вам покажу, как бить моих подчиненных!"

Как оформляли задержание

Когда привезли в дежурное отделение Белорецкого ГОВД, сразу всех развели по одному в отдельные комнаты.

Рассказывает Руслан Мукалиев: "Нас обрабатывали по одному сразу 5 или 6 милиционеров. Били руками и ногами по всем частям тела, включая глаза, голову и пах. Избиение сопровождалось матерными словами, оскорбляющими человеческое и национальное достоинство, и угрозами смерти. Все спрашивали: "Почему здесь живем , не воюем в Чечне?" Меня истязали особо, непонятно почему, ведь я никого не ударил и не оскорблял. После того, как милиционеры устали бить, они растянули меня по полу. Один из них взобрался на стол и прыгнул на меня ногами. Так повторилось несколько раз, пока я не потерял сознание."

Пытки продолжались около часа. Утомленные стражи порядка наконец решили оформить задержание. Вызвали дежурного судью. Несмотря на праздник 8-ое марта. Судья-женщина приехала. Не будем вдаваться в конкретику, кто именно. Главное, что суд был скор и по-местному обычаю "справедлив". Разумеется, без адвокатов. Ну какие адвокаты, господа-товарищи, могут быть в Белорецком суде по такому пустяковому делу.
Между нами говоря, кто-нибудь и когда-нибудь лицезрел адвокатов в дежурной части ГОВД Белорецка, когда осуждают так называемых "суточников"? Не принято это в отечественной судебной практике вообще, ясно?  Какие же могут тогда претензии к местным судьям, тем более женщинам да в их праздничный день 8-ое марта. Короче говоря, "прописала" она двоим чеченцам - Руслану Мукалиеву и Мамеду Идрисову -по 5 суток. А третьему - Руслану Оздомирову -100 рублей штрафа.

Между тем, сотрудников ГОВД немало удивило такое великодушие судейского работника, особенно в отношении к Оздомирову. Поэтому, как только она ушла из дежурной части ГОВД они первых двоих. отправили в спецприемник, как и положено в таких случаях, а третьего заперли в КПЗ - камеру предварительного заключения. Через сутки стражи порядка вызвали того же судью и представили ей новые документы на "преступную деятельность" Оздомирова, по которым она - без особого колебания или сомнения - "прописала" тому 5 суток ареста.

Как "отдыхают" в спецприемнике ГОВД Белорецка

Так называемый "спецприемник" — довольно мрачное одноэтажное здание, находящееся у стадиона "Труд", что в великолепном сосновом бору возле реки Белой. Оно, как и положено. с зарешеченными окнами, сквозь которые не увидишь белого света, и огорожено высоченным деревянным забором. Камеры довольно просторные и высокие. Тем не менее воздуха там постоянно не хватает, потому что обыкновенно заполняются они также, как сельдью заполняют деревянные бочонки.

Вот и 8-го марта "новых" клиентов спецприемника набралось порядочно, около 18 человек. Праздник же, поэтому улов стражей порядка, пекущихся о нравственной стороне бытия пьющей части Белорецкого общества, был на уровне требований дня.  Внутренние стены камер отделаны декоративной штукатуркой в виде хаотичных волн и выпуклостей. В этом. мне кажется. проявился особый художественный изыск ответственных работников ГОВД, отвечающих за оформление мест временного пребывания осужденных.

Посреди камеры, по периметру трех стен - большой деревянный топчан, на котором "отдыхают" клиенты заведения. Железная дверь с маленьким, обычно всегда закрытым, окошечком - напротив топчана. В одном из углов, возле двери стоит "параша", в которую клиенты. описываемого заведения, ходят по "малой нужде", Говорят. что иногда, в качестве наказания. клиентов заставляют ходить и по "большой нужде" в ту же бочку, однако, это только слухи. Не стоит верить им. Потому что для "большой нужды" имеется туалет, как говорится, типа сортира, где можно даже руки помыть холодной водой после его посещения. Но нашим чеченцам, как понимают наши читатели, было безразлично все это. Можно легко себе представить их самочувствие после "обработки". Все они лежали пластом. По прибытию они попросили охранников оказать им медицинскую помощь и созвониться с родственниками. "Еще чего захотели",— хитро улыбались стражи порядка.

На второй день у Руслана Мукалиева начались проблемы с мочеиспусканием. Появилась кровь в моче. Передвигаться было не возможно. Все органы, отвечающие за деторождение, чрезвычайно разбухли и приносили нестерпимую боль. В соседней камере оказался бедолага, который во время праздничных мероприятий 8-го марта каким-то образом сломал ногу. Он попросил дежуривших милиционеров, вызвать скорую помощь. Медицина приехала. Руслан, видя как в соседнюю камеру прошла медсестра, попросил, чтобы и его осмотрели. Но белорецкие стражи порядка ни в какую не хотели проявлять человеческого сочувствия к своим клиентам, медсестру не подпустили для осмотра.

Через сутки Руслан еще раз потребовал медицинского освидетельствования. - "Ладно, спрошу у Аккучукова,"- ответил дежурный милиционер. Через некоторое время, он сказал: "напишешь заявление о том, что не имеешь претензий к белорецкой милиции, вызовем «скорую», что делать, не помирать же в этой гнилой дыре? Руслан согласился. Написал, что требовалось, Через еще какое-то время тот же сотрудник спецприемника ГОВД Белорецка с ухмылочкой заявил: "начальник сказал, чтоб все вы подохли в камере!"  Так и не вызывали белорецкие стражи порядка и законности "скорую помощь"! Ах какую твердость духа и "железную" волю проявили несгибаемые наследники славных дел Ежова и Абакумова! Так держать, товарищи менты, родина не забудет ваши подвиги.

Пять суток, как бы они не казались долгими, все же прошли. Ни медицинского осмотра, ни звонков близким не разрешалось. На "воле" родные, конечно, знали, где находятся наши чеченцы, звонили в дежурную часть, спрашивали, как дела. Те им отвечали, что, дескать, все в порядке, через 5 суток выйдут.

Заключение

13 марта 2001 года близкие приехали забирать их на машине.

Рассказывает Анди Джанариев: "Когда я их увидел, то был поражен, как можно так избить человека. У Мамеда Идрисова вся голова была, как кровавое месиво. Весь распухший, глаз  не видно, Руслан Мукалиев еле шел. Чуть получше состояние было у Оздомирова Руслана. Привезли домой, обмыли. сразу вызвали "скорую" медицинскую помощь. Врачи приехали быстро. Увидели и ужаснулись. У Мукалиева в паху обнаружили сплошной кровавый комок. Его и Мамеда тут же госпитализировали — первого в урологическое отделение больничного городка, второго — в травматологическое. Оздомиров от госпитализации отказался.

В тот же день Мукалиеву провели сложную урологическую операцию. Последствия травмы не возможно предсказать. Положение серьезное. Но дух ребят не сломлен. Мы будем добиваться справедливости по российским законам. Ведь мы — все россияне, живем в одном государстве».

Я посетил Руслана Мукалиева после операции. Хотел узнать, как он сам относится к случившемуся?

- Обидно, конечно. Ведь я никого не бил, ни с кем не ругался» наоборот хотел помешать драке. Наконец, я никого не убивал и не занимался преступным делом вроде наркотиков. За что так пострадал, не понятно.

- Будешь ли требовать возмещения материального и морального ущерба по суду.

- Да, буду идти до конца. Чтобы наказали по российским законам тех, кто под видом охраны правопорядка занимаются удовлетворением своих садистских наклонностей.

Вот такая пренеприятнейшая история случилась в нашем небольшом Башкирском городке с поэтичным названием Белорецк. Возможно, что многие читатели скажут, что история, изложенная мной, страдает односторонностью, поскольку ведется от имени одних чеченцев. Не отслежена позиция сотрудников ГОВД в этом деле. Действительно, это так, и я принимаю подобные возможные обвинения, как говорится, к сведению. Тем не менее, я хотел бы подчеркнуть, что этот рассказ не преследует цели опорочить или поколебать авторитет тех Белорецких сотрудников ГОВД, которые ведут мужественную борьбу с преступниками и бандитами. Кто упорно тянет свою служебную лямку, в том числе по наведению конституционного порядка в самой Чечне. Честь им, слава и почет!

Между прочим, герои моего рассказа отметили, что не все сотрудники дежурной части ГОВД участвовали в мордобитии. Некоторые из них пытались урезонить своих коллег, говорили "Вы что озверели, опомнитесь. Двое ушли, не могли участвовать в дикой расправе. Только, к сожалению, слова капитана МВД Володи Сучкова: "Не встревайте не в свои дела. Идите несите свою службу" — для них оказались гораздо авторитетнее Конституции Российской Федерации. Вот в чем дело. А пока мы сами не разовьем в себе правовое конституционное сознание, подобные случаи будут всегда повторяться. Нам наконец надо понять, что "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства" — таково требование не только основного Закона нашей страны под гордым названием РОССИЯ, но и веление исторического времени.

Ян Радий.
22/03/2001.
г. Белорецк,
Республика Башкортостан,
РОССИЯ.

Обсудить статью на форуме