Владимир
Чехута
ОДИН ПОСОЛ… ДВА МИФА
Приезд в Киев Черномырдина кажется знаковым событием, хотя это
не так. В принципе это
назначение ничего существенно не изменит. Хотя в российской и украинской
прессе, а значит и в массовом сознании его назначение уже обросло мифами.
Миф первый – Черномырдин будет управлять Украиной.
Приезд Черномырдина в Киев всполошил оппозиционных правых. В ситуации
правительственного кризиса они даже были склонны утверждать, что Виктор
Степанович будет выполнять премьерские функции. Эта мысль активно озвучивалась
оппозиционной прессой.
Конечно, в это некоторое преувеличение, обусловленное требованиями
политической
пропаганды, но как говорится «в каждом вранье, есть доля вранья
- все остальное истина».
Невзирая на то, что Черномырдин, конечно же, не сможет стать
кукловодом нового
украинского премьера Кинаха, определенная доля смысла в этом
утверждении есть. Дело в
том, что «кучмогейт» при сохранении Ющенко и ослаблении Кучмы
должен был привести к
«протекторальному» управлению. Это такая схема, при которой страной
правят не из дома на Банковой (администрации президента), а из дома на
Полтавской (посольство США).
Злые языки говорят, что подобную схему американские империалисты применяли
в ряде стран Латинской Америки. Самый характерный пример – Никарагуа до
сандинистов. Но после того, как стало ясно, что госаппарат
и буржуазия не предадут своего ставленника и лидера американцам, шансы
на реализацию такого плана оказались весьма низки. А помощь России, уже
давно демонизируемой украинскими правыми, выглядела почти как попытка оккупации
Украины. По этой логике, специалист по колониальному управлению Паскуаль
вполне тождественен специалисту по колониальному ограблению Украины.
Право-левая антикучмистская оппозиция полагала, что в условиях
ослабления Кучмы и
назначения Черномырдина послом, инициатива перейдет к русским.
Но в промежутке между назначением Черномырдина и его прибытием
в Киев, Кучма выступил с инициативой административной реформы. Ее сущность
в том, что аппарат кабмина, который и ранее контролировал работу кабмина,
а не наоборот, будет еще сильнее и станет подчинен непосредственно президенту.
Рядом с декларативной фигурой министра вводится должность его зама,
подотчетного только президенту, который и будет реализовывать политику
ведомства. Это приведет к усилению и централизации профессиональной
государственной бюрократии и ослаблению политического контроля над деятельностью
исполнительной власти.
По признанию бывшего министра экономики Суслова, аппарат и ранее
контролировал всю
деятельность министерств. Экс-министр, например, как-то поведал
журналистам, как забавно его разыграли министерские аппаратчики. Как-то
к нему на стол легла бумага за подписью премьера о том, что он должен в
кратчайший срок написать сценарий и приступить к съемкам фильма о греко-персидских
войнах. Шутника, составившего документ, так и не нашли. Количество
бумаг и их оборот в аппарате кабмина проследить фактически не возможно.
Можно только вообразить насколько теперь упадут шансы министров-политиков
управлять страной.
В результате этих нововведений, если уж кто-то и может продать Украину,
то это только
Леонид Данилович. И нет никаких шансов, что человек вынужденный считаться
с интересами крупнейших украинских промышленно-финансовых групп сможет
подыграть чужим и навредить своим. Ориентация на Россию может как раз нанести
вред большинству этих групп.
Инвестиции в промышленность идут как от успешного украинского экспорта,
так и от
российских старших братьев. Российские капиталисты – «олигархи» в десятки
раз богаче
своих украинских коллег. Для них не составило бы труда вышибить их
из бизнеса… если бы
Украина утратила независимость и стала простым придатком российской
экономики и
политики.
Осенью на одном из закрытых семинаров для управленцев одной из самых
крупных украинских корпораций, чьи интересы сосредоточены в сфере металлургии,
трубопроката и СМИ, была названа сумма в 9 миллиардов долларов. Именно
на столько, по мнению экспертов, «потянет» привлекательная для российских
капиталистов собственность в украинской промышленности. Они полагали, что
такая сумма при сохранении высоких цен на нефть для русских была бы вполне
по плечу. И на это понадобился бы всего лишь год. Сейчас ситуация изменилась,
и российские капиталисты уже не представляют для украинских собственников
такой серьезной опасности.
Темпы роста украинской промышленности выше, чем у северного соседа и
вообще выше,
чем у всех в СНГ, кроме новых экспортеров газа для
украинских нужд – туркменов. Кроме
того, Украина активизирует свои дипломатические контакты с Ираком.
И это не только плевок в сторону Америки, но и камень в российский огород.
Ирак это не только режим-изгой, но еще и много нефти и рынок сбыта
для украинского трубопроката, который потеснен с российского рынка. В общем,
опасения проамериканских политиков, что Украина станет колонией России
безосновательны.
Второй миф. Черномырдин заставит «гнусных украинских воров» вернуть
деньги за
украденный газ.
Вообще-то проблему украинского газа «на свет божий» вытянула Юлия
Тимошенко. В
первые месяцы своего вице-премьерства, в начале 2000-го года,
она вдруг неожиданно
«открыла», что Украина должна больше, чем официально признавалось.
Она буквально создала эту проблему собственными руками. Газовый долг и
так называемое «газовое воровство» - явления связанные с первичным накопление
российского и украинского капитала. Газ «пропадал» из труб и появлялся
в европейских странах. «Преступление» происходило на территории Украины,
а деньги оказывались на островах, где много пальм и отличный климат.
Кучма и Ельцин похоронили эту тему много лет назад, но для людей
другого поколения
буржуазной политики, Путина и Тимошенко, антикоррупционные разбирательства
стали
отличным поводом для того, чтобы попытатся затеять очередной
передел собственности.
Никто ни на какое реальное и полное возвращение денег даже не должен
надеятся, потому что большая часть из 2,2 миллиарда долгов является результатом
совместного
российско-украинского реэкспортного бизнеса. Эксгумация этой темы
дает Путину
возможность провести под благовидным предлогом ротацию неудобных
управленцев и
назначить новых, более близких к трону. Кучма же все грехи уже
списал на Павла Лазаренко и Юлию Тимошенко и разбираться в газовых аферах,
вернее выволакивать их на обозрение у него желания нет. Потому что
большинство крупных капиталов (Лазаренко, Тимошенко, Пинчук, Бакай, Суркис…
всех и не назовешь) нажиты на торговле нефтепродуктами и газом. А
в этой сфере «честный» бизнес соседствует с «нечестным», так что и разделить
их практически невозможно.
Реальное разбирательство только раскроет криминальную сущность
как российского, так и
украинского капитализма. Так что никаких денег российский бюджет
никогда не увидит. Тем более что деньги эти уже заплачены сторицей. Цена
российского газа на границе с Украиной составляет 80-100 долларов за тысячу
кубометров, а средняя цена по которой «Межрегионгаз» продает на российском
же внутреннем рынке составляет 165 руб за тот же объем.
То есть российские монополии уже много раз получили свои деньги
назад и даже
покрыли траты от воровства. Обострение дискуссий ведет только
к тому, что украинская
буржуазия ищет других экспортеров и торговых партнеров, а правящему
классу России это
очень не выгодно. Так что можно предположить, что, скорее всего,
долг вернут, например,
акционировав украинскую газовую трубу.
Единственная вещь, с которой спорить тяжело, так это то, что друзья
господина Черномырдина от его назначения послом не проиграют.
Обсудить
статью на форуме |