Left.ru __________________________________________________________________________

Важнейшее из искусств  от Алексея Цветкова:
(или какие фильмы действительно стоит посмотреть)

Актуальные:

1. «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера (2000) – драма отдельного человека из рабочего класса в «процветающей» Америке, снятая одним из самых известных, талантливых и радикальных «голливудоненавистников». Триер – лидер проекта «Догма» – нынешних «новых левых»  режиссеров и сценаристов, восстанавливающих в своем коллективе правила нашего «Левого фронта искусств» 20-ых годов. 

2. «Легенды Риты» Фолькера Шлендорфа (2000) – марксистское подполье в ФРГ и «социалистическая» реальность ГДР, экзистенциальный конфликт личности и отчуждающих социальных систем.

3. «Колыбель качнется вновь» Тима Роббинса (1999) – классовая солидарность и революционное искусство в США времен экономической депрессии.

4. «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера (1999) – кризис идентичности «нормального» потребителя позднего капитализма как причина  непримиримой  войны против «воплощенной американской мечты».

5. «Земля и Свобода» Кена Лоуча (1996) – киноэпос о гражданской войне в Испании. А так же  любые другие фильмы современного английского «пролетариста»  Кена Лоуча («Меня зовут Джо», «Кукушка, кукушка», «Спрятанный дневник», «Гравий», «Рифф-Рафф», «Кес»).

6. «Бразилия» Терри Гильяма (1985) – крайне эффектная попытка вывернуть наизнанку «1984» Оруэлла т.е. снять гротескный  и страшный фильм о проклятом  тоталитарном будущем, но не «коммунистическом», как это принято у либералов, а как раз наоборот, об обществе окончательно победившего монопольного капитализма, казнящего своих граждан на самых абсурдных основаниях и расщепляющего сознание рабов мировой корпорации на две непримиримые половинки – манерную утопию сна и невыносимый опыт повседневности. После выхода фильма на экраны, заказавшая его студия «Юниверсал» потребовала от режиссера сократить шедевр на 17 минут, вырезав самые «подрывные места». В Европе и на кассетах «Бразилия» шла полностью, а в США  -- «цензурированная» версия. 

Вся киноактивность Гильяма строго делится на ДО «Бразилии» и ПОСЛЕ. ДО он (бывший политолог) активно снимал и сочинял для антибуржуазной киногруппы «Монти Питон». ПОСЛЕ делал модные голливудские картины с «галлюциногенной» и «метафизической» тематикой. Поэтому все поклонники «Бразилии» с большим подозрением или раздражением относятся к его  «развитому успеху» («Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Король-рыбак», «12 обезьян»). Похоже, двусмысленность свой карьеры понимает и сам Гильям, ответивший недавно на вручение очередной престижной премии, самоироничной телеграммой: «Благодарю вас за очередное доказательство моей продажности». 
 
 

Классические:

1. «Китаянка» Жана-Люка Годара (1967) – реконструкция жизни группы молодых парижских маоистов, собирающихся начать революцию со дня на день. А так же другие фильмы «великого левого» – «Веселая наука» (1968г), «Кинолистовки» (1968),  «Один плюс один» (1969), «Восточный ветер» (1969), «Правда» (1969). 

2. «Забриски Пойнт» Микеланджело Антониони (1970) – история любви «нового левого» студента и его близкой к хиппи подруги, прерываемая вмешательством полиции и негласных законов капитализма. 

3. «Жизнь принадлежит нам» Жана Ренуара (1938) – европейский «кинокоммунизм» периода до второй мировой . А так же его «Марсельеза» (1938), снятая по заказу радикальных профсоюзов CGT. 

4. «Земля без хлеба» Луиса Бунюэля и Пьера Юника (1932). Кинопритча, говорящая о том, что в условиях власти капитала воздух большинства это неизлечимая тоска, возникающая из отчуждения людей от своей деятельности, своего мышления, своего языка. Формально фильм сделан как документальный коллаж из  жизни крайне нуждающегося испанского района. Брехт называл «Землю без хлеба» предельным кино, после которого остается крайний выбор – восстание против системы или полный разрыв с обществом.  Столь  серьезному пафосу фильм обязан отнюдь не всемирно известной фамилии Бунюэля, но активности Юника, молодого сюрреалиста и члена французской компартии, впоследствии сотрудника  марксистских газет  «Юманите» и «Регар», бойца «Сопротивления», погибшего в 1945-ом году, после удачного побега из лагеря для военнопленных. 
 

Обсудить статью на форуме