Left.ru __________________________________________________________________________

А. Глебов

К истории «национального вопроса» в Крыму

Крымские татары не в первый раз используются в политической борьбе. Тема выселения крымских татар давно и прочно вошла в арсенал антикоммунистических средств массовой информации. События мая 1944г. изображаются как «преступление сталинского режима», а крымские татары – как его жертвы. 

Но есть факты, которых не вырубишь из истории даже топором. Это горькие факты. Напоминать о них стоит лишь только потому, что наши противники сознательно пытаются представить историю в однобоком виде. И эта однобокость сразу становится очевидной, если только поставить следующий вопрос: «Почему были депортированы крымские татары?».

До войны в Крыму проживало 218 тыс. крымских татар. Они составляли пятую часть населения полуострова. В сталинскую эпоху в основу административного деления Крыма был положен национальный принцип. Были организованы 7 национальных районов, в том числе 5 – татарских (Судакский, Алуштинский, Бахчисарайский, Ялтинский и Балаклавский). В 1930 г. были созданы национальные сельсоветы: 207 русских, 144 татарских, 37 немецких и 3 украинских. Крымские татары имели около 400 национальных средних, средних специальных и высших учебных заведений. Государственными языками Крымской АССР были русский и татарский языки.

После начала Великой Отечественной войны многие крымские татары, как и граждане других национальностей, проживающие в Крыму, были призваны в ряды Красной Армии. Но их служба оказалась недолгой. Из 20 тыс. крымских татар, призванных в Красную Армию в 1941г., практически все 20 тыс. дезертировали при отступлении 51-й армии из Крыма. Таким образом, дезертирство крымских татар было почти поголовным. 

Более того. Уже в декабре 1941 года немецкое командование приступило к организации так называемых «мусульманских комитетов». Под руководством немцев стали формироваться вооруженные отряды «самообороны». Многие татары использовались в качестве проводников карательных отрядов против советских партизан. Отдельные отряды посылались на Керченский фронт и частично на Севастопольский участок фронта, где участвовали в боях против Красной Армии. В подразделениях немецкой армии, дислоцировавшейся в Крыму, состояло, по приблизительным данным, более 20 тыс. крымских татар, т.е. практически все крымско-татарское население призывного возраста. 

Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности их дальнейшего проживания на пограничной окраине Советского Союза, Государственный Комитет Обороны (ГКО) 2 апреля и 11 мая 1944 года принял постановления №5943сс и №5859сс о выселении крымских татар из Крымской АССР. С 18 по 20 мая 1944 в восточные районы СССР было выселено 225 тыс. человек. 

Выселяли не всех. От статуса «спецпоселенец» освобождались участники крымского подполья и члены их семей, семьи воинов Красной Армии. Освобождались также женщины – татарки, армянки, гречанки и болгарки, вышедшие замуж за русских, оставшихся на жительство в Крыму или находившихся в Красной Армии. Спецпоселенцев, прибывавших в места расселения Узбекской ССР, обеспечивали приусадебными участками, оказывали помощь местными стройматериалами для строительства домов. Сельхозбанк СССР был обязан выдавать ссуду до 5000 рублей на семью с рассрочкой до 7 лет на строительство домов и хозяйственное обустройство. 

Таким образом, депортацию крымских татар в мае 1944 г. нельзя рассматривать как преступление «сталинского режима». Это, скорее, было  наказание, которое по суровым законам военного времени понесли крымские татары за измену Советской Родине во время Великой Отечественной войны. 

Медленно страна залечивала раны. Забывались измены и предательства военных лет. В 1956 г. с крымских татар был снят статус «спецпоселенцев» и они уже ничем особенным не отличались от других советских людей, живших в республиках Средней Азии. Но грянувшая во второй половине 80-х годов горбачевская перестройка нанесла удар по мирной жизни страны, воскресила уже почти исчезнувший национализм. Факт депортации крымских татар одним из первых был использован рвавшимися к власти антикоммунистическими силами для подрыва социалистического сознания и разжигания межнациональной розни. 

Под давлением акций протеста, инициированных крымско-татарскими националистами, президиум Верховного Совета СССР принял решение о возвращении крымско-татарского народа. Общие затраты на переселение должны были составить 4,5 млрд. рублей в ценах 1984 года. Для обустройства необходимо было построить около 6 млн. кв. метров жилья, создать 100 тысяч рабочих мест, построить больниц на 3,7 тыс. коек, ввести в эксплуатацию 75 школ и дошкольных учреждений. Такие широкомасштабные задачи были по силам только социализму. Но социализм был уничтожен, а СССР разрушен. Надеждам крымским татар на организованное возвращение в Крым не суждено было сбыться.  

Поток крымско-татарских репатриантов хлынул в Украину в условиях разрушения единой плановой социалистической экономики и деградации производительных сил. Только в 1989-1991гг. в Крым прибыло 146,8 тыс. крымских татар. Это был период массового, неорганизованного возвращения, вызванного не в последнюю очередь обострением межнациональных отношений в Узбекистане и других республиках СССР. Люди, которых лидеры так называемого крымско-татарского движения сорвали с обжитых мест, естественно не находили условий для нормальной жизни. Они самовольно захватывали земельные участки, вступали в конфликты с правоохранительными органами и местными жителями. Черта ненасильственной борьбы была перейдена уже в октябре 1992г., когда многотысячная толпа репатриантов ворвалась в Верховный Совет Крыма, требуя освободить 26 татар, арестованных в связи с самовольными захватами земли. 

На 1 февраля 2001 г. на постоянное место жительства в Автономную Республику Крым прибыло 260 тыс. человек из числа депортированных. И хотя в странах СНГ проживает еще около 250 тыс. крымских татар, и никто не запрещает им возвращаться на родину, “жертвы сталинской депортации” не спешат укладывать вещи в чемоданы. Если, например, в 1995 в Украину прибыло 11,6 тыс. татар, то в 2000г – только 2,2 тыс. Более того, в последние годы начался обратный отток переселенцев. С 1995 по 1998 гг. не менее 6 тыс. крымских татар, не выдержав условий проживания в Крыму, возвратились в Среднюю Азию и Российскую Федерацию. 

Удивляться такому повороту событий не приходится. Ведь за все годы «независимости» на решение социально-экономических проблем крымских татар Украина выделила около 300 млн. долл., что составляет 1/15 часть от необходимого. Вместо 6 млн. кв. м жилья построено лишь 300 тыс., что позволило обеспечить квартирами только 5 тыс. крымско-татарских семей. Около 20 тыс. семей заняты индивидуальным строительством, которое не в состоянии закончить из-за дороговизны стройматериалов и строительных услуг. Из 300 населенных пунктов, где сегодня компактно проживают крымские татары, две трети не обеспечены водой, а четверть – электричеством. В населенных пунктах практически полностью отсутствуют газовые и канализационные сети, дороги с твердым покрытием. Остро стоит проблема безработицы. Из 130 тыс. трудоспособного крымско-татарского населения работу имеют не более 70 тыс. Такую высокую цену платит сегодня крымско-татарский народ за то, что в годы горбачевской перестройки позволил использовать себя как средство в руках антикоммунистических сил. 

Казалось бы, крымским татарам пора извлечь уроки из прошлого. Но наперекор реалиям современной жизни, крымско-татарские лидеры, всплывшие на волне антикоммунистической политики 80-х годов, продолжают вести своих соотечественников опасной тропой буржуазного национализма, выполняя роль цепных псов капитализма в борьбе против коммунистов. И кто его знает, куда может привести такая политика в будущем, когда придет пора рассчитаться с буржуазным режимом и его ставленниками в центре и на местах. 
 

Обсудить статью на форуме