Left.ru ________________________________________________________________________________
 
Турецкая специфика
“У нас если ты скажешь “курд” – будешь сидеть!”

Средняя зарплата в Турции 300 долларов, но ее большая часть съедается обязательными выплатами – налоги, коммунальные услуги и т.д., так что уровень жизни вполне сопоставим с нашим. В отличие от России, борьба рабочего класса в Турции протекает в очень тяжелых условиях. Запрещено использование в названиях политических организаций слова “коммунистическая”, за значок с Лениным или серпом и молотом упекают за решетку. Поэтому нам вдвойне приятно было встретить здесь, в Москве, молодого коммуниста, члена “Рабочей партии” Турции Мехмета Перинчека.

Мехмет – студент Стамбульского университета, посланный в Россию по заданию Рабочей партии собрать данные о помощи со стороны Советской России национально-освободительной борьбе турецкого народа в 1918-1923 гг. Днями он работает в архиве,  по вечерам, на досуге, переводит на турецкий стихи Маяковского, Цветаевой, Кедрина, Рождественского…

Корр.: Мехмет, расскажи как ты вступил в партию.

Мехмет Перинчек: Если сказать точнее, я вырос в партии. Мои родители – профессиональные революционеры: отец, Доку Перинчек - Председатель партии, мать – член ЦК, отвечает за издательскую деятельность. Активно работать в партии я начал в 1994 г.

Корр.: Наверное, сложно, будучи сыном председателя партии, самому заниматься политикой. Товарищи не воспринимают тебя как “сынка”?

М.П.: Нет; все видят, что я делаю.

Корр.: Если ты вырос в партии, то хорошо знаешь ее историю.

М.П.: Наша партия возникла в 1970 г. в подполье и называлась Революционная рабоче-крестьянская партия Турции, но свою историю мы отсчитываем от 1918 г. Именно тогда была образована Рабоче-крестьянская партия Турции. Она была создана под руководством доктора медицины Шефика Хюнсю и приняла участие в национально-освободительной войне турецкого и курдского народов против империалистов Франции, Италии, Англии.

Корр.: Здесь, в России очень мало известно о революции и войне в Турции.

М.П.: Борьба началась в 1919 г., когда европейские капиталисты вторглись на территорию нашей страны. Рабоче-крестьянская партия Турции приняла участие в войне за независимость. Политика Мустафы Кемаля Ататюрка, лидера национально-освободительной войны была прогрессивной, буржуазно-демократической, однако, после его смерти государство стало приобретать реакционные черты. Турция вступила в НАТО, а президент А. Мендерес провозгласил лозунг: “Строим маленькую Америку”. Буржуазно-демократическая революция не выполнила свои задачи. Начались репрессии - аресты, законы против коммунистов - и комдвижение затихло. Оно не смогло организоваться в новых условиях.

В 1960 г. Мендереса свергли. Это был прогрессивный военный переворот. После переворота власти разрешили профсоюзы, стали соблюдаться демократические свободы, и на этом выросла свободная самостоятельная молодежь. Отсюда берет начало студенческое движение 1960-х.

В 1968 г. студенческие выступления охватили всю Европу. В Турции тогда действовала организация “Революционная молодежь”, она объединяла всех. Нынешние руководители нашей партии, в том числе и отец, - это бывшие лидеры студенческого движения. Молодежь выступила против войны во Вьетнаме, против империализма. Когда 6 флот США приплыл в Турцию, студенты часто били американских солдат, бросали их в море.

Корр.: А какую позицию заняла официальная компартия Турции?

М.П.: Руководство Рабочей Партии Турции было реформистским, студенты с ним не поладили, то есть партия фактически тормозила молодежное движение. Мои товарищи оказались перед необходимостью создания революционной партии. В 1970 г. они создали нелегальную Революционную рабоче-крестьянскую партию Турции. Стали выпускать теоретический журнал “Свет пролетарской революции” и газету “Рабочие и крестьяне”. Партия работала подпольно. Партийное руководство, в том числе и отец, группировалось вокруг Стамбульского университета, все они были выпускниками или студентами. Они ушли из университета, стали работать на заводах и в полях. Организовывали рабочих и крестьян.

В 1971 г. у нас произошел контрреволюционный переворот, начались репрессии против коммунистов. Крестьяне укрывали членов нашей партии от преследований государства. Руководство партии скрывалось в горах, у Эгейского моря. Но, в конце концов, все были арестованы, потому что не было опыта.

Не стало партии, которая способна руководить революционным процессом. Не было партии научного социализма. Молодые коммунисты не знали что делать.

В Турции в тюрьмах применяли пытки, пожизненное заключение за коммунистическую деятельность, - это рассматривали как попытку изменить конституцию. Один известный журналист писал, что для лидеров партии тюрьма была университетом, молодые коммунисты читали, учились. В камерах сидело более 20 человек. С воли им передавали литературу.

1974 г. была амнистия, на политических она не распространялась, но потом Конституционный суд признал амнистию всеобщей.
Стали издавать газету “Свет”. Партия продолжала называться Революционной рабоче-крестьянской и оставалась нелегальной. В 1977 г. руководство решило легализовать партию. Тогда партию переименовали в Рабоче-крестьянскую партию Турции, слово “революционная” пришлось убрать. Газета “Свет” стала выходить ежедневно.

В 1980 г. был переворот. Партия была запрещена, а ЦК арестовано. Другие левые партии тоже были разгромлены. В 1989 г. вместо Рабоче-крестьянской была создана Социалистическая партия. В 1991 г. Соцпартия тоже была запрещена. В 1991 г. она переименовалась в Рабочую партию. В 1999 г. наше руководство снова посадили.

Корр.: Сколько лет твой отец провел в тюрьме?

М.П.: Тогда или вообще?

Корр.: Нет, в общей сложности.

М.П.: Девять. Или одиннадцать. Не помню точно, надо посчитать. В последний раз он сел за то, что, участвуя в теледебатах, сказал своим оппонентам, что их политика разрывает страну по Евфрату.

Корр.: Что это значит?

М.П.: Ну, то есть между турками и курдами. Напрямую сказать он не мог. У нас, если ты скажешь “курд”, - будешь сидеть. Против отца начали процесс, и тянули его до выборов. Перед выборами его посадили.

Корр.: А каково отношение Рабочей партии к проблеме курдов?

М.П.: Мне известно, что многие левые партии за пределами Турции воспринимают борьбу курдского народа как борьбу за социализм. На наш взгляд эта проблема гораздо сложнее. Для нас очевидно, что сепаратизм – это удобный инструмент в руках империализма, чтобы вмешиваться во внутренние дела других государств. Империалисты используют этнические конфликты между турками и курдами, сербами и албанцами, чеченцами и русскими, чтобы разрушить государства и легче грабить получившиеся кусочки. Например, США создали кукольное государство курдов на севере Ирака. И что это, по-вашему: свобода курдов или служба империализму?

Корр.: Я бы все-таки не стал ставить в один ряд курдов и чеченцев. Но даже в отношении Чечни мы выступаем за прекращение войны. Уже хотя бы потому, что эта война – война за нефть, свободу монополий и право собирать налоги ведется руками русских рабочих и крестьян, которым с этой нефти и с этих налогов все равно ничего не обломится. Но если Чечня без вмешательства России будет катиться в феодализм, то курды, очевидно, борются за создание государства, в котором политический режим будет гораздо более прогрессивным, чем в Турции.

 М.П.: Мы тоже против войны, но у курдов нет ресурсов, чтобы создать “более прогрессивное” государство. Курдистан не может обеспечить себе экономическую самостоятельность. Поэтому первая задача, которая должна быть у курдов – это объединиться с рабочим классом. Надо закончить буржуазно-демократическую революцию, аграрную революцию.

Мы считаем, что сначала надо организовать вместе курдов и турок в рамках классовой борьбы. Курдский вопрос можно решить, только борясь с империализмом, но не против турок. В ходе национально-освободительной войны турки и курды вместе боролись против империализма - это рецепт для нас.

Корр.: Мехмет, а что ты можешь сказать об идеологии вашей партии, какова ее теоретическая основа?

М.П.: Наша программа – это научный социализм. Марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзедуна. Мы не считаем, что есть целостный маоизм, мы говорим идеи Мао Цзедуна. Маркс создал научный социализм, Ленин развил марксизм, разработал теорию империализма. Мао видел контрреволюцию в социалистических странах, и он развивал теорию контрреволюции. Мао критиковал экономическую систему СССР. Он сказал, когда вы будете бороться с буржуазией, буржуазия не будет выступать самостоятельно, но будет стремиться захватить влияние в компартии; рабочий класс должен захватывать власть в партии еще раз, еще раз и еще раз. Классовая борьба продолжается при социализме, и путь в коммунизм не короткий.

Корр.: А что касается текущей политики?

М.П.: В Турции не закончена буржуазно-демократическая революция, поскольку в эпоху империализма буржуазия не может закончить свою революцию, эта тяжесть ложится на спину рабочего класса. Наша программа - закончить буржуазно-демократическую революцию и начать социалистическую. Для этого нам нужен единый блок рабочих, крестьян и национальной буржуазии под руководством рабочего класса. Последний съезд партии постановил, что у нас должно быть единство кемалистов и социалистов, единство турок и курдов, единство народа и армии.

Корр.: Что представляет из себя ваш Устав? Основные положения?

М.П.: Похож на ваш. Демократический централизм. До принятия постановления  можно обсуждать без границы, после - надо выполнять задачу. В ЦК должно быть больше 50% рабочих и крестьян и меньше чем 50% интеллигенции.

Корр.: Как ваша партия решает проблему привлечения молодежи к борьбе рабочего класса?

М.П.: В 1994 г. партией была создана молодежная организация “Авангардная молодежь”, которая работает среди студентов и школьников.

Корр.: Какова ее численность?

М.П.:. Сейчас в ней 4000 человек. Раньше было 6000, когда в ней состояли молодые рабочие, но потом партия приняла решение, что “Авангардная молодежь” должна вести работу только среди учащихся, а рабочие вступают в партию напрямую и ведут работу в рамках общей организации. Почти во всех университетах страны есть наши ячейки.

Мы часто блокируемся с кемалистами и патриотами против фундаментализма и империализма. Мы считаем себя продолжателями движения 1968 г. Наша организация борется против приватизации государственных университетов. Сначала в университетах появляются платные столовые, потом платные пересдачи. Университеты занимаются торговлей, открывают гостиницы и т.п., потом образование становится полностью платным.  Двери университетов закрываются для детей из бедных семей.

Мы организуем шествия, марши протеста. Летом устроили лагерь против ядерной станции, против вывоза грязных производств. Участвовало около 500 студентов. Европейские страны вывозят к нам свой мусор. Это не экологическая акция, а акция за независимость против империализма.

Корр.: Какие трудности в работе с людьми?

М.П.:. Часто мелкие левые группы ходят на демонстрации и устраивают провокации, после этого врачи, учителя, рабочие не приходят на наши акции, это дискредитирует левое движение. Эти левые группы - анархисты, троцкисты - ремень безопасности капитализма. Все это - мелкобуржуазная тенденция, не имеет никакой связи с научным социализмом...

Корр.: Важнейшая часть работы партии – пресса. Насколько у вас развита партийная печать?

М.П.: Издается еженедельная политическая газета “Свет”, ежемесячный теоретический журнал, литературный журнал “Папирус”, научный журнал “Наука и утопия”, ежемесячная газета для крестьян “Крестьянин”, журнал молодежной организации “Авангардная молодежь”, журнал для женщин “Мир женщин”.

Мы собираемся организовать телевидение “Национальный канал”. ЦК постановил, что члены партии должны отдать одну зарплату в фонд телевидения, таким образом, мы надеемся собрать большую часть средств.  Партию поддерживает только народ, а не корпорации, поэтому мы организуем заем - возьмем деньги у народа для народа. Вообще люди у нас самоотверженные. Когда объявили сбор средств, те, у кого не было денег, понесли вещи: кто – обручальное кольцо сдал, кто корову.
 
 
Ваше мнение