Антон
Баумгартен
О литературе, жизни . . . и КЗоТе (читая рассказ "Миллениум") Апокалипсисы бывают разные. Советский пришел не в образе евангельских
всадников, а
И некому завернуть кран. Зато нет недостатка в вкрадчивых,
успокаивающих голосах:
Стоило ли тратить доллары? Пожалуй, стоило. Ведь пусть
и с самоиронией, но
Как это обычно бывает, последнее слово в рассказе принадлежит
его автору. Чтобы сказать
Разумные, добрые мураши-коллективисты не подозревают, что их справедливое общество, построенное на могиле "существ с непомерной агрессией, гипертрофированным себялюбием и стремлением пожрать один другого," останется такой же утопией, как мечта Степушки о "всеобщем счастье." Потому что на каждого мураша-Степушку в муравьином роде существует и рыжий мураш со жвалами хозяев "лексуса." В одном из последних номеров НГ появилась статья двух идеологов правящего режима с призывом к немедленному созданию "системного героя" по голливудским образцам. То есть такого, который был бы "хорошим" не выходя за рамки Системы, которую он должен оправдывать и укреплять уже одним своим фактом существования ("видите, и у нас все, как у людей, есть добрые, есть и злые; так всегда было, есть и будет"). Ведь даже Система Негодяев не может существовать без "положительного героя." Я уже писал, почему эту проблему так трудно, быть может, невозможно решить литературной ораве правящего класса. В рассказе Геннадия Рябова нет положительного героя, и в этом его настоящесть, его верность правде жизни, в которой он не видит такого героя. Но в его рассказе есть безошибочное чувство того, каким НЕ должен быть положительный герой. Он не должен быть "системным." Степушка может быть слабым человеком, но он сохранил глупую человеческую мечту о "всеобщем счастье." И пока миллионы Степушек сохраняют в себе эту глупую мечту, пусть даже смеясь над ней, - до тех пор существование этой Системы будет оставаться под вопросом. Вот почему она лихорадочно ищет эрзац, "системную" мечту для Степушек. Почему они смеются над собой? Потому что каждый мечтает в одиночку. А в одиночку Степушка бессилен, т.е. смешон. Но что если сложить их мечты? Вместе они станут силой. Вот почему правы идеологи рыжих мурашей. Они знают, что в стране уже есть мечтающие люди, которые стали "складываться" вместе. Когда накануне нового, 2001 года Степушка по привычке купил газету, среди прочих новостей он узнает из нее, что в России "принят трудовой кодекс." Писатель ошибся. Степушка не мог прочитать этого в газете. Вот, что в тот день писала Лефт.ру в своем номере от 31 декабря 2000: Этот кодекс, превращающий трудящихся России в бесправных рабов рыжих мурашей, не принят и по сей день. И завтра, 19 июня 2001, в День Единых Действий, - десятки, сотни тысяч людей выйдут на улицы, остановят станки и транспорт, включат портовые и заводские гудки, чтобы сказать мурашам: НЕТ - КЗОТУ РАБСТВА! ДА - КЗОТУ ТРУДА!Под давлением рабочего движения Правительство было вынуждено отказаться от попыток принятия антирабочего законодательства в ближайшее время. ФНПР-КПРФ, пытавшиеся провести другой антирабочий проект нового Трудового Кодекса, также потерпели поражение. Фактически умерла попытка либерально-буржуазной оппозиции (Яблоко) провести самостоятельный вариант ликвидации прав Так жизнь поправляет литературу. Но пока только чуть-чуть, по каплям. Чтобы поправить рассказ Геннадия Рябова в его основе, и на место притчи о мурашах поставить притчу о "всеобщем счастье," - для этого понадобится неизмеримо больше. Не капли, а реки, океан народного движения. Зверь, Мураш с гипертрофированными жевалами, не просто поднял голову. За эти 10 лет он встал во весь рост, хозяином, поигрывая мускулами и жвалами, соединился с заокеанскими супермурашами. И чтобы снова загнать его в подполье, туда, где он будет окончательно укрощен новым социалистическим обществом - для этого потребуются соединенные усилия миллионов Степушек. В процессе этого усилия изменяться и они сами. Это главное. Их глаза станут осмысленными, в их голосе зазвучит воля, их движения будут уверенными, точными, целенаправленными. У революции есть не только свой разум, но и своя физиология. А эта революция будет неизмеримо богаче, последовательнее и глубже, чем Великая Революция наших великих прадедов. PS. Хочу еще раз поблагодарить Геннадия Рябова за его любезное разрешение
опубликовать у нас свой рассказ, тем более, что гонораров мы платить не
можем. ( На что он ответил чисто русским: "Да Бог с ними!").
В своем письме он также выразил удивление, что этим рассказом заинтересовался
политический еженедельник, по-видимому не усматривая в своей литературе
ничего особенно политического. Не могу согласиться с этим.
У настоящей литературы есть нечто общее с настоящей политикой. И
та и другая смотрят в корень вещей. А этим корнем был и остается
человек.
|