Left.ru __________________________________________________________________________

Ирина Маленко

В королевстве кривых зеркал

“…Они знают о католической Ирландии сегодня не больше, чем во времена Елизаветы I, и их энциклопедическое невежество проявляется вновь и вновь в каждом поколении.” 

(«Айриш Ньюс» – в 1981 году, о британской прессе) 


… Старая пословица говорит, что первая жертва войны – истина, правда. С человеческой точки зрения, это понятно, когда речь идет, например, об СМИ двух сторон, участвующих в конфликте . А вот как быть с тем, когда правда оказывается жервой СМИ стороны, в конфликте совершенно незамешанной –более того, практически ничего о нем не знающей и не стесняющейся даже своего нежелания не знать? Стороны, которой, честно говоря, было бы совсем все равно, - если бы не подспудное чувство собственной вины в совершенно другом по своему характеру конфликте, который изо всех сил “за уши” пытаются притянуть к тому, что творится в совершенном ином месте, совершенно иных исторических и политических условиях и по в значительной степени иным причинам, - для того, чтобы успокоить собственную совесть ссылками на “все цивилизованное человечество”? 

…. Российские журналисты, с такой охотой сравнивающие Северную Ирландию с Чечней, не понимают, что, проводя параллели между этими очень разными конфликтами и становясь совершенно сознательно (но не зная фактов и не интересуясь тем, чтобы их узнать!) на сторону самого жестокого и грязного в своей внешней политике имперского государства за всю историю нашего континента, отождествляя себя с Великобританией, они сами, добровольно признают Россию колонизатором – то есть, достигают эффекта совершенно противоположного тому, которого стремятся достичь российские СМИ в освещении событий в Чечне. 

Сразу оговорюсь – эта статья не о Чечне и не о том, как весьма однобоко срабатывают там наши пресса, телевидение и радио. Моё мнение о грязной и жестокой войне в Чечне, от которой страдает мирное население всех национальностей – в том, что это война за нефть между буржуазией российской и чеченской, “замаскированная” под “национальный конфликт”. Однако если бороться за нефть такими методами, это волей-неволей приведет к перерастанию ситуации именно в такой конфликт, образ которого ему старались придать те, кого наша пресса называет “боевиками”. По-человечески, мне глубоко стыдно не только за страдания людей: русских и чеченцев, но и за тот почти животный анти-чеченский расизм, который раздувает российская пресса. Поставьте себя на место чеченцев: захотели бы вы сами жить в таком государстве, которое, считая вас своими гражданами, с налета и без разбора бомбит вас с воздуха и насилует и убивает ваших девушек, оправдывая это тем, что они всё равно  “снайперы”, как российский “герой”- полковник Буданов? 
Эта статья – о том, как создаются мифы о положении в далекой стране в угоду сиюминутной политической ситуации дома. Мифы, имеющие с действительностью ещё меньше общего, чем освещение здешних событий в глубоко политизированно-пропагандистски- отцензурированной прессе самого государства, которое явилось историческим создателем конфликта на Севере Ирландии много столетий назад – но до сих пор, как малый ребёнок, пойманный с поличным, продолжает отрицать свою ответственность за это. 

Принимать сторону британского колонизатора в североирландском конфликте – значит подсознательно признавать, что Россия являлась таким же беспощадным , лицемерным колонизатором в отношении других республик, входивших в состав бывшего СССР.  Не думаю, чтобы с таким тезисом согласились большинство россиян… Однако именно такой вывод напрашивается, если ознакомиться с освещением в российских СМИ положения на Севере Ирландии, которое без преувеличения можно назвать “more British than the British”! 

Зачем российской прессе понадобилось восхваление тех, кто высокомерно пытается учить весь мир (и Россию – в том числе!) тому, как надо “соблюдать права человека”, грубейшим образом нарушая их сами? Почему бы вместо этого не припомнить им в лицо старую русскую пословицу “чья бы корова мычала…”? 

Такие вопросы возникают у меня ежедневно при чтении большинства российских изданий. 

Да, я знаю, на меня, возможно, “ополчатся” тысячи богатеньких россиян, осевших в Великобритании с награбленными дома капиталами: эта “замечательная, свободная страна”, в отличие от Швейцарии, не спрашивает об источниках их доходов, для британских банков “деньги не пахнут”… 

Да, я знаю, на меня будут косо смотреть российские “правозащитники”, существующие на британские деньги: “хозяева” велели им наблюдать за правами человека у нас дома – и совать свой нос в североирландские дела для них означает “кусать руку, которая кормит”… 

И все-таки – зачем? 

…Вот уже несколько ночей в северном Белфасте происходят сильнейшие за последние несколько лет столкновения представителей двух общин. Российские СМИ незамедлительно сообщили , что “столкновения начались после того, как у дома одной протестантской семьи взорвалась бомба”. 

Откуда ими получена такая информация – остается только гадать. Собственных корреспондентов ни у одного российского издания или агенства новостей в Северной (или даже Южной!) Ирландии нет. Все они осели в Лондоне. Никто из них не спешит в Белфаст или Портадаун даже для освещения таких событий, которые ежегодно облетают страницы, эфир и телеэкраны всего мира, как, например, осада Гарвахи Роуд в июле. Писать об этом из Лондона (проще говоря – делать своего рода “дайджест” из английской прессы, переводя на русский то, что написал кто-то другой (и у кого, кстати, есть свои политические причины освещать события именно так, а не иначе!) намного комфотнее, чем сидеть где-нибудь в канаве, наблюдая за тем, как полиция беспощадно расправляется с мирным сидячим протестом… Да и спокойнее для совести – называть его участников “экстремистами”, не видя их в глаза! 

… Столкновения в Северном Белфасте несколько дней назад начались вовсе не со взрыва упомянутой бомбы у протестантского дома – а с того, что лоялисты блокировали католическую школу на Ардойн Роуд, забрасывая камнями родителей, которые пришли туда встречать своих детей после уроков. 

Белфаст готовится к тому, что даже мои протестантские друзья стыдливо называют “сезоном глупостей”: к ежегодным парадам оранжистов, которые повсеместно сопровождаются не только хулиганством, но и погромами, расистскими выходками в отношении коренных жителей страны для того, чтобы “напомнить им, где их место”. Лоялистские молодчики как раз занимались вешанием парамилитаристских флагов на столбы, когда им на глаза подвернулся мужчина-католик, пришедший в школу за своей дочкой. Страдающие глубоким комплексом неполноценности, который находит наиболее яркое выражение в пик лета, они не смогли упустить такой шанс попытаться подавить его в себе путем вымещения злобы на прохожем: за ним погнались с молотком… Мужчине удалось бежать – и он рассказал о случившемся своим соседям. Обеспокоенные за своих детей (уроки как раз подходили к концу) родители, преимущественно матери, двинулись к школе… 

Тут уже подъехала и доблестная североирландская полиция- замечательные профессионалы, которые недавно так покорили российских правозащитников своими тенорами… Они спокойно наблюдали, не вмешиваясь, за тем, как эти женщины и дети были забросаны фрустрированными мужиками камнями. Детям пришлось покидать школу через черный ход и уходить полями… 

Ситуация продолжалась и на следующий день. 
Более того – через дырку в “берлинской стене” (“стене мира”, отделяющей в “демократической” стране католическую общину от протестантской) появился лоялистский снайпер и нацелил ружье на детей и их родителей. К счастью, у него произошла осечка…. 

Упомянули ли об этом хоть словом российские СМИ? 

Полиция отказалась предоставить детям охрану и вместо этого посоветовала им отныне ходить в школу по другой дороге. Школа был временно закрыта. В ответ на это разгневанные матери временно блокировали другую дорогу… 

И этих женщин российские СМИ классифицируют как “экстремистов”? 

Ситуация на Ардойн Роуд, по словам местного парламентария Джерри Келли, напоминает Америку 60-х годов, - когда чернокожие дети были вынуждены ходить в школу под охраной полиции и через черный ход… А ведь сегодня год 2001… 

Плюс, в отличие от Америки, в Белфасте полиция, стражи закона, практически сотрудничает с элементами лоялистских парамилитаристов - в их попытках помешать детям, ученикам начальной школы, до неё добраться! 

Ну, и кто здесь действительно экстремист? 

Российские электронные СМИ обладают удивительной селективностью фактов: они, например, упомянули о “3 выстрелах, совершенных по полиции со стороны католиков”, но совершенно забыли сказать о том, что со стороны лоялистов в ту же ночь было выпущено 7 выстрелов… 

Не говоря уже о том, что “бомба, взорванная у дома протестантской семьи” (РИА Новости) на поверку оказалась бомбой, взорванной протестантской парамилитаристской организацией у дома семьи католической! There is a slight difference here, isn’t it?

… Контраст между освещением событий в Ирландии в советское время и в постсоветской, комрадорско-буржуазной России, огромен. В советское время этим делом занимались не просто настоящие профессионалы, знатоки региона и его истории, не боявшиеся сюда приезжать (Мэри Нэлис, член североирландской Ассамблеи, мать одного из участников “протеста в одеялах” в британских застенках, до сих пор тепло вспоминает работников советского телевидения, приезжавших сюда для снятия документального фильма), - это были люди небезразличные к тому, о чм они пишут, и их статьи зачастую полны страсти и глубокой убежденности. Сегодня о Северной Ирландии в российских СМИ пишут все, кому не лень. Люди, которые не только не имеют представления о её истории или о её сегодняшнем дне, но и которым, честно говоря, глубоко наплевать на то, что происходить в каком-то там Белфасте. 

После 1991 года целое поколение россиян, под руководством новых “спин-докторов” (как выражаются все те же англичане!) и их западных учителей и хозяев, в течение нескольких лет совершило поразительный поворот на 180 градусов, поменяв всю систему человеческих ценностей и жизненных идеалов. Проще говоря – вообще от них отказавшись. Без идеалов примитивному сознанию проще жить. Проще быть “кадавром профессора Выбегалло” , чем задумываться над окружающей жизнью и её причинами. 

У российского “квасного капитализма” есть свои национальные особенности. Русский народный характер всегда был характером крайностей. Уж если мы что-то начнем – то не знаем, где нам остановиться…Мы так ныне усердствуем в ублажении своих новых кредиторов и инвесторов, что превосходим их самих! 

Так же , как Владимир Ильич Ленин из гения и “самого человечного человека” превратился в “опасного фанатика”, так и ИРА – совсем ещё недавно борцы за национальное освобождение, антиколониальное движение, современные революционеры – превратилась в “просто бандитов”, “сепаратистов” и “кровожадных террористов.” А к террористам у нас подход один – “мочить в сортире”! Вот и удивляется госпожа Анна Политковская (к ней я ещё вернусь!), почему же не “мочат” британцы Джерри Адамса и “шакала” Брайана Киннана… 

Особый вопрос у меня возникает по поводу слова “сепаратисты”. Как можно называть сепаратистами людей, которые борются за ВОССОЕДИНЕНИЕ своей собственной РАЗДЕЛЕННОЙ страны, - для меня навсегда останется загадкой. Не называли же этим словом сторонников объединения двух Германий? Правда, у них не было необходимости в вооруженной борьбе: если бы британское правительство поступило по отношению к Северу так, как Горбачев поступил с ГДР, не было бы её (после весьма возможной короткой вооруженной заварушки) и здесь! 

Однако вернемся к Ирландии. Те, кто называют ирландских республиканцев “сепаратистами”, либо в открытую встают на защиту “обломков британской империи”, либо показывают собственный непрофессионализм и полное незнание истории этой страны. 

Конфликт в Ирландии – сложное сплетение национального вопроса с социально-экономическим неравноправием – очень напоминает ситуацию в ЮАР до ликвидации апартейда. У кого из наших журналистов поднялась бы авторучка защищать расизм в ЮАР? (Хотя после хвалебных од в адрес Пиночета и Тэтчер в отечественных СМИ нас уже ничем не удивишь!) Зато когда “белые угнетают белых”, когда империализм в своих интересах натравливает различные этнические группы друг на друга, предоставляя одной из них “режим наибольшего благоприятствования” (проще говоря, развязывая руки!) – это представляется в прессе “религиозным конфликтом”. Точно так же было на наших глазах в Югославии… 

Российские журналисты, называющие ирландских республиканцев “сепаратистами”, кажется, не знают элементарных фактов истории: до начала 20 годов 20 столетия Ирландия всегда была единой территорией. 

Когда после 800 лет колониального ига и практически непрерывной борьбы ирландского народа за национальное освобождение англичане были вынуждены предоставить независимый статус “изумрудному острову”, британская империя существовала ещё “в своем полном блеске”, и у неё было достаточно военных и экономических сил для навязанного ирландскому народу создания на “оторванном” от острова наиболее промышленно развитом ( и потому нужном тогда империи!) Севере “протестантского государства для протестантского народа”. Народа, который был призван обеспечивать интересы этой империи. По выражению американского журналиста Джона Конроя, который прожил на Севере долгие – и самые опасные! – годы, “в конце второй мировой войны Британия дала юнионистам (протестантам Севера – И. М.) гарантию того, что Север останется частью Объединенного Королевства до тех пор, пока этого будет хотеть большинство населения. Это звучит достаточно справедливо – если забыть о том, что британцы начисто игнорировали желения большинства населения Ирландии, создавая это “государство”. Это гарантирует ольстерским юнионистам неограниченную лицензию. У них нет причин для того, чобы вести переговоры с католиками и чотобы делить с ними власть. У юнионистов есть то, чего они хотят – неважно, как они будут себя вести”. 

Создавая “Ольстер”, англичане не проводили никаких референдумов среди населения Ирландии о том, хочет оно разделения или нет. Протестантское “большинство” в Ольстере составляет всего около 20 % населения острова. И эти 20% -или по крайней мере, многие из них! -считают себя “избранными богом детьми Израиля”, которые демократию трактуют так: “”…под “равенством для всех”Мартин Смит подразумевал то, что он против любого разделения власти [с католиками]… в глазах протестантов, такое правительство будет недемокртичным и неравным потому, что католическое меньшинство будет иметь больше голоса в правительстве, чем у него будет голосов на выборах. Тот факт, что Северная Ирландия самим своим существованием обязана недемократическому решению (большинство народа Ирландии не хотело разделения нации на две части!), в такой линии агрументов не приходит им на ум…” (Джон Конрой) 

Как же освещают сегодняшнее положение в Северной Ирландии российские СМИ? 

Помимо постоянно заискивающе-пробританской линии наших изданий , многое свидетельствует о поразительном невежестве значительного количества наших журналистов. Речь идет не только о передергивании или умалчивании, но и простом незнании фактов и даже…о плохом знании английского языка: я собрала уже целую коллекцию таких “ляп”, которые являются знаком  полного отсутствия элементарного журналистского профессионализма в их “опусах” .

… Мой первый шок от того, как в России освещают североирландскую действительность, относится к лету 1999 года, когда я приехала домой в отпуск. Только что после поездки в Белфаст, только что после того, как своими глазами видела “оранжевое” запугивание населения Гарвахи Роуд и Ормо Роуд… Мирный сидячий протест жителей на Ормо Роуд был жестоко разогнан полицией, зверски избивавшей невооруженных людей, сидящих на тротуаре, - а комментатор российского телеканала тем временем рассказывал своим зрителям о том, как доблестная полиция геройски борется с этими “экстремистами” и “террористами”. “Боже мой! И это там, где ты живешь!” – воскликнула в ужасе моя бабуля. И я уверена, что такое впечатление создалось не у неё одной… 

Дальше- больше: включив радио, я с удивлением для себя узнала, что, оказывается, Джерри Адамс – “лидер ирландских террористов”! Такого не услышишь даже по Би-Би-Си или Ю-Ти-Ви (североирландскому каналу)…

После этого я решила поискать в интернете, что же пишут о Северной Ирландии различные российские издания. Моя реакция? Глубокий шок. Такой, когда не знаешь даже, плакать тебе или смеяться! 

Ну, как не смеяться на например, такое: 

“Лидер главной католической партии Северной Ирландии – Шинн Фейн – Джерри Адамс заявил об отказе сотрудничать с Международной Комиссией по разоружению незаконных вооруженных формирований в Ольстере. В своем интервью Джерри Адамс возложил всю ответственность за восстановление британского прямого правления в Северной Ирландии на эту Комиссию” (Радио России) 

Кто-нибудь может показать мне текст интервью, где Джерри Адамс эту Комиссию в таком обвинял? 

“В этом году ситуация осложнилась из-за отмены … некоторых парадов независимой Парадной Комиссией” (украинское издание “Зеркало”). 

Интересное понятие причин … Может быть и в ЮАР ситуация осложнилась не из-за чего-нибудь, а из-за отмены апартеида? 

“Господин Мо Молам” (Мо Молам – женщина! – И. М.) 

“ИРА не готова разоружиться, в то время как юнионистские террористы согласились заявить, что война закончена, согласно Комиссии Де Шастелена” (“Зеркало”). 

Что-то я не видела ни таких заявлений, ни того, чтобы комиссия канадского генерала подчеркивала согласие одной стороны и несогласие другой… Более того – “юнионистские” (Дэвид Тримбл и даже Иан Пейсли подали бы на это издание в суд за такое прилагательное, так как, по их официальным заявлениям, и партии “не имеют ничего общего” с террористами. Правильный термин – “лоялистские”) террористы – единственные, кто продолжает в настоящее время в Северной Ирландии кампанию террора! Ружья ИРА молчат…

“Война на улице Драмкри” (улица – Гарвахи, а Драмкри – название маленькой деревни и церкви, расположенной в ней). 

Российские “эксперты даже не знакомы с текстом Белфастского Мирного Соглашения, о котором они берутся писать! Например, Александр Лазарев в статье “Террористы – союзники Запада” утверждает, что: “Соглашение Страстной Пятницы требует полного разоружения Ирландской Республиканской Армии до 30 июня “ (имеется в виду – 1999 года! – И. М.) 

Соглашение ничего НЕ ТРЕБУЕТ – и уж тем более не требует ТОЛЬКО ОТ ОДНОЙ СТОРОНЫ. Иначе оно просто не было бы подписано. По соглашению, стороны (политические партии) должны использовать максимально своё влияние на вооруженные группировки с тем, чтобы они согласились вывести оружие из употребления. Никаких ультимативных дат там нет – есть только примерные намечаемые желательные сроки такого процесса. 
 

Некоторые российские журналисты доходят до того, что утверждают, что ИРА была одной из сторон , подписавших договор. Согласно корреспонденту газеты Труд, вся идея Договора Страстной Пятницы “проста, как песня” : “католикам позволили войти в местные органы власти в обмен на оружие”. У бедного российского читателя может действительно создаться впечатление, что “гадкая ИРА” действительно подписала это соглашение и не соблюдает его. На самом деле, ИРА – как и протестантские вооруженные группы – не является одной из сторон, подписавших договор! 

А сам договор – весьма сложный и многосторонний документ, касающийся не только разоружения парамилитаристов, на котором так зациклены юнионисты (впрочем, они уже сейчас высказались о том, что одного разоружения им будет недостаточно: ведь на самом деле речь идет вовсе не об оружии, а о том, что эти люди не хотят ни с кем делить “данную им Богом” власть и исключительное положение и упорно ищут для этого предлог. Сегодня это – разоружение, завтра – что-нибудь другое..), но и реформы полиции, демилитаризации, подлинного равноправия, ликвидации дискриминации, обеспечения культурных и языковых прав. Но для того, чтобы это знать, надо прочитать его…А редактор, видимо, не ждет, материал надо сдавать к сроку… Да и “Таймс” как раз под руками… 

Про-юнионистский тон многих российских журналистов весьма примечателен. В нем проскальзывает их собственное расистское отношение к “ коренным меньшинствам”. Позволю себе привести 2 цитаты: 
“Согласившись управлять британской провинцией вместе с сепаратистами из католической Шинн Фейн до фактического начала разоружения протестанты – а мы напомним вам, что они являются большинством населения – более или менее сделали католикам одолжение” (Ксения Фокина). 

Мы уже говорили о том, какое это “большинство”, и как оно было создано… В том-то и вся проблема, что, вместо того, чтобы относиться ко всем людям как к равным, тримбловцы и пейслииты по-прежнему, как в ХVII веке, считают, что давая ирландцам их законные права, они “делают им одолжение”! 

Украинская журналиста Юлия Загоруйко жалеет “бедных” юнионистов, которым приходится выслушивать речь министра здравоохранения от Шинн Фейн Барбре Де Брюн на ирландском языке: 
“… Барбре Де Брюн… также произвела неординарное впечатление, произнеся свою речь на ирландском языке…. Что ж, такова реальность, с которой юнионистам придется смириться ради продолжения мирного процесса”. 

Барбре Де Брюн – тихая, строгая, культурная женщина, бывшая школьная учительница- всегда произносит НАЧАЛО своей речи на ирландском, а затем – её полный текст на английском. И какие же это такие особые страдания нормальным людям – не законченным расистам или религиозным сектантам- может причинить 5 минут слушания одного из самых древних и самых красивых европейских языков? 

К некоторым высказываниям нашей прессы и радио излишни даже мои комментарии. Например: 

“ИРА заявила о своем намерении начать разоружение, если британские войска ОСТАНУТСЯ в Ирландии”. 

“Юнионисты очень разгневаны тем фактом, что “сегодняшние террористы не смогут стать завтрашними полицейскими” 

И даже: “Партия Юнионистов – активисты мирного процесса” ( объяснение Анной Политковской о том, “кто есть кто “ в Ирландии. Партия Юнионистов, к сведению Анны, - единственная из партий, поддерживающих мирное соглашение, которая практически раскололась надвое, так как около половины её участников мирный договор не поддерживают вообще!). 

… Есть у нас в России такой примечательный журналист, который в своих заметках – о чем бы он ни писал, будь то о тульских рабочих или о международной политике, всегда употребляет слово “бодун”. 
Честно говоря, я, покинувшая СССР в 1989 году и воспитанная на классическом русском языке, даже не знала точно, что это такое. Пришлось навести справки у друзей. Оказывается, “по-новорусски” это похмелье теперь так называется…. Наверно это слово имеет какое-то глубоко личное значение для данного журналиста. Но, честно говоря, мне трудно было увидеть связь между ирландским мирным процессом, глубоким трезвенником Девидом Тримблом и бодуном… 
Однако наш Курилка такую связь нашёл: “Тримбл заявил, что протестанты покидают правительство… Сделал он это не с бодуна…” 

Тот же самый журналист, видимо, старательно готовился к написанию статей о Северной Ирландии, изучал доступные ему источники на русском языке. Их не так уж и много, поэтому он просто не мог обойти написанное мной. Когда годом позже, после крупных беспорядков, огранозованных лоялистами в ходе июльских парадов, наш герой с удивлением открыл для себя, что те, кого он так защищал в своих статьях в 1999-м, оказывается, совсем не такие пай-мальчики, как он думал, он не пренебрегает использовать свои статьях выражения типа “каждый год в июле оранжистам ударяет моча в голову”. Особого внимания заслуживает его описание того, что представляет собой оранжистские парад. Оказывается, каждый год в июле оранжисты “окунают свои ноги в оранжевую краску и шагают потом через католические кварталы”! 

… Был такой один-единственный лучай, когда лоялистские женщины и дети поступили так на Ормо Роуд – в знак протеста против того, что их мужчинам не дают маршировать по этому католическому кварталу. И этот один-единственный случай я описала в своей статье для “Правды”... 
“Слышим звон – да не знаем, где он”?

… … Самая любопытная – и самая невежественная!-  из до сих пор прочитанных мной российских статей о Северной Ирландии принадлежит перу Анны Политковской из “Новой Газеты”. Именно Анне посвящаю я эпиграф к этой своей статье- именно ей принадлежит пальма первенства в поистине энциклопедическом невежестве! 

Называется статья Анны “Шакал”. И начинается таким “призывом”: 
“Почему его не убивают, как Дудаева? Почему они разговаривают, а не стреляют? Или целостность Британии их не волнует?” 

Когда я цитирую это своим североирландским друзьям, она неизменно вызывает у них дружный и здоровый хохот. Особенно смеялся зять с таким чувством описанного ею “ужасного, коварного кровожадного террориста и диктатора”, которого надо “убить, как Дудаева” – ветерана ирландского республиканского движения Брайана Киннана, чьей целью, по утверждению вездесущей Анны (она хоть когда-нибудь бывала в Ирландии?) является не больше не меньше как “достичь абсолютной власти в Ирландии, что недостижимо без хорошо вооруженной ИРА”! 

Спорить с Анной трудно – по той простой причине, что она, как совершенно очевидно из её статьи, не знает не только истории Ирландии, но и её современности, соотношения политических сил здесь, сущности североирландского конфликта, даже элементарных политических соглашений и документов. Разбиранию по строчкам каждой допущенной ею фактической ошибки можно было бы посвятить отдельную статью. Возьмите хотя бы такую фразу “чем чеченский анклав принципиально отличается от ольстерского…?” 

Анклав? Анна, Вы хотя бы в школе на уроках географии карту Ирландии видели? Для того, чтобы понять всю искусственность разделения “изумрудного острова”, даже не обязательно быть политиком - достаточно посмотреть на эту карту! Север Ирландии – это север именно Ирландии. А не Запад Шотландии и не Северо-Запад Англии. Сомневаюсь даже, что г-же Политковской известно, что в историческую провинцию Ольстер входят не 6 графств, а 9: 3 из них были оставлены на территории Ирландской Республики после раздела: Каван, Монаган и Донегал. Потому что если бы они вошли в состав “провинции Северная Ирландия”, англичанам не удалось бы искусственно создать здесь  марионеточное большинство юнионистов. 

Анна Политковская, как она сама признается, “зациклена на Чечне”. Поэтому её совершенно не интересует неизвестная ей история Плантаций ХVII века (когда протестанты ввозились сюда английскими колонизаторами и “сажались”, как картошка на грядке - в их руки отдавались земли коренного населения, согнанного с них, для того, чтобы сломит сопротивление самых сильных ирландских кланов и успешнее эту землю покорить). Не интересует её ни тот факт, что в ходе восстания 1798 года против англичан здешние католики и протестанты сражались вместе, и что многие лидеры Объединенных Ирландцев, своего рода местные декабристы, были протестантами, ни история рабочего движения в Ольстере (единственной части аграрной Ирландии, где совершилась промышленная революция), в ходе которого под влиянием Джеймса Конноли рабочие обеих общин на короткое время стали объединяться. Именно тогда и пришла на помощь английским колонизаторам “оранжевая карта”: для того, чтобы поссорить и разделить этих рабочих, а у англичан, как и позднее, был бы удобный повод (“защита мирного населения”) для своего военного присутствия тут. 

Не интересует Анну и история движения за гражданские права католического населения Севера – и уж конечно, то, почему такое движение появилось! Ведь если об этом писать, если рассказать о том, как здесь обращались и зачастую до сих пор ещё пытаются обращаться со здешними людьми, то как-то трудно видеть злодеем Киннана, “главная идея крестового похода” которого – “международная социалистическая революция”. Ой, Боже мой, какой смертный грех! 

Не удосужилась Анна спросить у самих ирландцев и насчёт того , действительно ли считают они Джерри Адамса, который, по итогам последнего опроса населения даже не на Севере, а в Ирландской Республике, является самым популярным политическим лидером всего острова, “марионеткой”, как ей “упорно” кажется. 

В отдельных местах г-жа Политковская доходит до совсем уже, простите за выражение, детского лепета: “Главная черта Шакала в том, что он никогда не поддерживал разоружение ИРА. У него лишь одно на уме – устранить британскую государственность из Ирландии (На уме у Лондона – прямо противоположное.)”. 

Да, мы знаем, что “на уме у Лондона – прямо противоположное.” Нам не надо это объяснять! И ирландские республиканцы это тоже знают. Более того, - они знают, какими последствиями не для ИРА, а для мирных жителей здесь обернулось бы её одностороннее разоружение, которого так жаждут лоялисты всех мастей. Для того, чтобы понять это, надо если не жить здесь, то хотя бы провесто достаточное количество времени. Весьма наивно, мягко говоря, утверждать, что именно молчащие ружья ИРА (а не продолжающие стрелять ружья лоялистов и полиции) являются главной угрозой мирному процессу: напомним, АНК не разоружил Умконто Ве Сизве в Южной Африке, что не помешало ликвидации апартеида. И хотя у этой страны ещё и много проблем, она – на верном пути. 

По какому праву британская государственность должна вообще продолжать существовать в Ирландии? По праву сильного? Потому, что “так получилось”? А о “целостности Британии”, г-жа Политковская, надо было волноваться раньше. До того, как стали независимыми Ирландская Республика, Индия, другие африканские и карибские её колонии. 

Почему ирландцы не хотят, в большинстве своем, продолжать быть британскими поддаными? 
Представьте себе, если бы монголо-татарское иго на Руси длилось не 200, а 800 лет. Если бы оно довело нас до фактического истребления русского языка. Если бы по нашим улицам ежегодно проходили конные парады монголо-татар, напоминавшие нам о битве при Калке – и сопровождавшиеся оскорбительными песнями, хулиганством, поджогами, взрывами и убиствами. Если бы при поступлении на работу мы были обязаны указывать нашу религиозную принадлежность. Если бы мы жили в гетто, безо всяких перспектив на будуще… Захотели бы вы оставаться поддаными Золотой Орды – даже если бы это было самое сильное и “прогрессивное” государство современности? 

… Один из тех российских правозащитников, спонсируемых британцами, покой которых я нарушила во время их пребывания в Белфасте, сказал мне, что он “не видит конфликта”. Да, трудно увидеть его из окна комфортабельного отеля, выбранного и оплаченного “спонсорами”. 

“Я потом напишу Вам, в чем я с Вами не согласен!”- сказал он мне. 
“Чтобы со мной не соглашаться, надо провести здесь больше, чем одну неделю!” – ответила я ему. 

И привела такое сравнение: в современной Латвии русские составляют тоже чуть больше половины населения – как юнионисты на Севере. К тому же нельзя сказать, чтобы русских там не дискриминировали (причины этого – опять-таки тема для отдельной статьи). Протестантам в будущей объединенной Ирландии это вряд ли грозит: пример тому – их вполне спокойная и процветающая жизнь на юге, в частности, в графстве Корк. 
Однако – и в этом отношении я горжусь своим народом! – никому из латвийских русских не пришло в голову “оттяпать” кусок Латвии на основании своего недавно исторически недавно сложившегося большинства и заявить о том, что это – часть России! 

Нравится это или нет тем, кто считает себя здесь “британцами”, - это Ирландия. Точно так же, как Латвия – это Латвия. А считать себя можно кем ты себя чувствуешь – я, например, всегда чувствую себя русской, и в Нидерландах, и на Антилах, и в Ирландии. Но это ещё не дает мне повода объявлять эти страны “Россией”! 

Мой собеседник от такого сравнения в восторг не пришёл, но возразить ему было нечего. 

… Близится июль, близится Драмкри, мы на работе готовимся к “осаде”и оказываемся перед дилеммой: то ли спать в офисе, запасшись спальными мешками и едой на несколько дней, то ли вообще на работу не ходить. А я жду: что ещё новенького в этом году я узнаю о крае, в котором я живу, от своих российских коллег, которые “не видят конфликта”?
 

Белфаст, июнь 2001
 
 

Обсудить статью на форуме