Left.ru __________________________________________________________________________

ТРУДОВОЙ КОДЕКС НА ВЫХОДЕ. ЧТО ДАЛЬШЕ?
 

В ежегодном послании Федеральному Собранию президент В.Путин призвал уже в этом году принять новый Трудовой Кодекс «на базе правительственного проекта». Как известно, в марте в Государственной Думе была создана комиссия по разработке «согласованного проекта Трудового Кодекса». В комиссию вошли представители правительства, владельцев предприятий, официальных профсоюзов и депутаты от разных фракций. Сегодня, когда разделы проекта подписаны сторонами, уже можно говорить о его содержании.

С другой стороны, в июне прошел Съезд Российских профсоюзов, в работе которого приняли участие 198 делегатов из 62 промышленных центров страны – профсоюзы докеров, гражданской авиации, моряков, горняков, локомотивных бригад железнодорожников и многих других. Съезд поддержал Общепрофсоюзный проект Трудового Кодекса, внесенный мной в Государственную Думу в апреле и сегодня официально выдвинутый девятью депутатами парламента.

Наш проект готовился достаточно долго. Только в этом году прошли четыре всероссийских совещания профсоюзов, в ходе которых документ подвергался серьезной шлифовке. Он исходит из принципа, что сегодня нужно не урезать права работников, а укреплять их. Предыдущий проект, внесенный Т.Авалиани, соавтором которого я стал в прошлом году, выполнил свою задачу и потребовался новый проект, который бы объединил на своей платформе все реальные профсоюзы.

Мы считаем необходимым начать поэтапный переход к 35-часовой рабочей неделе, ввести двойную оплату сверхурочных работ и повышенную оплату за работу в ночную смену. Эти меры стимулируют предприятия к созданию новых рабочих мест, улучшению организации труда, снизят безработицу, и, соответственно, позволят повысить заработную плату.

Предусмотрено, что зарплата должна быть не ниже научно обоснованного прожиточного минимума. Причем под зарплатой назван тариф первого разряда. Эта норма напрямую вытекает из Основного Закона страны. Статья 37-я Конституции России предусматривает достойную оплату труда и не может быть достойным заработок ниже прожиточного минимума.

При этом, доля тарифа (оклада) в заработке должна быть не менее 80%, что резко ограничит предпринимательский произвол в сфере оплаты труда. Нынешняя практика, когда человек получает на руки 200 рублей твердого заработка, а все остальное называется «премией» или КТУ и зависит от прихоти начальника, ненормальна и должна быть изменена.

Введена норма о праве работников участвовать в организации производства. В частности, указано, что сведения о зарплате, включая зарплату руководителей, балансовые отчеты, данные о финансово-хозяйственной деятельности должны быть доступны коллективам и профсоюзам. Кроме того, представители работников участвуют в деятельности Советов директоров и собраниях акционеров с правом решающего голоса при ликвидации и реорганизации предприятия, утверждении бухгалтерских балансов, назначении администрации, распределении прибылей и убытков. В государственных и муниципальных предприятиях организации работников совместно с собственником утверждают изменения в Уставе, утверждают контракт с менеджером, решают вопросы о выделении подразделений. Наконец, при массовых увольнениях представители работников вправе устанавливать зарплату начальников, контролировать ценообразование, аренду, продажу оборудования и другие виды расходов и доходов. Интересно, что нам не пришлось ничего придумывать, так как все эти нормы мы взяли из проектов Правительства и Яблока, и из Постановления Правительства о составе коммерческой тайны.

Вовлечение работников в организацию производства существенно стимулирует экономический рост, поскольку позволит рассыпать планы искусственного банкротства предприятий и задействовать интеллектуальный потенциал десятков миллионов людей в развитие экономики.

В проекте более развернуто изложены разделы о коллективных договорах и забастовках. Раздел о колдоговорах практически полностью включил в себя современный весьма прогрессивный закон «О коллективных договорах и соглашениях», включая возможность заключения нескольких колдоговоров на предприятиях, а также принципиально новую норму о «локальных соглашениях», то есть соглашениях между администрацией и профсоюзом по решению конкретной задачи. Раздел о забастовках, напротив, коренным образом переработан. В нем предельно конкретно прописано право работников отказываться от работы при нарушении  начальниками трудового законодательства, введена забастовка солидарности, упрощена и сокращена по времени процедура переговоров (напр., трудовой арбитраж).

Указано, что не могут считаться профсоюзами и действовать от имени рабочих организации, в которых состоят представители администрации (директора и т.п.).

Теперь о проекте, согласованном в комиссии Л.Слиски 
Зона срочных контрактов расширяется неимоверно. Они распространяются теперь на всех пенсионеров, преподавателей институтов, журналистов, работников небольших организаций (с числом персонала до 50 человек), а также «для проведения работ, связанных с заведомо временным (до двух лет) расширением объема оказываемых услуг» (ст. 57). Совершенно понятно, что любой завод, транспортная или строительная организаций расширяют объем услуг «заведомо временно». Мы живем в рыночной экономике и предприятия работают от заказа к заказу. Таким образом, срочные контракты, означающие постоянную зависимость работника от начальства, становятся на производстве всеобщими. Не лучше, кстати, и положение бюджетников. Учителя, например, могут быть уволены из-за «нарушения устава образовательного учреждения» (ст. 335). Понятно, что в Уставе можно записать все, что угодно – это право учредителя школы или института. 

Вообще, перечень оснований для увольнений существенно расширен. Если сейчас, например, уволить можно только после двух выговоров, то предлагается – после одного (ст. 79). 

Вводится совершенно постыдная глава о «Защите персональных данных работника». Как бы ни пытались ее камуфлировать под «получение данных о работнике исключительно с целью обеспечения законодательства», досье оно и есть досье.

Инвалиды, женщины с малолетними детьми с «их согласия» могут привлекаться к работе в ночное время (ст. 94). 

Если существующее законодательство разрешает прием на работу с 14 лет только в свободное от учебы время, то «согласительный проект» прямо провоцирует снижение образовательного уровня в стране, предполагая работу для подростков «при оставлении общеобразовательного учреждения» (ст. 61).
Бюрократическое мышление авторов проекта грозит серьезно осложнить жизнь многим жителям страны. Прием на работу разрешен лишь при предъявлении трудовой книжки, свидетельства о пенсионном страховании и ряда других документов (ст. 63), которых у человека может просто-напросто не быть – в стране прокатился вал банкротств (не говоря уже о Чечне) и многие лишились всего, кроме паспорта.

Фактически, в «согласованном проекте» осталась и старая идея правительства о введении 58-часовой рабочей недели: 40 часов обычно, два часа сверхурочно и еще 16-ть «по заявлению работника» (ст. 96). Оговаривается, правда, что эти 16-ть часов можно работать лишь «по другой специальности», но все мы хорошо понимаем, что это значит: отстояв восемь часов за станком, рабочий пойдет еще 3-4 часа сторожить проходную, убирать цех или налаживать оборудование.
Причем эта «добровольная работа» ни для кого не ограничена. Ни для инвалидов, ни для подростков, ни для беременных женщин. То есть, после обычной смены они «по собственному желанию» пойдут трудиться в сумерки и темь.

Не стоит думать, что за это будут хорошо платить. Проект предполагает выдавать 20% зарплаты в «натуральной форме». Вот бы выдавать так жалование Починку, Шмакову, Исаеву, Слиске и другим авторам закона!
Кстати, если сейчас сверхурочные и работа в выходные дни, по закону, применяются лишь в строго ограниченных случаях, то ст. ст. 97 и 111 проекта позволяют с «согласия работника и с учетом мнения профсоюза» применять их по любому поводку и без повода. «Учет мнения» – это особый разговор. Он сводится к тому, что директор направляет в профсоюз письмо о сверхурочных, или новых графиках сменности, или отпусках, а если профсоюз с этим не согласен, то профсоюз вправе начать забастовку (ст. 363). Однако, для проведения забастовки профсоюз должен созвать собрание всего коллектива, чтобы он ее одобрил (ст. 390). Допустим, водителям автопарка ввели смены в 16 часов. Они с этим не согласны, директор направляет их по известному в стране адресу, и тогда, чтобы забастовать, водители обязаны собрать вахтеров, ИТР, уборщиков, слесарей, кондукторов и работников бухгалтерии и убедить тех большинством голосов поддержать стачку. Иначе забастовка водителей будет незаконной.

Уничтожаются комиссии по трудовым спорам, призванные разбираться в правомерности приказов администрации. Если сейчас они избираются коллективом, то предлагается принцип пятьдесят на пятьдесят, когда половину членов комиссии будут составлять представители директора (ст. 375). Ну и что такая комиссия возразит начальству?

Права профсоюзов. Право заключать колдоговора остается за профсоюзами лишь в том случае, когда они объединяют более 50% работников (ст. 31). При этом, если сегодня коллективный договор может заключаться бессрочно, то по новым правилам – на срок не более шести лет (ст. 43), то есть регулярно работникам нужно будет бороться за право сохранить те гарантии, которые они уже имеют. Вводится штраф для профсоюзных лидеров в случае, если они не предоставляют предпринимателям «информацию, необходимую для ведения переговоров». (ст. 52). Такой же штраф есть и для представителей администрации, но понятно, кто именно будет подвергаться денежным взысканиям. 

В общем, согласованный вариант получился хуже правительственного. В правительственном был уже перечень сверхурочных, в нем не дискредитировались пенсионеры, он предусматривал право всех профсоюзов на переговоры с администрацией. Более того, в нем была статья о праве работников знать финансовое положение своих предприятий. Всего этого в «согласованной» версии нет.

Сейчас, когда официальные лидеры ФНПР, скрывают информацию о тексте Кодекса от собственных местных организаций, они еще могут заявлять, что достигли большой победы. Во всяком случае, «проект восьми депутатов», который рекламировался как противовес правительственному, сегодня забыт. И он, и правительственный, слиплись в «согласованной версии», которая гораздо хуже каждого из них по отдельности.

Таким образом, страна стоит перед выбором: или прогрессивное трудовое законодательство, развивающее национальную экономику, или кодекс наемного рабства, протаскиваемый олигархами и различными бюрократическими группами.

Депутат Государственной Думы
О.ШЕИН
 
 

Обсудить статью на форуме