Cитуация по КЗоТ
21 июня Государственная Дума
приняла решение рассмотреть Трудовой
Кодекс на заседании 5 июля.
При этом все проекты Трудового Кодекса переданы
в специально созданную комиссию,
которую возглавили Слиска и Исаев. За такое
решение проголосовало 249
депутатов при пороговом числе, нужном для принятия
решения, 226.
При этом депутаты из "Отечества"
и "Единства" четко заявили, что
согласованный проект и есть
"проект восьми", доработанный авторами.
Регламент Думы позволяет
до 1-го чтения вносить в законопроекты поправки, не
имеющие концептуального
значения. Концептуальность устанавливается авторами.
При этом из восьмерки пятеро
(Исаев, Мирзоев, Рязанский и др.) четко
высказываются "за" такой
сценарий, двое (Лукьянов и Сайкин из КПРФ)
держатся за старую версию
"проекта восьми", а депутат Иванов заявил, что если
из проекта будет изъято
требование 50%-ного охвата работников профсоюзом для
ведения коллективных переговоров,
то он готов проект поддержать (очевидно,
что предложение Иванова
только усиливает ФНПР. Оно охватывает те случаи, где
ФНПР, охватывая менее 50%
работников, превосходит свободные профсоюзы по
численности и вынуждено
сегодня сотрудничать с последними. Очевидно, что
реализация предложения Иванова
усиливает ФНПР).
Таким образом, "проект восьми"
сыграл сегодня роль прикрытого и
фальсифицированного перехода
к правительственному проекту Трудового Кодекса.
Причем к правительственному
проекту в его ухудшенном виде. Теперь все
телеграммы и письма, направленные
ранее в поддержку проекта восьми,
оборачиваются поддержкой
проекта правительства.
Следует остановиться на так
называемых отличиях этих двух документов. В
согласованном варианте,
по сравнению с тем, что вносило официально
правительство, расширен
перечень срочных контрактов (для пенсионеров,
работников малых предприятий
и т.д.), а самое главное, ограничено право на
коллективные переговоры
и забастовки. Теперь бастовать возможно лишь в
случае, когда такое решение
поддержало более половины всего коллектива
предприятия. Понятно, что
колдоговора и отраслевые соглашения теперь вправе
заключать лишь один профсоюз
(или организация, себя такой именующая).
Фактически ФНПР обменяло
сдачу прав работников на установление профсоюзной
монополии.
Так называемые "достоинства"
согласованного проекта легко проиллюстрировать
несколькими примерами. Например,
установлено, что зарплата не может быть
ниже официального прожиточного
минимума. Но - в соответствии с отдельным
федеральным законом. Которого,
естественно, пока нет. Действующий КЗоТ,
например, содержит норму
об индексации зарплаты в соответствии с ростом цен.
На основе отдельного федерального
закона, по которому зарплату
проиндексировать невозможно.
Кроме того, в "согласованном"
проекте написано, что при простое не по вине
работника оплачивается 2/3
зарплаты, а не тарифа (оклада), как сегодня. Но -
только в том случае, если
работник докажет, что простой произошел по вине
работодателя. А иначе -
остаются две трети тарифа, для получения которых
нужно еще писать заявление
о простое и пытаться зарегистрировать его в
конторе.
В общем, "согласованный"
проект - это бюрократизированная версия
правительственного.
Сегодня в Думе ему реально
противостоит тол ко Общепрофсоюзный проект,
внесенный десятью депутатами
из фракций Регионы России, КПРФ,
аграрно-промышленной и независимыми.
Очевидно, что под любыми надуманными
предлогами будет предпринята
попытка снять этот проект с обсуждения. Для
этого бонзы ФНПР идут на
откровенные провокации. Например, в комиссию для
принятия Согласованного
проекта без всякого уведомления был включен автор
этой статьи. Специально,
чтобы потом можно было сказать, что я тоже
участвовал в работе над
Согласованным проектом и потому лишен возможности
вносить альтернативу. Нами
предпринимаются все меры, чтобы избежать подобных
ловушек.
Теперь о перспективах. Предположим,
что 5 июля в первом чтении согласованный
проект проходит. Означает
ли это катастрофу? Нет. Это лишь штормовое
предупреждение. День икс
наступит примерно в октябре, когда проект будет
рассматриваться во втором
чтении. Регламент позволяет нам предпринять
попытку тогда вернуть его
в первое чтение и в первом отклонить.
Крайне важно сегодня поэтому
вести работу на максимальную инициативу и на
победу. Местные организации
ФНПР представляют из себя отнюдь не только
сплошные желтые профсоюзы.
Например, учителя всегда активно участвуют в
забастовочных действиях
и следует ожидать, что многие из их профсоюзов
выступят солидарно против
действий Шмакова и К. Тем более, что Шмаков
держится весьма неуверенно
в преддверии съезда ФНПР, намеченного на 28
ноября 2001 года.
Борьба продолжается. Надо
нацеливаться на самые решительные и жесткие
действия.
Акция 19 июня явно удалась.
Бастовали докеры во всех портах,
причем в Находке, Новороссийске
и других городах к ним гудками
присоединились моряки. Гудками
отметили день железнодорожники Октябрьской и
Московской линий. Прошли
стачки и голодовки авиадиспетчеров в Архангельске и
Котласе (весь световой день),
Петрозаводске, Тюмени, Омске, Саратове,
Ханты-Мансийске, Якутии:
Шахтеры - члены Независимого профсоюза горняков -
вышли на Горбатый мост.
В Астрахани против согласованного проекта, за
общепрофсоюзный высказались
не только рабочие из "Защиты", но и
профорганизации ФНПР учителей
и работников торговли. В Свердловской области
в акциях участвовало до
десяти тысяч человек, причем возмущенные рабочие
перекрыли центральную магистраль
и на час блокировали обком местной ФНПР.
Всего в акциях солидарности
приняли участие не менее 100 тысяч человек. И
это летом, в условиях обычного
спада социальной активности людей.
Главное - не останавливаться.
Не случайно наши противники так спешат. Они
просто боятся, что люди
узнают правду и тогда планы уничтожения прав
трудящихся начнут рассыпаться.
Сопредседатель Объединения
рабочих профсоюзов "Защита"
Депутат Государственной
Думы РФ
О.В.ШЕИН
Обсудить
статью на форуме |