Учителя - тоже люди. Когда напоминают об этом начальству В конце августа - начале сентября в школах проводится тарификация. Можно смело утверждать, что эти дни год кормят. Зачастую в период тарификации учителя оказываются один на один с администрацией, профсоюзы включаются в работу только в случае возникновения конфликта. К сожалению, в школах сложилась традиция, когда требование учителя предоставить большую нагрузку, увеличить надбавки считается дурным тоном, нескромностью. Многие не знают, из каких выплат формируется их заработная плата, стесняются обратиться в бухгалтерию за разъяснением в случае сомнения в правильности начисления заработной платы. Администрация устраивает из распределения нагрузки приз за лояльность. В таких условиях местным комитетам СОЦПРОФ необходимо занять активную позицию в борьбе за заработную плату членов профсоюза, когда профорганизация вступает в переговоры с администрацией в интересах учителей. Во многих школах даже члены местного комитета не знают, что к фонду заработной платы предусматривается 25% надбавки и доплаты стимулирующего характера. До марта 1993 года эти выплаты устанавливались на основе постановлений Министерства труда РФ от 4 июня 1992 года. В этом документе четко указывался размер доплат и надбавок за ту или иную работу. Большие надбавки предусматривались за классное руководство, заведование кабинетами, проверку тетрадей. Однако 4 марта 1993 года Министерство труда издает новое постановление, которое дает право учреждениям и организациям самостоятельно определять размеры доплат и надбавок. Практически повсеместно этот документ был воспринят администрациями образовательных учреждений как возможность бесконтрольного распоряжения 25% надбавкой к заработной плате. В большинстве школ эти деньги идут на повышение заработной платы администрации, бухгалтеров, завхозов, секретарей и других, далеких от учебно-воспитательной работы, сотрудников. По нашим подсчетам средний заработок учителей сократился на 10-15%. Традиционные профсоюзы (ФНПР) практически никогда не ставят перед администрациями вопрос об их участии в распределении фонда надбавок. Попытки свободных профсоюзов принять участие в этом процессе в соответствии с п.3 ст.11 Закона РФ «О профсоюзах...» неизбежно приводят к конфликтам с работодателем. Нами был направлен соответствующий запрос в Министерство труда. Ответ подтвердил обоснованность претензий профсоюзов на участие в распределении средств стимулирующего характера, которые могут поднять заработную плату учителей в среднем на 25%. При подписании тарификационных документов председатель местного комитета должен настаивать на предварительном согласовании, как почасовой нагрузки, так и размера надбавок. Размеры доплат и надбавок должны в обязательном порядке войти в состав коллективного договора. Работодатели, пытаясь уклонится от переговоров с представителями свободных профсоюзов, ограничиваются подписанием тарификационных документов только с лидерами отраслевого профсоюза ФНПР. В этом случае хороший эффект дает ознакомление коллектива с размером доплат и надбавок, которые работодатель назначил себе, любимому, председателю профкома ФНПР и прочим близким людям. Целесообразно бывает обратиться и в судебные органы. Многие школы оказывают платные образовательные услуги. Практически повсеместно средства, собранные с родителей, распределяются бесконтрольно, системы оплаты труда учителей не согласовываются с профорганизациями и не включаются в коллективные договоры. В то же время эти средства могут значительно поднять заработную плату учителей при условии справедливого распределения. Поздравляем всех учителей с наступающим новым учебным годом! Желаем
здоровья и успехов!
|