Left.ru __________________________________________________________________________

Юрий Соломатин,
народный депутат Украины

Галицкий сепаратизм: миф или реальность?

Время от времени по всей Украине прокатываются бурные волны противостояния между  «западенскою» (западною) и «східною» (восточною) ее частями. Галичане при этом называют себя революционным Пьемонтом, с которого придет освобождение и очищение всей "зросийщенной" неньки–Украины. Не больше и не меньше.

Встревожен этим противостоянием и Президент Украины Л.Кучма. Выступая на международной конференции «Диалог цивилизаций» в Вильнюсе 25 апреля 2001 года, он отметил, что ни в коем случае нельзя проводить «размежевание между цивилизациями и следовать теории их столкновения». И далее: « Особенно опасно разделение Европы на Латинскую и Византийскую части, из которых только одна будто способна принимать европейские ценности» («День», № 75, 25 апреля 2001 года).

 Напомним статью 2 Конституции Украины: "Украины является унитарным государством". Казалось бы, этим все сказано. Вместе с тем, вспомним нашу далекую и недалекую историю, когда это было далеко не так. И в нашем нынешнем "возвращении в Европу"  ничего нового по сути нет. Проблема известная (…вспомним отношение к ней хотя бы таких известных литературных персонажей как Тарас Бульба и Иван Гонта) и предельно важная. 

После отставки 26 апреля самого проамериканского и самого «проевропейского» Правительства В.Ющенко, после всех публичных истерик безуспешно поддерживавших его галицких национал –патриотов (оба Руха и Реформы–Порядок) и создания, наконец–то, прогалицкого правоцентристского предвыборного блока "Наша Украина", проблема галицкого сепаратизма выходит, похоже, на первый план. 

У этой проблемы есть своя предыстория, концентрированно изложенная в одной мало известной для широкой общественности книге « Происхождение украинского сепаратизма», автором которой является русский эмигрант Н.И.Ульянов (1904, Санкт–Петербург – 1985, Йельский университет, США) –ярчайший представитель так называемой «неправильной историографии». Есть книги, признание к которым приходит много лет после ухода из жизни их автора. Именно такой книгой является труд Николая Ивановича Ульянова, созданный вдали от Родины и  изданной только в 1996 году в репринтном издании в московском издательстве “Индрик” тиражом 10 тыс. экземпляров, а в Украине  скромно появившийся на прилавке книжного киоска Верховной Рады.

В заглавии работы Н.И.Ульянова  не случайно употреблено слово “сепаратизм” вместо более привычного - “национализм”. Вот как объясняет причины этого сам автор: ”Именно национальной базы не хватало украинскому самостийничеству во все времена. Оно выглядело движением не народным, не национальным, вследствие чего страдало комплексом неполноценности и до сих пор не может выйти из стадии самоутверждения".
 Со времени провозглашения Независимости в 1991 году в Украине развернулся новый этап  ожесточенной борьбы по переписыванию всей ее истории, и, прежде всего, периода Великой Отечественной войны. 

Особенно старается "обновить" историю профессор Станислав Кульчицкий, бывший певец  социалистической индустриализации в Украине, а ныне руководитель рабочей группы, созданной при Институте истории НАН Украины на основании Постановления Кабинета Министров Украины от 12 сентября 1997 года № 10004 « О Правительственной комиссии по изучению деятельности ОУН – УПА». 

В одной из своих публикаций профессор С.Кульчицкий неосторожно проговаривается о важном для темы нашего рассмотрения факте (цитирую): « Мы единый народ, но шесть веков украинский Восток развивается отдельно от Запада». В соответствии с галицкой ментальностью, здесь все перевернуто с ног на голову! 

Действительно, в 9–11 вв., когда еще не было понятия Украина, историческая территория современной Галичины (Львовская, Ивано–Франковска и Тернопильская области) входила в состав Киевской Руси, а затем Галицко–Волынского княжества, которое достигло расцвета во времена правления князя Данилы Галицкого (1221–1264). Князь Данила  успешно проводил "двухвекторную" политику: с одной стороны, признавал себя вассалом (1245) Золотой Орды и регулярно ездил в нее с соответствующими знаками внимания, а с другой – принявл королевскую корону из рук посланца Папы Римского Иннокентия IV ( … пресловутый европейский вектор), но при этом мудро  избежал предлагавшейся церковной унии.

В 1349 году эта территория была захвачена Польшей и в дальнейшем шесть столетий развивалась отдельно: сначала в составе Польши и Литвы, потом –Австро–Габсбургской монархии, то – есть в отрыве от матери –Украины! И только в 1939 году благодаря Красной Армии состоялось возвращение Галичины (западной Украины) в состав исторической Родины: Киевской Руси –УССР.

И, действительно, именно эти «разные судьбы» определили известные различия в менталитете  отторгнутых на шесть веков от матери –Украины «західняків”, составляющих по численности и площади занимаемой территории только 1/5 часть матери – Украины, и основного массива нации – “ східняків”. 

Поэтому можно согласиться с уважаемым профессором, когда он утверждает, что “тогдашнее ( … времен Великой Отечественной! Автор.) население западно-украинских земель считать своим нельзя”! Войдя де–юре в состав матери –Украины, – де–факто по своему менталитету они продолжали оставаться гражданами чужой державы. Именно ее жизнеустройство они и защищали с оружием в руках, а не жизнеустройство принявшей их в свои объятья матери  – Украины. Да и сейчас, после неудавшегося галицкого наступления на Украину, – они сами это открыто признают!

До сих пор есть очень большие сомнения в правомерности зачисления галичан до украинцев. Да, они были когда – то украинцами, но за шесть веков отторжения от матери –Украины  де – факто перестали ими быть ( …как современные латиноамериканцы перестали быть испанцами или португальцами, а североамериканцы – англичанами или французами!), а теперь нужно длительное время для того чтобы снова ими стать!

 Сегодня же все происходит наоборот: “ західняки” –галичане самозванно и нахально присвоили себе название украинского революционного Пьемонта и самых щирых украинцев, амбициозно и абсолютно безосновательно поучают своих старших братьев –“ східняків” как надо разговаривать и куда надо интегрироваться! И с рвением, достойным лучшего применения, подобострастно целовали руку и туфлю Папе Римскому во время его визита в Украину в этом году. На самом деле Галичина, если продолжить европейские аналогии – это коллаборационистская и сепаратистская Вандея Украины, ее заблудшее дитя.

Именно отсюда происходят все попытки оправдать местечковый галицкий коллаборационизм и сепаратизм  под знаменем его якобы всеукраинской национальной революционности. Именно с такой точки зрения историки под руководством профессора С.Кульчинского и хотели бы ревизовать оценки преступной деятельности бандформирований “вояків ОУН –УПА” во время всенародной войны с немецко-фашистскими захватчиками в 1941–45 гг.

Войны, которая для “східняків” навсегда останется Великой Отечественной, а для “ західняков” – лишь эпизодом второй мировой. Тут не убавить и не прибавить: “ у каждого кулика  – своя “кочка зрения”. Рукописи и учебники подделать можно, но  Историю не перепишешь.  Так что Галичина – пока еще не Украина, а формирования ОУН–УПА – не ее защитники.

Что ж, в последнее десятилетие мы на своем собственном опыте познали то, о чем писал Н.И.Ульянов много десятков лет назад. Даже Христос, по «просвещенному» мнению профессиональных «новоукраинцев» является праукраинцем. Не было бы так горько, если не было бы так смешно. Самостийники полностью разоблачили себя как пятая колонна европейско-атлантической цивилизации с ее окатоличено-протестантской духовностью, в которой деньги - все, а человек - ничто. Они уже готовы не только в соборе Святого Юра в Львове, но и в Софии Киевской принимать Папу Римского. Только за их предательство украинскому народу придется заплатить слишком высокую цену. 

Возможен ли в современных условиях Украины галицкий сепаратизм? Он реально существует. И формой его существования была попытка его политическими адептами в духовном и историко–культурном смысле "прихватизировать" всю неньку–Украину, заставить ее жить внешне по европейским, то–есть де –факто по галицким правилам. Не вышло! Так теперь возникла новая политическая ситуация.

Вот как оценивает эту ситуацию политолог, доктор философских наук Валерий Матвиенко в статье « О четырех источниках и четырех составных частях развития политической ситуации в Украине» («День»,№ 74, 24 апреля 2001 года): « Акцентируя внимание на некоторых нюансах  внешнего фактора, следует особо заострить  проблему « спящего регионального сепаратизма». Так исторически  складывается, что Украина имеет два региона, Крым и пять западных областей, которые больны этой трудно излечимой болезнью».

 Отметив специфические проблемы Крыма, автор далее продолжает: «Но еще более опасным является возможный дрейф галичан в сторону старой идеи: образования независимой  Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР). На первый взгляд это кажется полной нелепостью. Но на самом деле национал – радикалы уже начали потихоньку этот тезис эксплуатировать. Мне лично довелось в Львове беседовать с некоторыми лидерами национально–радикальных структур. Они прямым текстом заявляют: «Галичина никогда не была Украиной. Мы сами по себе, а Украина сама по себе".

А в Верховной Раде Украины уже демонстрировались листовки галицких патриотов, в которых прямым текстом заявляется следующее: "Исходя из сложившейся ситуации, а также исторических державных традиций (Королевства Данила Галицкого, ЗУНР) возникла необходимость создания Галицкой Республики с собственным парламентом и Правительством, своим Президентом, способными отстаивать интересы Галичины и ее народа…". 

Как хвост собаки не может вилять головой, так и Галичина не может диктовать свою волю матери – Украине, принявшей ее в свое лоно в 1939 году. По большому счету: курица – не птица, а Галичина – еще не Украина. Ей надо замаливать перед Украиной свои грехи, а не диктовать нахально и беспардонно свою галицкую волю!

А тем временем призраки славных народных героев Тараса Бульбы и Ивана Гонты снова бродят по бескрайним просторам Украины и вопрошают ныне живущих: « Мы ж вас породили, а вы..?»
 
 

Ваше мнение