Left.ru ________________________________________________________________________________

Непал: Маоизм набирает силу.

Сегодняшние выборы могут привести к власти нестабильное правительство, которое знает, что повстанцы гораздо более близки к интересам народа.

Роберт Марканд, Крисченс Сайнс Монитор.
Катманду, Непал.

...Эта сонная, изолированная маленькая страна похожа на сборник сказок, на туннель, ведущий к далеким вершинам величественных Гималаев - нация улыбающихся и уступчивых крестьян и повторяющих протяжные молитвы буддистов , помогавших неутрашимым западным путешественникам найти Шангри-Ла гор и духа.
Эта сладкая сказка продолжилась в 1990 году, когда Непал стал демократией. Диссиденты, которых вдохновило восстание китайских студентов на площади Тянанмен и падение берлинской стены, заставили своего короля - чьими страстями были волейбол и вертолеты - ввести многопартийную систему свободных выборов и свободу речи.

Но сегодня, когда непальцы идут к избирательным урнам, в молодом демократическом раю наблюдаются действительно серьезные проблемы. 5-летная “народная война”, восстание маоистов в Западном Непале потихоньку завоевывает сердца и умы крестьян и интеллигенции, и разрастается гораздо более быстрыми темпами, чем кто-либо мог себе представить.

Маоистская теория революции оказалась такой захватывающей, со своим эхом в виде перуанского движения Сияющего Пути в 1980-е годы, что даже если восстание будет подавлено, оно может изменить весь “цвет” страны на карте всего лишь за несколько ближайших лет, предсказывают эксперты.

Новый элемент насилия.

В самом деле, маоистские угрозы насилия во время выборов, которые они бойкотируют, заставили избирательную комиссию проводить выборы в течение 2 дней - сегодня и 17 мая, чтобы сохранить контроль над ситуацией. Хотя пока в Катманду маоисты находятся в подполье, они могут в любой угодный им момент практически полностью парализовать столицу с помощью забастовок. Продолжающиеся убийства полицейских и избранных политиков маоистами ввели новую динамику страха в жизнь миролюбивых до этого непальцев, даже когда правительство имело ещё симпатии народа. “Это просто невероятно, каким путем маойсты получили такую мощную поддержку! Никто в это не верил. Их недооценивали долгие два года!", - говорит Гопал Сивакоти Чинтан, адвокат-правозащиник из Катманду, консультант ООН. “Сейчас они политически активны в 30-40 районах. Они вышли из-под контроля. Военные сейчас говорят об этом. Правящая партия говорит об этом. Все об этом говорят!"

Выборы поставили правящую Партию Конгресса, выражающую интересы мелких собственников и правящей индусской элиты, против 2 марксистских партий: Объединенной Партии Марксистов-Ленинистов и отколовшейся от них группы Марксистов-Ленинистов, чья программа включает перераспределение земли, и которая представляет многочисленный угнетенный класс различных племен и этнических групп, “неприкасаемых”, крестьян и бедняков.

Ведущая личность в правящей партии - премьер-министр Зириза Прасад Койрала. Главной фигурой марксистов на выборах был человек, который объединял их - бывший премьер-министр Манмохан Адхикари. На прошлой неделе он умер в самый разгар избирательной кампании.
С начала 90-х годов власть в Непале переходила из рук в руки - от социалистов к марксистам и обратно. В прошлом году марксисты раскололись на две группы из-за личных и тактических несогласий. Говоря словами маоистов, они все пытаются “переплюнуть друг друга по радикальности” в надежде получить большее число голосов на выборах.

Люди в расслабленном и пестром Катманду, жизнерадостно украшенном предвыборными транспарантами и магазинами и бутиками на “Флик Стрит”, где обычно разгуливают иностранцы, говорят, что абсолютное большинство на выборах, завоеванное любой партией, принесло бы стабильность в Непал - страну с населением в 14 миллионов, 80% из которых составляют индусы. Опросы населения показывают, что непальцы до ужаса устали от коррупционных скандалов в Катманду, и ясная победа той или оной партии на выборах непременно привела бы к давно назревшим чисткам.

Но все же главным контекстом выборов является маоистское восстание - вызванное недовольством около 70% непальцев в сельской местности, которые живут ниже официального уровня бедности, в условиях, которые все партии называют невыносимыми, и которые, по иронии судьбы, стали гораздо заметнее в условиях новой демократии, когда критика стала дозволена, и когда, впервые в истории, преступность стала настоящей проблемой. Больше того, маоистское прочтение того, о чем думают люди в данный момент, чего они хотят, требуют, в чем они нуждаются гораздо больше симпатично народу, чем бюрократия брахманской элиты из Катманду или выступления роялистов из монархической династии, в чьих руках находится большая часть индустрии туризма.

За 5 лет маоисты сформировали армию, парамилитаристскую организацию, сложную систему политического образования под руководством замечательного интеллектуала Бабу Рам Бхаттараи, лидера Коммунистической Партии Непала, маоиста по взглядам, который ушёл в подполье после того, как правящие марксисты потеряли власть в 1995 году.

Зоны маоистского контроля.

Маоисты поддерживают военный контроль над 4 горными районами на западе, вот-вот установят контроль над ещё 14 районами и имеют серьезное влияние и большое количество активистов практически во всех частях Непала.

Их военное крыло, руководимое Пуспой Камал Дахалом (известным под именем Прачанда, он находится в подполье), недавно призвало Красный Крест и различные международные комиссии по правам человека признать его в качестве армии по Женевской Конвенции 1947 года.

“Это очень важные выборы - потому что маоисты знают, чего хочет народ!"- говорит П. Лама, эксперт по Непалу в университете им. Джавахарлала Неру в Нью Дели. "Тот, кто придет к власти, будет вынужден иметь дело с маоистскими силами, потому что они растут с каждым днём. У них будет 2 выбора: либо попытаться справиться с маоистами военным путем, либо изолировать их путем предоставления сельским жителям какой-то работы и какой-то перспективы, которая бы их удовлетворила."

Всего в 15 милях к севро-востоку от Катманду , в хорошо сохранившемся средневековом городе Бхактипур, с его дюжинами храмов-пагод и дворцов, молодой водопроводчик по имени Кришна говорит, что он маоист, но не поддерживает вооруженную борьбу - " до тех пор, пока просвещение народа не будет осуществлено. Мы ещё не готовы."

Вопрос в том, сможет ли правящая партия в течение ближайших нескольких лет изменить свою политику, при которой гигантская бюрократия действует в качестве посредника между правительством и деревнями, и “выкачивает” различные фонды по собственным карманам.

4 года назад, когда у власти были марксисты, программа “Построй свою деревню” давала деньги напрямую деревням и была невероятно популярной. Но остается неясным, готова ли Партия Конгресса или любая другая партия на такую меру.

До сих пор правительство Непала, которое определяет маоистов как “террористов”, лишь изредка приглашало их для переговоров.

Но в будущем, по мере того, как они набирают силы, более формальное приглашение может быть расширено до такой степени, что это придаст маоистам легитимность - и одновременно усилит давление на них изменить свои методы борьбы.
 
 


 

Ваше мнение