Почему мы напечатали статью Владимира Плотникова Лефт.ру - издание с большими амбициями. Нам мало обычного ассортимента традиционной левой прессы всех веков и народов: новостей (как правило не первой свежести, как правило, стибринных у буржуазной прессы), статей немногих еще умеющих и не ленящихся писать левых журналистов, изредка репортажей, рецензий и интервью, перепечаток и переводов - словом всего того газетного скарба, в котором пассивно, как в зеркале, отражается сознание и самосознание российской левой, вернее, той ее части, которая не гордится печататься у нас. Нам мало агитационных и пропагандистских материалов, тоскливо ждущих, когда их прочтут те, которым они, как правило, уже или еще не нужны. Нет, нас интересуют и более экзотические материи, новые, неизведанные пути воздействия печатным словом, борьбы за смыслы. Вот как в этом комментарии, где я предложу бороться за слово "патриотизм." Мы хотели бы стать ферментом умственной жизни российской и не только российской левой. Хотели бы максимально сблизить слово с практической политикой, критиковать и оплодотворять одно другим, участвуя в создании нового праксиса, нового революционного сознания или хорошо забытого старого. Это неважно. Главное, чтобы это сознание, чувство, мысль максимально соответствовали задачам каждого конкретного дня, т.е. были бы способны отыскать в нем революционный шанс. Странное вступление для скромного жанра редакторского комментария. Тем более к статье провинциального журналиста о проблемах областного образования, к тому же не отличающейся политической корректностью, с душком, если это не слишком мягкое определение для статьи изобилующей не только полным джентльменским набором националистической реторики, библейских цитат и антисемитских штампов, но и реакционным отношением к человеческой сексуальности. Но с другой стороны, что же может быть важнее такой статьи? Т.е. статьи написанной талантливым, честным, страстным человеком, искренне болеющим за судьбу страны, за ее будущее - наших детей. Иначе говоря, Плотников - патриот, без кавычек. Это раз. Более того. Плотников - левый патриот, в том размытом смысле, в каком левый патриотизм присущ значительной части рядовых членов КПРФ и других партий официального комдвижения и огромной массы россиян в той или иной степени сочувствующих им. Вот что заставило редакцию лефт.ру принять решение опубликовать эту статью с пространным редакторским комментарием и в надежде отчасти продолжить, отчасти открыть обсуждение некоторых наболевших тем. В данном случае, двух застарелых болезней лево-патриотической идеологии: антисемитизма и репрессивного отношения к сексуальности. Повторяю, такое решение было принято всей редакцией, а так как предложение исходило от меня, то мне и было поручено написать этот комментарий. В остальном, за мысли высказанные здесь несу ответственность только я. И думаю, что не все редакторы согласятся с некоторыми из них. Тем более, что я не собираюсь "отмежовываться," как мы частенько делаем (хоть и правильно, но как-то уж слишком это легко: напечатать и отмежeваться), не собираюсь и читать Плотникову прописи, и уж тем более лекцию, о происхождении антисемитизма и его социальных корнях; о том, что наша Революция покончила с мракобесным законодательством в отношении не только "нормальных" отношений между полами, но и т.н. "сексуальных меньшинств," иначе говоря, гомосексуалистов обоих полов; что эмансипация чувственной природы человека, а значит и его природной сексуальности является неотъемлемой частью социалистической программы. Ничего этого я делать не буду. Сейчас важнее другое. Скажу так. В обозримом будущем у России не будет социалистической альтернативы, если мы не сможем привлечь на свою сторону Плотниковых и ту массу, чувства и мысли которой они впитывают и возвращают ей в публицистическом слове. Патриотизм может быть последним убежищем не только для негодяев, но и для честных людей. Он может быть последним выражением социального идеализма, которого так не хватает сегодня в России. Большинство не может и не сможет обрести социалистическое сознание в условиях капиталистической системы. Это сознание даже у его носителей (особенно в наше время, когда утеряна живая связь с революционной традицией прошлого) имеет в основном теоретический характер, совершенно необходимый, но далеко не единственный его элемент. Но даже в такой форме оно всегда и везде было уделом незначительного меньшинства. Даже, смею сказать, в СССР. И официальная реабилитация патриотизма в годы Великой Отечественной Войны была только одним из наиболее ярких подтверждений этого положения дел. Что мы, ничтожное меньшинство, можем и должны сделать - это конкретизировать для большинства смысл патриотизма, т.е. связать его с социалистической перспективой, потому что в нашей исторической ситуации патриотизм додуманный до конца не может быть ничем иным, как волей и страстью к социализму. Патриотизм есть любовь к нечто большему, чем свое я и его выгоде, больше, чем любовь к семье - своему расширенному, так сказать, я. Это любовь к своему народу и стремление к его счастью. Такой патриотизм одушевлял российское революционное движение с Радищева до Ленина. Такой патриотизм противостоял патриотизму Уварова и Николая I, Победоносцева и Достоевского, черной сотни и Деникина, Солженицына и Патриарха Алексия. Почему же тогда мы отдаем это одно из самых благородных чувств, присущих не абстрактному, а историческому человеку, нашим врагам?! И отдаем не только без боя, а еще и с презрительной улыбочкой: дескать, "патриотизм." Или с наигранным негодованием марксисткой институтки-девственницы всплескиваем руками: "Патриотизм?! Как можно? Вы что, не слышали, что это последнее прибежище негодяев!" (Да еще погромче, чтоб лондонские марьи алексевны услышали). И поджимая губки, гордясь (и тяготясь?) своей невинностью удаляются каждая в свой Смольный. А вот наши враги, потомки Уварова и Деникина, полковники КГБ, патриархи, истинно-русские люди всех мастей и партий, не говоря уже об истинно-русских "предпринимателях" - люди не гордые. Смотрят: лежит этот патриотизм неподобранный в сердцах избирателей. Так грех не подобрать. Как это сказал раз Говорухин или кто-то еще из гнезда прохановского, предлагая себя "предпринимателям"? "Нет ничего труднее, чем примирить капиталиста с рабочим. Но чувство патриотизма может это сделать." И ведь сделает! И даже уже отчасти сделало, если посмотреть на статистику забастовок! Или вот теперь Путинюнген. А должно бы было быть все наоборот. Не примирить, а восстановить трудящихся против новых господ должен бы был патриотизм, потому что их власть несовместима с благополучием и достоинством народов РФ. И ведь заметьте. С тем, что я только что сказал, т.е., что несовместима, согласится вся левая, от троцкиста из самого заоблачного интернационала до самой что ни на есть Нины Андреевой. Но скажи я то же самое, только по другому - и сделают круглые глаза: "Вы что, не знаете, что патриотизм это последнее прибежище негодяев?" Почему? Да потому что в их сознании слово "патриотизм" стало прочно ассоциироваться с идейным арсеналом врага. А это значит, что враг, наконец, и только благодаря нам выиграл историческую битву за смысл этого слова, а значит и за то, что стоит за ним. А ведь то, что стоит за ним содержит все или почти все, что нам нужно для победы. Например, готовность умереть. И эта готовность пока в руках врага. И поэтому умирают на улицах Грозного, а не Москвы и Ленинграда. Нет, я не хочу сказать, что патриотизм является идеалом для социалиста. Но это тот исторический потенциал, та социально-психологическая энергия, которую преступно отдать врагу, отказавшись от задачи ее просветления и очищения от элементов идеологии господствующих классов, которые прилипли к ней за столетия ее эксплуатации ими. Отказавшись от борьбы за патриотизм как необходимой части движения социализма, мы тем самым отдаем эту энергию в распоряжение тех классов, которые в момент кризиса передадут ее в руки фашизма. Когда я говорю просветлить и очистить, я не имею ввиду теоретическое сознание. Повторю, такое сознание могут выработать только очень немногие; для среднего человека оно дается многолетней работой ума, для которой необходимо образование и свободное время, которого нет у большинства человечества. Такое сознание вырабатывается на его плечах. Но его и не нужно для просветления этой огромной энергии патриотизма. Речь идет не о метафизических тонкостях товарной формы или теории отчуждения, не о научном социализме или диалектике, а о самом элементарном просвещении и его педагогике. Не прописи со всплескиванием рук и страшными глазами: "дескать, Плотников повторяет антисемитские штампы, а Лефт.ру их печатает." Но и не наукообразные лекции о природе антисемитизма. И то от случая к случаю. Необходима постоянная, концентрированная работа по изучению и объяснению тех конкретных явлений нашей действительности, хотя бы той же самой деятельности Ефима Когана и его департамента, которые Плотников и тысячи других "объясняют" с помощью этих штампов. А там есть есть что изучать и объяснять. Это мне стало ясно даже после весьма неглубокого копания в процессах происходящих в системе образования Самарской области и вокруг них. Но об этом сейчас нет времени. Да и не моя это работа. Это должно стать работой Плотникова, сотен и тысяч Плотниковых по всей России. И может быть станет когда-нибудь, если мы сделаем шаг им навстречу, если мы вступим в борьбу за слово "патриотизм," если мы поймем, что наш социализм и есть патриотизм высшей, революционной степени. Антон Баумгартен
|