Left.ru __________________________________________________________________________
Наш комментарий. Перед нами схемы, которые уже сегодня полным ходом
реализовываются в реальной политической практике Украины. Эти мягкие
геополитические формулы оборачиваются страшной реальностью для жителей
бывших республик СССР. Здесь же достаточно прямо обозначены желаемые
для Запада результаты разрешения "украинской проблемы". Спасение Евразии Джон Тедстрем, The Wall Street Journal, 22.03.2001 Если посмотреть из Турции в сторону Кавказа и Черного моря, то можно увидеть, что в Евразии появилась кризисная дуга. Она представляет собой реальную угрозу интересам США и Европы. Без стратегического вмешательства на высоком уровне с таким трудом завоеванные достижения бывших республик Советского Союза будут сведены на нет. В результате, придется потратить много лет, если не десятилетий, на тяжелую и дорогостоящую работу по решению многочисленных проблем. Каждое государство этого подрегиона, соединяющего Европу и Азию - а это, грубо говоря, все страны от между Польшей и Китаем - страдает от внутреннего политического кризиса, глубоких экономических проблем и социального напряжения. В большинстве из них уровень жизни ухудшается вот уже десять лет, растет уровень смертности. Наркотики, коррупция, инфекционные заболевания угрожают не только жителям региона, но и соседним государствам. В Украине, которая является "краеугольным камнем" Европы, каждый день проходят демонстрации, требующие отставки избранного президента Леонида Кучмы; грузинские сепаратисты продолжают сражаться с правительством президента Эдуарда Шеварднадзе; в Узбекистане автократическое правительство Ислама Каримова продолжает бороться с наркоторговлей и исламскими партизанами. И так далее. Реформаторы региона смотрят в сторону Запада, но находят мало поддержки и интереса. После непродолжительного визита президента Билла Клинтона в Киев в прошлом году, Соединенные Штаты не уделяли этим государствам адекватного внимания на высоком уровне. Европейский союз, со своей стороны, практически закрыл для них свои двери. Кооперация НАТО с партнерами в этом регионе имеет большое значение, но она недостаточна. Турция стала важным противовесом давлению России на хрупкие кавказские государства, но ее способность продолжать играть эту роль ограничивается ее собственным финансовым кризисом. Стратегический вакуум Не удивительно, что Россия начала заполнять создавшийся стратегический вакуум, несмотря даже на то, что она мало что может предложить этим государствам в сфере развития и интеграции в глобальную систему рыночных демократий. Президент Владимир Путин воспользовался энергетическим и политическим кризисом на Украине для того, чтобы усилить влияние России. Недавно он приезжал в Баку, что подписать соглашение о стратегическом партнерстве с Азербайджаном. Россияне не торопятся выводить свои войска с грузинских военных баз. В начале марта президент Эдуард Шеварднадзе удивил многих на Западе, поддавшись давлению России и заявив, что Грузия не стремится стать членом НАТО в 2005 г., как планировалось ранее, хотя, видимо, сохранит нейтралитет. Западу есть что терять. Если эти государства не будут прогрессировать, это наверняка приведет к усугублению проблем распространения ядерных вооружений, заболеваний и наркотиков, а также к неконтролируемой миграции населения. Еще большее значение имеет следующий фундаментальный факт: если демократия не пустит корни в этих странах, если их независимость и суверенитет будут подорваны, это может стать крупной неудачей Запада и будет иметь негативные последствия на протяжении многих десятилетий. США должны взять на себя инициативу в преодолении этого кризиса. Государства этого региона не смогут выйти из сложившейся ситуации сами. Европейский союз, как это было всегда, занимается исключительно собственной трансформацией. Видимо в связи с этим, ему не хватает стратегического понимания, чем может стать Евразия. Кроме того, ЕС как будто бы пугает Россия. У этой страны есть законные интересы в регионе, но у нее нет четкой перспективы, нет ресурсов или желания способствовать укреплению демократии, прав человека и экономической интеграции с Западом. Стратегия по решению этой проблемы состоит из четырех основных частей. Во-первых, Вашингтон и Европа должны начать новый диалог о создании общей стратегической перспективы для таких разных стран, как Украина, Грузия и Узбекистан, разработать конкретный план политических инициатив. После этого мы должны потребовать, чтобы правительства и общественность региона ответила на наше обязательство способствовать трансформации и интеграции региона встречным обязательством. Во-вторых, мы должны признать, что все происходящее в этих государствах имеет большое значение. Наши усилия, направленные на поддержку внутренних изменений в регионе, прямо соответствуют интересам международной безопасности. Новая американская администрация должна немедленно выработать новый взгляд на то, как она может пересмотреть свои программы помощи, чтобы повысить их эффективность. "Пояс напряженности" В-третьих, мы должны предпринимать все возможные усилия по активизации попыток проведения реформ в тех странах, что находятся между Западной Европой и этим "поясом напряженности". Не потому, что они являются геополитической буферной зоной, а потому, что они могли бы экспортировать свои успехи в рассматриваемый регион. Для Украины очень важную роль играет Польша, для Грузии и Азербайджана - Турция. Но переживающая переходный период Турция сама нуждается в поддержке, особенно со стороны Европейского Союза. Только получив эту поддержку, она сможет максимизировать свое влияние. И наконец, частью решения проблемы должна стать Россия. Прежде всего, Россия должна признать, что независимость ее "ближнего зарубежья" - исторический факт, и что она сама заинтересована в том, чтобы эти государства добивались успехов. Если Украина и другие страны будут процветать и интегрируются в Европу, у России тоже появятся новые уникальные возможности. Регион не стабилизируется за одну ночь. Но эти страны имеют огромное значение; их неудачи нанесут серьезный удар по Западу и создадут очередные сложности для России. В наших интересах удвоить усилия по стимулированию успешной трансформации региона. Автор статьи Джон Тедстрем - старший экономист RAND, профессор международной
политики Колумбийского университета. С 1999 по 2000 г. он был директором
по России, Украине и Евразии в Совете национальной безопасности США
|