Left.ru __________________________________________________________________________

 

Рецензия: 

Ямайский кинематограф: 
“Королева дэнсхолла”- современная Золушка без принца 

Ирина Маленко 

Фильм “Королева дэнсхолла” (дэнсхолл – ямайский музыкальный и танцевальный стиль) был снят на Ямайке в конце 90-х годов И является своего рода жемчужиной ямайского кинематографа. Я совершенно случайно обнаружила его на видео И с тех пор смотрела уже по меньшей мере 5 или 6 раз – настолько свежим, настолько реалистичным мне показался этот фильм после невероятного наплыва на экранах всего мира бредовой, навсегда застывшей на умственном уровне фантазий 10-11 летнего ребёнка американщины, а его герои – настолько живыми людьми, что я искренне сопереживала им И давала советы, сидя перед экраном, даже смотря этот фильм во второй раз… 

… Марсия (Одри Рид ) – одинокая мать лет 30, живет в трущобах Кингстона вместе со своими двумя дочками, 15-летней Таней И Ташей лет 8-10 и своим младшим братом, которого так и зовут – Джуниор (Марк Данверс). Она зарабатывает на жизнь уличной торговлей – продает прохладительные напитки и прочую мелочь. Трудно сказать, как она смогла бы сводить концы с концами и позволить дочкам посещать школу, если бы не помощь доброго (как она думает) бизнесмена по имени Ларри (Карл Девис) , который являeтся крестным её дочек. Но, как мы уже теперь и сами прекрасно знаем в России, добрые бизнесмены бывают только в сказках, а бесплатный сыр – только в мышеловке… Хотя Ларри не проявляет никакого интереса к Марсии как к женщине – слишком уж неухоженно она выглядит в своих вечных аляповатых джинсах и бейсбольной кепке, старый козел положил глаз на молоденькую Таню. Когда та пытается отвергнуть его притязания, замученная нищетой Марсия вместо того, чтобы встать на её защиту, строго выговаривает ей: “Я не знаю, как мы смогли бы выжить без Ларри!” “Ларри – не бог!” – в гневе выпаливает Таня. « Жизнь продолжается точно так же и без него ! Что ты предлагаешь, мама? Делать все, что он захочет?”
 “ Ну, я не хочу так ставить вопрос,” – мнется Марция. –“ Просто притворись, что ты ничего не замечаешь..” 
и  - гневный ответ Тани: “Ты делаешь из меня проститутку, мама! Тебе на меня глубоко наплевать ! » “Это не так, Таня, не так...” – тихо твердит Марсия ей вслед. 

А тем временем тучи в её жизни сгущаются и с другой стороны: ссора на улице с другим уличным торговцем, который оказывается местным гангстером и наeмным убийцей по имени Прист (блестящая актерская работа Пола Кемпбелла!) приводит к тому, что Прист убивает прямо у неё на глазах вставшего на её защиту Сонни, а полиция арестовывает Джуниора – единственного мужчину в её доме. От Джуниора пытаются добиться показаний, кто убил Сонни, но он хорошо знает уличные законы гетто Кингстона и то, что ему не жить, если он “настучит” на Приста. Когда его отпускают на свободу, полиция продолжает за ним следить, а Прист, в свою очередь, терроризирует его до такой степени, что Джуниор, у которого на глазах убили его лучшего друга, не выдерживает: у него наступает умопомрачение, и он уходит из дома в неизвестном направлении. Марсия остается без последней защиты, и Прист заявляет ей, что не убил её брата до сих пор только потому, что она ему понравилась : “ В тебе eсть какой-то огонь, Марсия!”
“Смотри, не обожгись!” – предупреждает его она… 

В довершение ко всему, Таня, ставшая-таки добычей Ларри, обьявляет бунт. Она находит своё счастье, начиная встречаться с парнишкой её же возраста по имени Тревор – что приводит к взрыву негодования со стороны Ларри. “ Когда я инверстирую деньги, я хочу видеть доход!” – в негодовании кричит он. “Еще один месяц – и никакого Санта-Клауса у вас больше не будет” 

“ Но, Ларри, ты не можешь этого сделать!” – испуганно восклицает Марсия. “Еще как могу!”- и  упитанный, весь в золoтых цепях Ларри хлопает двeрью... 

Следует бурная сцена между матерью и дочерью, которая обещает, что в будущем она сама о себе поазботится. “К несчастью, я не такая образованная , как ты, так что я не могу думать, как ты! Мне было 15 лет, когда я была беременна тобой, - и это был конец моего образования!” – кричит ей Марсия. 

Кажется, что все на свете обернулось против этой семьи. И тогда Марсия неожиданно становится свидетельницей того, как незнакомая ей девушка сбивает своей машиной мотоциклиста, который не только не сердится на неё за это, но и спрашивает, не пострадала ли её машина. “ Кто эта девушка?” – с удивлением спрашивает она соседку, рассматривая шикарную машину. “ Это – королева дэнсхолла”. Марсия задумывается… 

Дэнсхолл – “музыкальная сцена, на которой доминируют мужчины”, говорится во введении к истории фильма. Такие, как принимающий участие в нем певец и диск жокей Бини Мaн. Но eсть у дэнсхолл и своя королева – одетая в весьма вызывающие наряды, диких расцветок парики и сапоги на высоких каблуках танцовщица, партнер по сцене таких певцов, как он. Королева пользуется невероятной популярностью в народе – и хорошо зарабатывает на жизнь. 

Марсия решает попробовать свои силы на этом поприще и таким способом вызволить семью из нужды. Само собой, она не хочет, чтобы её узнали и смeялись над ней , уличной торговкой, - и решает стать Мистери Леди – таинственной незнакомкой-инкогнито. Благо, никому не проходит в голову, что это может быть она – настолько неузнаваема Марсия в новом костюме, на который она истратила последние деньги и даже залезла в долги… 

В фильме много комических моментов – например, когда дочки застают тайком тренирующуюся перед зеркалом Марсию или когда она примеряет различные экзотические наряды у портнихи и встречается там с Ларри, который совершенно восхищен ею и не узнает её. Ларри начинает дарить ей подарки, включая мобильный телефон. 

Узнав Ларри поближе, Марсия с ужасом для себя открывает его темную сторону, которая ей была неизвестна: оказывается, уважаемый бизнесмен Ларри на деле живет за счёт содержания стрип-бара (куда, видимо, предназначалась в будущем И Таня!), более того – это именно он нанял Приста для того, чтобы тот убил Сонни… 

“Я никогда не пачкал руки”, - хвастается он перед потрясенной Марсией. “Я всегда делегирую в таких случаях…” 

Теперь, когда Марсия поняла наконец, что происходит вокруг неё – и то, что только она сама может быть творцом собственного счастья, она находит в себе силы продолжать игру. Марсия возвращает к человеческой жизни своего брата отыскав его в гетто Кингстона, в чьём-то заброшенном доме и отвезя его в родительский дом в деревню. Затем она ловко натравливaет Приста на Ларри, а Ларри – на Приста, заявив каждому из них, что у него eсть соперник, от преследований которого она хочет избавиться… 

Происходит столкновение Марсии с её соперницей по сцене – той самой девушкой, которую она когда-то видела в шикарной машине, Оливи. Разражается спор – кто из двух женщин лучше танцует, и Бини Мaн  решает обьявить конкурс на звание Королевы Дэнс олла, с большим денежным призом победительнице. Вот он, тот шанс, которого Марсия так ждала! 

Таня узнает её секрет. Сначала она безмерно удивлена, но быстро проявляет понимание И начинает оказывать матери всяческую поддержку. 

Перед самым решающим выступлением Оливи обьявляет Марсии, что знает, кто она – простая уличная торговка, и через 10 минут об этом узнает весь зрительный зал, если она не откажется от выступления. и все-таки Марсия находит в себе силы выйти на сцену – и побеждает! 

Пока на сцене танцуют, за кулисами идет поединок не на жизнь, а на смерть: Ларри убивает Приста. Когда он входит в гримерную Марсии, которую он все еще не узнает, И говорит ей, что избавил её от её “проблемы”, Марсия снимает парик и гордо бросает ему в лицо :” Ты думаешь, ты мне теперь нужен – теперь, когда я знаю, кто ты на самом деле?”… 

Перед нами фильм, в котором много музыки, танцев – возможно, он отчасти сказка, но харакер Марсии, сильной, мужественной женщины, которая наконец-то поверила в свои силы, настолько живой и привлекательный, что в историю веришь… 

Самое замечательное в этом фильме - то, что он дает людям веру в себя и в то, что “никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и ни герой!”…

Глядя на кингстонскую нищету и преступность, я думаю: вот какой была бы жизнь на Кубе, если бы не “диктатор” Фидел Кастро и его социалистическая революция! Вот какого “демократического” будущего хотят для кубинцев и для других народов мира янки и их прислужники в наших странах, Ларри всех континентов! 

Думается, что россияне сегодня гораздо лучше смогут понять мысли и чаяния героев этого фильма, чем. они смогли бы это сделать лет 10-15 назад – ибо теперь, благодаря “замечательным реформам” и “перестройке”, приведшим нас “вперед”, к темному прошлому, повседневные заботы россиянина мало чем. отличаются от будней далекой тропической Ямайки, за исключением погоды…
 
 

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service