Рецензия:
Ямайский кинематограф:
Ирина Маленко Фильм “Королева дэнсхолла” (дэнсхолл – ямайский музыкальный и танцевальный стиль) был снят на Ямайке в конце 90-х годов И является своего рода жемчужиной ямайского кинематографа. Я совершенно случайно обнаружила его на видео И с тех пор смотрела уже по меньшей мере 5 или 6 раз – настолько свежим, настолько реалистичным мне показался этот фильм после невероятного наплыва на экранах всего мира бредовой, навсегда застывшей на умственном уровне фантазий 10-11 летнего ребёнка американщины, а его герои – настолько живыми людьми, что я искренне сопереживала им И давала советы, сидя перед экраном, даже смотря этот фильм во второй раз… … Марсия (Одри Рид ) – одинокая мать лет 30, живет в трущобах Кингстона
вместе со своими двумя дочками, 15-летней Таней И Ташей лет 8-10 и своим
младшим братом, которого так и зовут – Джуниор (Марк Данверс). Она зарабатывает
на жизнь уличной торговлей – продает прохладительные напитки и прочую мелочь.
Трудно сказать, как она смогла бы сводить концы с концами и позволить дочкам
посещать школу, если бы не помощь доброго (как она думает) бизнесмена по
имени Ларри (Карл Девис) , который являeтся крестным её дочек. Но, как
мы уже теперь и сами прекрасно знаем в России, добрые бизнесмены бывают
только в сказках, а бесплатный сыр – только в мышеловке… Хотя Ларри не
проявляет никакого интереса к Марсии как к женщине – слишком уж неухоженно
она выглядит в своих вечных аляповатых джинсах и бейсбольной кепке, старый
козел положил глаз на молоденькую Таню. Когда та пытается отвергнуть его
притязания, замученная нищетой Марсия вместо того, чтобы встать на её защиту,
строго выговаривает ей: “Я не знаю, как мы смогли бы выжить без Ларри!”
“Ларри – не бог!” – в гневе выпаливает Таня. « Жизнь продолжается точно
так же и без него ! Что ты предлагаешь, мама? Делать все, что он захочет?”
А тем временем тучи в её жизни сгущаются и с другой стороны: ссора на
улице с другим уличным торговцем, который оказывается местным гангстером
и наeмным убийцей по имени Прист (блестящая актерская работа Пола Кемпбелла!)
приводит к тому, что Прист убивает прямо у неё на глазах вставшего на её
защиту Сонни, а полиция арестовывает Джуниора – единственного мужчину в
её доме. От Джуниора пытаются добиться показаний, кто убил Сонни, но он
хорошо знает уличные законы гетто Кингстона и то, что ему не жить, если
он “настучит” на Приста. Когда его отпускают на свободу, полиция продолжает
за ним следить, а Прист, в свою очередь, терроризирует его до такой степени,
что Джуниор, у которого на глазах убили его лучшего друга, не выдерживает:
у него наступает умопомрачение, и он уходит из дома в неизвестном направлении.
Марсия остается без последней защиты, и Прист заявляет ей, что не убил
её брата до сих пор только потому, что она ему понравилась : “ В тебе eсть
какой-то огонь, Марсия!”
В довершение ко всему, Таня, ставшая-таки добычей Ларри, обьявляет бунт. Она находит своё счастье, начиная встречаться с парнишкой её же возраста по имени Тревор – что приводит к взрыву негодования со стороны Ларри. “ Когда я инверстирую деньги, я хочу видеть доход!” – в негодовании кричит он. “Еще один месяц – и никакого Санта-Клауса у вас больше не будет” “ Но, Ларри, ты не можешь этого сделать!” – испуганно восклицает Марсия. “Еще как могу!”- и упитанный, весь в золoтых цепях Ларри хлопает двeрью... Следует бурная сцена между матерью и дочерью, которая обещает, что в будущем она сама о себе поазботится. “К несчастью, я не такая образованная , как ты, так что я не могу думать, как ты! Мне было 15 лет, когда я была беременна тобой, - и это был конец моего образования!” – кричит ей Марсия. Кажется, что все на свете обернулось против этой семьи. И тогда Марсия неожиданно становится свидетельницей того, как незнакомая ей девушка сбивает своей машиной мотоциклиста, который не только не сердится на неё за это, но и спрашивает, не пострадала ли её машина. “ Кто эта девушка?” – с удивлением спрашивает она соседку, рассматривая шикарную машину. “ Это – королева дэнсхолла”. Марсия задумывается… Дэнсхолл – “музыкальная сцена, на которой доминируют мужчины”, говорится во введении к истории фильма. Такие, как принимающий участие в нем певец и диск жокей Бини Мaн. Но eсть у дэнсхолл и своя королева – одетая в весьма вызывающие наряды, диких расцветок парики и сапоги на высоких каблуках танцовщица, партнер по сцене таких певцов, как он. Королева пользуется невероятной популярностью в народе – и хорошо зарабатывает на жизнь. Марсия решает попробовать свои силы на этом поприще и таким способом вызволить семью из нужды. Само собой, она не хочет, чтобы её узнали и смeялись над ней , уличной торговкой, - и решает стать Мистери Леди – таинственной незнакомкой-инкогнито. Благо, никому не проходит в голову, что это может быть она – настолько неузнаваема Марсия в новом костюме, на который она истратила последние деньги и даже залезла в долги… В фильме много комических моментов – например, когда дочки застают тайком тренирующуюся перед зеркалом Марсию или когда она примеряет различные экзотические наряды у портнихи и встречается там с Ларри, который совершенно восхищен ею и не узнает её. Ларри начинает дарить ей подарки, включая мобильный телефон. Узнав Ларри поближе, Марсия с ужасом для себя открывает его темную сторону, которая ей была неизвестна: оказывается, уважаемый бизнесмен Ларри на деле живет за счёт содержания стрип-бара (куда, видимо, предназначалась в будущем И Таня!), более того – это именно он нанял Приста для того, чтобы тот убил Сонни… “Я никогда не пачкал руки”, - хвастается он перед потрясенной Марсией. “Я всегда делегирую в таких случаях…” Теперь, когда Марсия поняла наконец, что происходит вокруг неё – и то, что только она сама может быть творцом собственного счастья, она находит в себе силы продолжать игру. Марсия возвращает к человеческой жизни своего брата отыскав его в гетто Кингстона, в чьём-то заброшенном доме и отвезя его в родительский дом в деревню. Затем она ловко натравливaет Приста на Ларри, а Ларри – на Приста, заявив каждому из них, что у него eсть соперник, от преследований которого она хочет избавиться… Происходит столкновение Марсии с её соперницей по сцене – той самой девушкой, которую она когда-то видела в шикарной машине, Оливи. Разражается спор – кто из двух женщин лучше танцует, и Бини Мaн решает обьявить конкурс на звание Королевы Дэнс олла, с большим денежным призом победительнице. Вот он, тот шанс, которого Марсия так ждала! Таня узнает её секрет. Сначала она безмерно удивлена, но быстро проявляет понимание И начинает оказывать матери всяческую поддержку. Перед самым решающим выступлением Оливи обьявляет Марсии, что знает, кто она – простая уличная торговка, и через 10 минут об этом узнает весь зрительный зал, если она не откажется от выступления. и все-таки Марсия находит в себе силы выйти на сцену – и побеждает! Пока на сцене танцуют, за кулисами идет поединок не на жизнь, а на смерть: Ларри убивает Приста. Когда он входит в гримерную Марсии, которую он все еще не узнает, И говорит ей, что избавил её от её “проблемы”, Марсия снимает парик и гордо бросает ему в лицо :” Ты думаешь, ты мне теперь нужен – теперь, когда я знаю, кто ты на самом деле?”… Перед нами фильм, в котором много музыки, танцев – возможно, он отчасти сказка, но харакер Марсии, сильной, мужественной женщины, которая наконец-то поверила в свои силы, настолько живой и привлекательный, что в историю веришь… Самое замечательное в этом фильме - то, что он дает людям веру в себя и в то, что “никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и ни герой!”… Глядя на кингстонскую нищету и преступность, я думаю: вот какой была бы жизнь на Кубе, если бы не “диктатор” Фидел Кастро и его социалистическая революция! Вот какого “демократического” будущего хотят для кубинцев и для других народов мира янки и их прислужники в наших странах, Ларри всех континентов! Думается, что россияне сегодня гораздо лучше смогут понять мысли и чаяния
героев этого фильма, чем. они смогли бы это сделать лет 10-15 назад – ибо
теперь, благодаря “замечательным реформам” и “перестройке”, приведшим нас
“вперед”, к темному прошлому, повседневные заботы россиянина мало чем.
отличаются от будней далекой тропической Ямайки, за исключением погоды…
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |