Ю. В. Миронов
МИРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Мировая революция, которая охватила бы все наиболее развитые европейские
страны, как одноактное событие (хотя бы и в историческом масштабе времени)
явно не состоялась. Но откуда возникла эта стратегическая концепция коммунистов?
«Крупная промышленность уже тем, что она создала мировой рынок, так связала между собой все народы земного шара, в особенности цивилизованные народы, что каждый из них зависит от того, что происходит у другого. Затем крупная промышленность так уравняла общественное развитие во всех цивилизованных странах, что всюду буржуазия и пролетариат стали двумя решающими классами общества и борьба между ними – главной борьбой нашего времени. Поэтому коммунистическая революция будет не только национальной, но произойдет одновременно во всех цивилизованных странах, т.е., по крайней мере, в Англии, Америке, Франции и Германии.» Эта аргументация состоит из двух частей. Первая ее часть о едином
мировом рынке может подтверждать невозможность победоносной коммунистической
революции в одной стране лишь при двух дополнительных тезисах, а именно:
Вторая часть аргументации Энгельса на первый взгляд вообще не отвечает на поставленный автором вопрос, а утверждает лишь возможность противоположного развития событий, т.е. одновременной революции во всех развитых странах. Однако не будем спешить обвинять Ф. Энгельса в нарушении логики. Из утверждения, что борьба между буржуазией и пролетариатом стала «главной борьбой нашего времени», следует, что при прорыве цепи в одной стране и сохранении господства капитала в остальных для буржуазии в этой борьбе с необходимостью открылся бы еще один фронт, внешний, уже военно-политический, учитывая революционизирующий эффект существования нового общества. Энгельс не развертывает подобную цепь рассуждений не столько из-за конспективности цитированной работы, сколько – скорее всего – из-за того, что читателю первой половины XIX века и не надо было все это разжевывать. Судьба французской революции была у всех на памяти – время тогда не было спрессовано как сейчас, и пятьдесят лет казались совсем недалеким прошлым. Буржуазная революция в одной стране привела к экономической блокаде ее во времена Конвента, и революционная Франция, в конце концов, не смогла выстоять против объединенного натиска монархической Европы несмотря на военный гений Бонапарта. Таким образом, в основе стратегического тезиса об обязательно всемирном характере победоносной пролетарской революции лежат не теоретические построения, а исторический, я бы сказал, чисто эмпирический факт. Однако, с течением времени эти эмпирические основания теории стали подзабываться, а тезис о мировой революции перекочевал из I-ого во II-ой Интернационал, а оттуда уже в виде некоего догмата его позаимствовали и русские эсдеки всех направлений от Плеханова и Аксельрода до Ленина и Троцкого, хотя именно русским революционерам этого делать и не следовало бы. Ведь как раз тот эмпирический факт, который для любой страны Западной Европы служил основанием решительного «нет», данного Энгельсом на 19-ый вопрос, для России давал совершенно противоположный ответ: именно тогда, в начале XIX века, монархическая Россия смогла в одиночку выстоять против объединенного натиска континентальной Европы, несмотря на военный гений Бонапарта. Да и в экономическом отношении размеры и природные богатства делали Россию достаточно автономной от мирового рынка, это уже был вопрос не принципа, а экономической оценки. Впрочем, практический опыт XX века решил его в положительном смысле. Большевики, взявшие власть в России, вскоре вынуждены были отказаться от этого тезиса – без раскопок истории, а в силу практической необходимости, но этот догмат стал символом раскола, связанного, преимущественно, с именем Троцкого, который сохранил ему верность, как старообрядцы двуперстному крещению, и даже выдвинул на передовые позиции своих дискуссий с группой Сталина, хотя именно группа Троцкого первоначально выдвигала программу ускоренной индустриализации страны, реализация которой позволила впоследствии решить эту проблему. В последнее десятилетие, когда нашему читателю стало доступно все разнообразие коммунистической мысли, часть оппозиционной молодежи потянулась к работам коммунистов довоенной эпохи, увлеченная и блестящим писательским талантом Льва Троцкого. Его устремленность к мировой революции многим молодым кажется даже самостоятельным признаком подлинной революционности. Эмпирическое в своей основе рассуждение Энгельса за полтора века стало догмой, символом веры, разделяющим «своих» от «чужих». В этих давно затихших спорах молодежь ищет ответы на современные вопросы.
Однако, в прошлом ответов на них нет, да и быть не может, история неповторима,
и в каждое время ответы надо искать самим, анализируя и отбрасывая догматические
наслоения разных эпох.
Впрочем, все это кипение страстей остается большей частью в пределах игрушечного, виртуального мира интернета. Современный молодой человек, войдя в него с детства, может так и остаться в нем, словно бисер перебирая блестки старых идей и отживших лозунгов и не соприкасаясь с реальным миром – с миром пьющих работяг и болеющих пенсионеров, с миром пацанов, с детства балующихся дурью, и девчонок, со школьных лет свободно оперирующих матом, с миром, где публичная возня с новыми кодексами, накопительными пенсионными системами, борьбой против терроризма или против свободного обращения земли (равно как и за), - вся эта возня всех ветвей власти вызывает глухую, без слов и рассуждений, черную злобу и глубинное отторжение от всяких политических абстракций. В этом мире люди иногда объединяются, чтобы не потерять работу или выбить заработанные деньги, сохранить тепло и свет в домах, а иногда идут в банды, чтобы пробить себе дорогу на Канары… Подобные миры существуют в каждой стране, и где-нибудь в Венесуэле он пахнет не лучше, чем в Перми или Ульяновске, хотя, конечно, за тысячи миль и забастовки, и уличные столкновения, и люди, в них участвующие, подернуты как бы голубоватой дымкой романтики, не то, что под серым небом нашего отечества. Но именно в этих мирах разворачивается реальная, а не виртуальная борьба людей за свои интересы и не из-за догм и предрассудков прошедших столетий, именно здесь возникают реальные забастовки нередко с кровью и драками, вспыхивают волны возмущений и восстаний, зарождаются революции и вырастают подлинные революционеры. И тем, кто хочет все-таки Революции, надо выйти из виртуальных тусовок
и войти в тот реальный мир, который расположен рядом, за стенами твоей
квартиры, и действовать здесь и сейчас, вместе с людьми этого мира, за
их подлинные интересы. Ведь участвовать в революциях по интернету все же
нельзя.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна
|