Left.ru __________________________________________________________________________

 

Джерри Адамс

Культура
из книги "Политика ирландской свободы"
 
 

На недавней "слоге" Шинн Фейн (ирландскоязычном культурном празднике, проводящемся Шинн Фейн раз в год)  один из выступавших выразил сомнения по поводу использования термина "культурный" для описания наших политических наступательных действий в области языка  и национального самосознания. Этот человек придерживался точки зрения, что большинство рассматривает культуру, как что-то связанное с балетом. 

Культура - это термин со множеством значений, и она понимается людьми по-разному. У кого-то она ассоциируется с искусством, оперой, классической музыкой; у других - с театром или классической литературой. Другими словами, она часто воспринимается как занятие для  яйцеголовых, состоящee из определенных занятий, которые считаются прерогативой привилегированного меньшинства. 

Конечно же, культура не принадлежит всего лишь какой-то одной группе людей или одному классу. Культура включает в себя все аспекты нашей жизни и не ограничивается артистической деятельностью, развитoй человечеством. Культура - это идеи и взгляды людей, это - свидетельство того, как мы видим мир, и это - наш ответ на окружающую нас действительность. Национальная культура - это отражение политики, экономики, ценностей, взглядов, надежд и мыслей нации. Это - совокупность нашего ответа тому миру, в котором мы живем. 

Именно потому, что это так, культурный колониализм составлял и составляет важную часть политики завоевания Ирландии. Как писал Пирс в "Машине Убийства", "Система нацелена на замену мужчин и женщин фактически бездушными вещами... У вещей нет приверженности идеалам. Все вещи предназначены на продажу… В Ирландии нет системы образования. Англичане создали подобие образовательной системы, но её целью является совершенно противоположное цели системы образования. Образование должно воспитывать; это образование нацелено на подавление. Образование должно вдохновлять; это образование нацелено на дрессировку. Образование должно закалять волю; это образование нацелено на её ослабление.  Англичане слишком умны, чтобы давать ирландцам образование, достойное  этого слова в полном его смысле. Это все равно, что дать нам оружие. "

Наблюдения Пирса верны сегодня так же, как тогда, когда они были сделаны. Образовательная система, которая учила бы людей задумываться над существующей системой, над тем, что их окружает, над их социальным или экономическим угнетенным положением; образовательная система, которая помогала бы людям бороться за общественное благо, сформировать и выразить радикальные мнения, стремиться к переменам, не смогла бы стоять на страже интересов тех, кто контролирует экономический и социальный порядок в сегодняшней Ирландии. "Это все равно, что дать нам оружие". Вместо этого наша образовательная система насаждает ценности вещизма, мотивы личной выгоды. Она учит колониализму, ценностям империализма я выживания пpи нeм и стирает начисто наше чувство национальной культуры, независимости и идею) всесторонне развитой личности.

Национальная система образования была введена в Ирландии английским правящим классом до того, как она была введена в самой Англии. Её целью являлось уничтожение национального самосознания ирландского народа, "приобщение варваров к цивилизации" методами, которые были позднее использованы с теми же самыми целями по всему миру всеми крупными державами. 

Нет такой вещи, как нейтральный язык, - ибо язык является средством, при помощи которого передаётся культура, вся совокупность нашего отношения к окружающему нас миру, и именно по этой причине ирландский язык надо было уничтожить. Когда люди тысячелетиями говорили на общем языке, этот язык отражает их историю, чувства, взгляды и философию. Через него фильтруется вся культура, и когда язык исчезает, исчезает все, что он представлял и выражал. Ирландский язык имеет более чем 2000 летнюю непрерывную традицию на ирландской земле. За исключением греческой, ирландская литература является старейшей среди всех ныне существующих европейских языков. Это - cимвол цивилизации, чьи ценности были коренным образом отличными от тех, которым нас пытаются сегодня подчинить. Это - символ нашей самоидентичности и часть того,чем мы являемся. Для того, чтобы превратить нас в мини-англичан, этот символ надо было убрать, эту культуру - уничтожить, а эту цивилизацию - заменить порядком, который будет обеспечивать интересы наших новых правителей. 

Гэльская социальная система в Ирландии была общинной. Значительная часть земли была общинной землей, и хотя отдельные лица могли иметь землю в частной собственности, они не могли распоряжаться ею по своему усмотрению, - например, продать её за пределы клана. Даже скотину нельзя было продавать без разрешения клана. Вождей избирали, обычно из одной и той же семьи, но не было системы строгой наследственности. Женщина могла быть избранной вождем, и избирательная система и пост вождя часто передавались по женской линии, как показано в старинных сагах Ольстерского цикла. Основа раннего ирландского права, известного как Законы Брехона, впервые записанные в V в., - арбитражная система компенсаций, и по экому закону существовала система ритуальных постов в качестве метода определения прав личности, если потерпевшая сторона не хотела принять посредничества. 

Мало какие из великих древних цивилизаций заботились о заболевших бедняках. Двумя примечательными исключениями были буддисты Восточной Индии и ирландцы. В 300 году до н.э. около Ард Уахи (Арма) была создана больница; у каждого клана было свое отделение, где путешественникам бесплатно предоставлялась крыша над головой и оказывалось гостеприимство. Шенхас Мор и Книга Ахилла - яркие примеры прав больных и "заботящегося государства" ,которoe смягчало экономические последствия болезней и старости. Гэльская образовательная система и почетное место в обществе поэтов-бардов демонстрируют, что акцент делался  на развитие интеллекта, создании и поддержании этоса, в котором процветало обучение в подлинном смысле этого слова. 

Я указываю на все это не потому, что мы призываем вернуться обратно в те дни или к тому образу жизни, а для того чтобы вкратце обрисовать тот тип цивилизации, который было необходимо уничтожить для того, чтобы сделать завоевание возможным. Это также является иллюстрацией того факта, что в Ирландию были импортированы именно капиталистические идеи, феодализм и концепция частной собственности, а не идеи социализма. Многие люди верят в обратное, но это лишь пример того, до какой степени преуспелo переписывание нашей истории. 

Мы стремимся не к возвращению прошлого, но к открытию его для себя - для того, чтобы мы могли восстановить наилучшее из наших традиционных ценностей, сплавив их с современностью. Наша национальная культура должна отражать комбинацию различных влияний внутри нации: городских и сельских, Гэлтахт и Галлтахт, северных и южных, оранжевых и зеленых. Оживление ирландского языка как символа самоидентичности, как составной части нашей культуры, как фильтра, через который она выражается, является главным аспектом этой реконкисты.

Лоялистские лидеры сегодня нападают на ирландскую культуру и, особенно, на ирландский язык за то, что те являются непротестантскими. Это нонсенс, но причины их враждебности достаточно очевидны: для протестантского населения принять ирландский язык сегодня будет означать отказ от лоялизма. 

До 1601 года и поражения при Кинсэйле наша культура, разделяемая всем нашим народом, преобладала по всему острову, и даже вплоть до Великого Голода 1840-х годов ирландский язык оставался разговорным языком большинства населения. Он перестал быть таковым только за последние 100-150 лет. Процесс англизации был долгим и жестоким, но так и не привел к полному "успеху". Даже когда людей лишили земли, и независимая аристократическая гэльская культура была уничтожена с Бегством Графов и колонизацией, скрытая Ирландия продолжала жить как культура угнетенного народа. 

Её упадок можно датировать модернизацией отношений между Англией и Ирландией, Актoм об Унии, после которого нарождающийся средний класс, в отличие от гэльской аристократии, покровительствовавшей бардам и арфистам, совершенно отказался от ирландского языка и традиций. Они приняли новый порядок и отвернулись от старых ценностей. Достичь успеха означало говорить по-английски, для того, чтобы " возвыситься над стадом" . Быть ирландцем стало означать быть невеждой.

Зарождающийся ирландский "истэблишмент", включая католическую церковь, которая до того времени являлась источником, придававшим некоторые силы простым людям, преуспели там, где не смогли добиться своего "бата шкор", насильственное навязывание английского языка детям и необходимость в знании английского языка на рынке. Даже когда люди бежали "в ад или в Коннахт", они брали свою культуру с собой. Но теперь социальные и экономические достижения стали синонимом использования английского языка, манер и культуры. 

Этот процесс продолжается в утонченных формах и в современной Ирландии, и особенно преуспела в нем туземная администрация в 26 графствах. Ирландский язык до сих пор официально остается первым языком, и в то же самое время лишь 2% теле-и радиопередач государственных каналов ведется на ирландском языке, а последние его бастионы - гэлтахты - непрерывно уменьшаются, в результате намеренной политики правительства. 

Многочисленные исследования показывают упадок гэлтахтов, которые страдают от более быстрой депопуляции за последние 20 лет, чем. когда-либо за предыдущие годы прошлого столетия. Главной причиной является миграция за их пределы - два из каждых трех родившихся в этих местах. В большинстве случаев речь идет о молодых, образованных людях, которые оставляют за собой крайне непропорциональный во многих отношениях состав населения. Сочетание уменьшения количества молодежи с растущим количеством стариков означает низкий естественный прирост населения. 

Гэлтахты заглухают угасают, как и сокращается число говорящих на ирландском языке в них. В Западном Донегале, который я регулярно посещаю со школьных времен, приходится заезжать все дальше и дальше для того, чтобы услышать ирландскую речь. Многих детей воспитывают теперь на английском языке там, где всего лишь 15 или 20 лет назад первым языком был ирландский. С отсутствием экономической, социальной и индустриальной инфраструктуры родители знают, что их детям придется уехать для того, чтобы найти работу. Родители приобрели привычку говорить по-английски, и дети следуют их примеру. Поэтому просто чудо, что каким-то проявлениям ирландской культуры и образа жизни ещё удалось выжить в таких условиях.

Культурный колониализм требует сегодня, так же, как и в прошлом, упадка национального духа, пересмотра истории и разрушения нашей самоидентичности. Наше культурное самосознание и наш язык могут действовать в качестве противовеса или, говоря словами МакСвини, "границы" против нашего поглощения западным, британским этосом или катастрофическим англо-американским "этосом Рэмбо". Если мы согласимся со своей судьбой в качестве острова "офф-шор" Если мы согласимся с навязанной нам судьбой бедной, разрезанной на куски островной оффшорной зоны, если мы будем послушными диктату ядерных сверхдержав и брюссельским директивам, если нашим правителям будет позволено сотрудничать с  британцами в управлении частью нашей страны как британской собственностью; даже если мы согласимся с эмиграцией и с опасностями, которые таит в себе Селлафилд, то мы согласимся на то, чтобы "стать практически вещами", ибо "у вещей нет приверженности идеалам". В сегодняшней Ирландии наша культура не должна быть именно нашими идеями и нашими взглядами. Она не должна быть нашим видением мира или нашим ответом на окружающую нас среду. Вместо этого она должна быть отражением выживательства, унаследованногo от веков британского колониального  и империалистического угнетения. Другими словами, она должна быть отражением политики, экономики, ценностей, взглядов, намерений и  мыслей наших правителей.

Политика Гарретта Фитцджеральда - это выражение такой культуры зависимости. Ирландцев очень покоробило, когда он ответил на английском на заданный ему на ирландском языке вопрос на пресс-конференции. Недавно я имел возможность сравнить его поведение с поведением администрации другого государства, Нидерландов, когда в Амстердаме шел процесс по экстрадиции Джерри Келли и Брендана МакФарлана, - в стране, где английский входит во все большую моду. Судебное заседание было на голландском языке и переводилось на английский, как пояснил президент суда, "не потому, что мы не понимаем английского, а потому, что голландский - это наш язык". 

Ирландский народ вздрогнул ещё сильней, когда Фитцджеральд, в качестве "их лидера", покинул страну в День Св. Патрика для того, чтобы быть показанным по телевидению в обнимку с Рональдом Рейганом, с банкой зеленых леденцов в руке и одетым под лепрехона.

Эта культура зависимости выражается в обеих частях Ирландии сегодня в сопротивлении переменам, в отсутствии национальной гордости, в чувстве национальной второсортности… Как заметил Самуэль Джонсон, "Ирландцы - справедливые люди. Они никогда не говорят друг о друге хорошо."Да, и с какой стати ? Ведь нас 800 лет приучали не делать этого.

Главный психиатр Восточного отделa здравоохранения, доктор Айвор Брауни, написал: "Наше прошлое как нации было таким разрушительным, таким болезненным, что мы слишком нацелены на стремление вперед ,для того, чтобы оставить его позади. Но фактом остается то, что мы не сможем продвигаться по-настоящему вперед до тех пор, пока мы не определим, где мы находимся, в соотношении с тем, где мы были. Если, как общество, мы не научимся управлять самими собой так, чтобы стать эффективными в управлении собственными делами и нашей экономикой, и если мы согласимся с отношениями зависимости от других стран и от внешних экономических сил, то стоит ли удивляться тому, что каждая отдельная личность не найдет себе места и пространства для действий; что, когда в этой стране кто-нибудь выступит с оригинальной идеей, все окружающие энергично займутся тем, чтобы эту идею высмеять или придумать причины, по которым она якобы неприменима на практике?"

Культура, которая навязывается сегодня большинству ирландского общества, это культура зависимисти, не только в 26 графствах, но и в шести графствах тоже; она влияет на лоялистов в такой же степени, в какой она влияет на граждан 26 графств. Эта культура зависимости основывается на бегстве от реальности  и играет роль в принятии как должного плохих жилищных условий, безработицы, эмиграции, растущих цен и все снижающегося жизненного уровня, сектантства, насилия и будущего без надежд. 

Лоялистские лидеры, которые выражают враждебность к ирландскому языку, на самом деле этим отрицают свое собственное прошлое. Это прошлое очевидно не только во многих их именах (например, МакКаскер и Магиннис),  но и в том факте, что во времена осады Дерри большая часть его населения говорила по-ирландски. В самом деле, в конце 18 века ирландские протестанты проявляли большой интерес к ирландской музыке, литературе и языку. 

В либеральную эру 1790х годов процветало Белфастское Общество Арфы, Белфастское Общество Чтения, которые явились авангардом ирландского культурного возрождения, а "Северная Звезда"опубликовала журнал на ирландском языке, "Болг Ан Цолар". …. Учениками и покровителями их, так же, как и читателями журнала, были в основном протестанты. Несмотря на сектантство, которое пришло на смену либеральной эпохе, в 1830 Ольстерское Кельтское Общество было создано двумя зажиточными протестантами, Робертом МакАдамом и лордом Девонширом. …

В то время, как интерес к ирландскому языку среди протестантов угасал, доброжелательность многих патриотически настроенных протестантов по отношению к ирландскому языку продолжалась. Дуглас Хайд стал одним из создателей Гэльской Лиги в 1893 году… 

Борьба с культурным колониализмом должна стать ключевой частью реконкисты (отвоевания) Ирландии, создания новой ирландской культуры. Как мы видели, это не означает движение назад. Не означает это и всего лишь сохранения и консервирования нашего языка и нашей культуры. Некоторые говорят о "сохранении" языка, как будто бы речь идет о чем-то , что можно хранить как музейный экспонат, который можно будет время от времени выносить и показывать туристам. Это - понимание ирландского языка как продукта  "из консервной банки". Я лично убежден в том, что восстановление нашей культуры должно быть решающей частью нашей политической борьбы, и что восстановление ирландского языка должно быть центральной частью плана возрождения нашей культуры. …

Стив Бико, убитый южноафриканский чернокожий лидер, говорил: "Самое страшное оружие в руках угнетателя - это сознание угнетенных.". В этом отношении, я считаю, многие северные националисты и республиканцы намного свободнее своих собратьев на юге Ирландии. Наше сознание свободно: это правда, которую понимают империалистические державы и их союзники в Дублине, и в этом - главная причина недавнего возрождения ирландской культуры на Севере и совпадающие с ним попытки отвлечь внимание от этого при помощи мелких реформ, обещанных в Хиллсборском Соглашении. Как заметил в конфиденциальном письме британский министр, отвечающий за это, Ричард Нидхем,  "Я считаю, что ирландцы (дублинское правительство) придают такое значение снятию запретов на любые другие языки, кроме английского, на табличках, обозначающих названия улиц, потому, что они, очевидно, считают, что это поможет уменьшить влияние и поддержку Шинн Фейн, которые те получили в результате ведения кампании за использование уличных знаков на ирландском языке. …"

В конце 60-х годов борьба за гражданские права вывела на улицы широкие слои антиимпериалистского населения. Активисты движения ирландского языка до тех пор борьбу в одиночку, но репрессии, направленные против борьбы за гражданские права, и последовавшее за ними введение военного положения, вновь разбудили сознание в отношении языка и культуры. По мере того, как продолжалась борьба, она сопровождалась углублением национальной  идеологии и оживлением нашей культуры во всех её формах. 

По словам Патрика Райса, "когда парни в Эйч-блоках и в Лонг Кеше и девушки в тюрьме Арма были лишены всего, то они вдруг открыли, что их нельзя лишить их языка. Он стал средством сопротивления, сохранения чувства собственного достоинства и ощущения себя личностью. В Эйч-блоках, без книг, без бумаги, без ручек, без профессиональных учителей, молодые люди, жившие в ужасных антисанитарных условиях, часто избиваемые, раздетые догола… , но не сломленные, учили друг друга ирландскому языку, перекрикиваясь между камерами. И когда одна голодовка протеста  следовала за другой, те, кто был за стенами тюрьмы, извлекал из этого уроки, и росла решимость продолжать культурную борьбу - для каждого человека там, где он в тот момент находился."

Нет ничего тривиального или фольклорного в сегодняшнем интересе северных националистов к ирландскому языку, и такое позитивное отношение существует не только в шести графствах, но здесь оно преобладает. В Белфасте  наблюдается значительное оживление в использовании ирландского языка, и особенное значение этого- в том, что такое наблюдается впервые в среде рабочего класса. 

На практике это оживление выражается в целом ряде небольших мероприятий: языковыми курсами в социальных клубах, ирландскоязычными детскими садами, ирландскими наименованиями улиц. В результате можно увидеть, например, панков в сапогах "доктор Мартин" и в джинсах до колен, перемежающих свою речь ирландскими словечками. Каким бы грубым это ни казалось, это представляет собой культуру в живом смысле слова. Это "ирландский язык на уровне выживания", который позволяет людям обмениваться приветствиями и вести простые разговоры. Есть ежедневная газета на ирландском языке, "Ла", выходящая в Белфасте, - первая (когда-либо выходившая – это всё лишнее) ежедневная газета на кельтском языке. В Западном Белфасте oрганизовано более 60 курсов ирландского языка для взрослых, но самые большие надежды связаны с образованием, начальным и средним, на ирландском языке. 

В 1970 году в шести графствах не было ни одной школы, образование в которой велось бы на ирландском языке. Скойл Фобал Фейршче открылась в Западном Белфасте как начальная школа на ирландском языке с девятью учениками в 1971 году. К 1977 эта школа по-прежнему оставалась единственной в шести графствах, с 30 учениками и 2 учителями. К маю 1986 года в ней уже было 194 ученика и 9 учителей, плюс детский сад со 120 воспитанниками. Сегодня существуют ещё четыре детских сада на ирландском языке в Белфасте и три - в Дерри, а также два класса с обучением полностью на ирландском языке в начальной школе в Стилстауне, графство Дерри. 

В 1977 году во всей Ирландии насчитывалось 22 ирландскоязычных детских сада. Сегодня их 150. По переписи населения 1981 года около миллиона человек заявили, что они знают хотя бы немного ирландский язык. Это - наибольшее число за последние сто лет. Оживает современная литература на ирландском языке, появилась новая воскресная газета - "Аныш"…

Среди простых людей, без сомнения, существует доброжелательное отношение к языку. И это не ограничивается только Севером. Практически во всех социологических опросах населения 26 графств подавляющее большинство населения заявляет о том, что они являются сторонниками того, чтобы делалось больше в области использования ирландского языка. Интересно отметить, что, как показывают результаты недавнего исследования Ирландской Национальной Организации Учителей, рабочий класс и низшие слои среднего класса, а также фермерство в целом настроены более благосклонно к ирландскому языку и другим аспектам культуры, чем средний и "высший" классы ирландского общества. 

Культура - это не лишь только вопрос политической партии или монополия какой-либо части нации, но разрушение нашей культуры было политическим актом, и её оживление тоже требует политического действия. Не может быть никакого прогресса в политической борьбе без вовлечения простых людей, и наиболее значительное в современном культурном оживлении - в том, что они происходит благодаря тому, что в него вовлеклись простые люди.

Революционные республиканцы должны понять важность культурного сопротивления в борьбе за отвоевывание Ирландии. Подрик Пирс сказал о Гэльской Лиге, что Пасхальное Восстание 1916 года было предрешено с того момента, как была создана Лига. Со своей стороны, те энтузиасты ирландского языка, которые думают, что можно достичь его возрождения без достижения национальной независимости, должны прислушаться к О'Кавану, который говорит нам: "Носители ирландского языка должны не только участвовать в борьбе за отвоевывание Ирландии - это единственная вещь в Ирландии, стоящая того, чтобы в ней участвовать - но наш долг состоит в том, чтобы быть ее лидерами и руководителями. Если ирландский язык будет ведущей силой революции, таким путем он станет одной из самых прогрессивных сил в Ирландии; это будет равнозначно оживлению ирландского языка. Ирландский язык - это отвоевывание Ирландии, а отвоевывание Ирландии - это ирландский язык. Язык народа оживит народ. "

Как и в случае со всеми другими аспектами борьбы, согласовав свои цели, мы должны теперь согласовать и то, как их достичь. Можно начать с малого: с отказа от употребления "cheerio" и заменой его словом "sl?n", или же с полного вовлечения в поддержку требований языковой борьбы и требований населения Гэлтахтов, активно работая с ними плечом к плечу. 

СМИ требуют особого внимания из-за их важности влиянии на аудиторию, её мнения и ценности. Как в 26, так и в 6 графствах Шинн Фейн призывает к значительному увеличению вещания на ирландском языке, как по радио, так и по телевидению, делая акцент на детские программы, и у нас есть долгосрочная цель создания всеирландского радио и телевидения полностью на ирландском языке. …

Важную роль в культурном возрождении сыграли политзаключенные в тюрьмах и концлагерях шести графств, но они лишены права получать прессу или письма на ирландском языке или говорить по-ирландски во время визитов родственников… им даже запрещается играть в кельтский футбол или иметь ирландские музыкальные инструменты…

Самое важное - понимание того, что ирландский язык - это отвоевывание Ирландии, а отвоевание Ирландии - это ирландский язык. Непонимание этого, несмотря на традиционное патриотическое желание восстановления нашего собственного языка и поддержание ирландское национальное самосознание, может привести к тому, что мы превратимся в мусорную корзину  англо-американской культуры, и нам будет хуже - морально, психологически, интеллектуально и материально.
 
 

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

  Ваше мнение

 
TopListRambler's Top100 Service