Left.ru __________________________________________________________________________


 
От редакции. 
Лефт.ру давно и внимательно следит за процессами, происходящими в левом и рабочем движении Казахстана, по мере своих сил помогая консолидации в нем радикального левого и коммунистического крыла, его борьбе с соглашательскими и пропрезидентскими силами, выдающими себя за коммунистов. Об атаке этих сил, во главе с С.Абдильдиным, предпринятую  с целью организационного удушения левого крыла КПК, рассказывал один из членов КПК и РДКС Сергей Семенов в статье «Первый коммунист Казахстана громит Компартию". Тогда, в апреле 2001 года, благодаря выверенным бюрократическим методам, дополненным опорой на силовые структуры Республики Казахстан, правым в КПК удалось добиться изгнания из партии радикальных левых организаций. Эти действия  поставили крест на надеждах многих казахстанских товарищей «переубедить» Абдильдина, «оздоровить КПК изнутри», «очистить ее от оппортунизма» (хороший урок для многих российских коммунистов, которые еще пребывают в плену подобных иллюзий насчет Зюганова и КП РФ) 
Совершившийся вслед за идейным размежеванием организационный раскол поставил казахстанских коммунистов перед необходимостью создания действительно коммунистической рабочей партии. Был создан оргкомитет рабочей партии Казазстана. Публикуем сегодня заметку Юрия Винькова, члена этого оргкомитета, сопредседателя Исполкома Рабочего движения Казахстана "Солидарность" о том, как непросто идет работа по созданию коммунистической партии в Казахстане.

Юрий Виньков

Коммунисты Казахстана объединяются в партию

Сперва несколько слов об истории вопроса. В Казахстане есть компартия, она создана, а точнее воссоздана, 5 декабря 1991 г. при самом активном участии Рабочего движения (РДКС). Мало того, члены Рабочего движения сыграли решающую роль в деятельности оргкомитета по созданию компартии, составили костяк ЦК партии и его бюро первых созывов. Два года власти отказывали в регистрации КПК, и Рабочее движение, используя статус официально зарегистрированной организации, по существу прикрывало компартию, неся основное бремя по организации протестных акций, активно добивались от властей регистрации КПК. Сегодня к руководству в партии пришли люди, которые раньше не только в ней не состояли, но зарекомендовали себя как антикоммунисты, состоя в различных буржуазных партиях, как и в КПРФ в компартии Казахстана, включая его ЦК, появились предприниматели и прочие так называемые патриотические буржуи.

В чем была причина разногласий с руководством КПК? Начиная с 1996 г., от съезда к съезду из программы партии было выхолощено все подлинно марксистское, революционное. Напрочь исчезло даже упоми-нание о классовой борьбе.

Зато было заявлено о плюрализме форм собственности. А с недавних пор 1 секретарь ЦК Серикболсын Абдильдин договорился до призывов укреплять и развивать пресловутое социальное партнерство. В корне изменилась и тактика: став депутатом Мажилиса (нижняя палата парламента) С.Абдильдин превратил партию, как и Зюганов, в приложение к своему депутатскому креслу. Постепенно партия не только устранилась от организации людей труда на борьбу за свои права, но стала, как сейчас принято говорить, дистанцироваться от стихийных выступлений трудящихся. Почти два года единственное чем занимается партия и Абдильдин лично - это поддержка требования буржуазных партий ввести выборность акимов (глав областей). Одним словом, налицо полное оппортунистическое перерождение.

Однако левые в КПК достаточно многочисленны. Так, в Алма-Ате и Караганде, где размежевание уже организационно оформилось, есть по два обкома КПК, причем левые организации численно превосходят абдильдинцев. В рядах левых наиболее активная и дееспособная часть партии. Недавно прошедший в Саратове очередной съезд комсомола республики единогласно высказался за создание новой партии. В резолюции съезда по этому вопросу заявлено о готовности комсомола активно участвовать в этой работе, направить своих представителей в состав оргкомитетов в центре и на местах. Впрочем, и до съезда комсомольцы самым активным образом участвовали в этой работе. Весьма красноречиво и изменение самого названия казахстанского комсомола, которое произошло на съезде. Официально он теперь именуется так: Молодая Гвардия Казахстана - Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, сокращенно: МГК-ЛКСМ. 

Естественно, самое активное участие в создании партии принимает Рабочее движение. Айнур Курманов и Сакен Жунусов входят в состав оргкомитета. Мало того, С.Жунусов вместе с первым секретарем Алма-Атинского обкома партии А.Аполимовым возглавляют этот оргкомитет. Этим во многом объясняются те репрессии, которые власти обрушили на Сакена Хамзиевича. Вообще, идея создания новой коммунистической, по-настоящему пролетарской партии не нова она дебатируется в РДКС со дня его основания, т.е. более двенадцати лет. На последнем съезде Рабочего движения, который проходил в июне 2000 г в Челябинске дискуссия приняла такой накал, что не хватило лишь одного голоса для принятия решения о преобразовании съезда РДКС в учредительный съезд партии.

Тогда, в Челябинске, я, Айнур Курманов, Сахиб Жанабаева голосовали против, поскольку были убеждены, убеждены и сейчас, что тогда, два года назад мы были не готовы. Тогда оппортунистическая сущность Абдильдина и его приспешников не была столь очевидной для многих рядовых членов партии как сегодня. На немедленном создании новой партии настаивали Сакен Жунусов, Виктор Жилиба, Рамиль Мингазов, Мадэл Исмаилов и ряд других видных деятелей Движения.

Что касается названия будущей партии, существует по крайней мере три варианта. Просто: Рабочая партия Казахстана - его поддерживают многие беспартийные активисты рабочего и левого профсоюзного движения. Второй вариант: Коммунистическая Рабочая партия Казахстана - за него высказался съезд комсомола и поддерживают большинство областных оргкомитетов. Наконец, есть несколько разновидностей варианта, в котором отсутствует слово "рабочая", есть слово "коммунистическая" - для отмежевания от КПК добавляется: либо "ленинская", либо "марксистская", либо что-то другое.

Моя точка зрения такова. Название - весьма важный элемент партийного строительства, но не менее и даже более важно особенно сейчас, когда необходимо объединить все силы, противостоящие оппортунизму и предательству классовых интересов пролетариата, избрать тот вариант, который поддержало бы большинство. Лично я считаю наиболее адекватным существа вопроса вариант: Марксистская Рабочая партия, но, исходя из здорового прагматизма, поддерживаю второй вариант: КРПК.

Есть и проект Программы новой партии и, к сожалению, не один и не два, а гораздо больше. Дело в том, что наше казахстанское да и российское понимание "левизны" в коммунистическом и рабочем движении существенно отличается от западноевропейской трактовки и тем более от латиноамериканской. Не вдаваясь в подробности, скажу: для меня, имеющего университетский диплом историка, серьезный вопрос - чего у КПСС было больше перед международным коммунистическим и рабочим движением - заслуг или вины? Поэтому вопрос о программе будущей партии еще более сложен, предстоит большая работа по обсуждению и согласованию различных вариантов. 

Пока не решен вопрос о месте проведения съезда. Сначала нам надо определиться, будем ли мы пытаться зарегистрировать партию, что весьма трудно в нынешних условиях. Власти и спецслужбы прекрасно знают тех людей, которые стоят у истоков создаваемой партии, и постараются не допустить не только регистрации, но и создания. Буквально две недели назад холуйствующий перед Назарбаевым парламент принял новый закон о партиях. Теперь для регистрации партии необходимо иметь не менее 50 тысяч членов, что для Казахстана совершенно нереально. Достаточно сказать, что ни одна из ныне действующих партий, включая пропрезидентские, не имеет такой численности. Для чего это сделано - понятно. Кроме того, регистрируемая партия должна иметь структуры не в большинстве регионов, как было раньше, а во всех областях. Поэтому возникает дилемма: либо пытаться зарегистрировать совершенно аморфные документы, а работать по другим, либо не регистрировать партию вообще. Напомню, Уголовный Кодекс РК, введенный в действие с 1998 г., содержит соответствующую статью: «Участие в деятельности незарегистрированных партий». 

Учитывая сложившуюся ситуацию, в некоторых областях в местные органы юстиции поданы на регистрацию учредительные документы региональных общественных объединений, которые в дальнейшем будут преобразованы в партийные структуры. Проблема, как видите, серьезная, но одно для меня ясно - для работы в условиях подполья мы не готовы. Да и ситуация ныне иная. Думаю, методы конспирации ни большевиков, ни эсеров в ней не сработают. Тем не менее, попытку зарегистрироваться необходимо предпринять, а для этого съезд должен быть проведен на территории Казахстана, этого требует закон. А вот требования о проведении пленумов в своей стране в законе нет. В любом случае отказ в регистрации не означает запрета деятельности партии, года два можно судиться. А там - то ли ишак сдохнет, то ли эмир умрет. Во всяком случае, очевидно, что режиму Назарбаева приходит конец, а тем, кто придет на его смену волей-неволей придется пойти на демократизацию.

А пока власти нам, естественно, мешают, поэтому большинство своих серьезных совещаний мы проводим в России. Да и буржуазная оппозиция Назарбаеву в последнее время все чаще следует нашему примеру. С той лишь разницей, что они летают самолетами, а мы зачастую на перекладных, постоянно подвергаясь в дороге угрозе всевозможных провокаций. Методы казахской охранки - отдельная тема, готов в следующий раз рассказать об этом. Что касается противодействия созданию партии, то в последнее время появилось немало публикаций "коммунистических" авторов на тему: у нас есть компартия и другой не надо, хранить единство партии как зеницу ока, рабочая партия-это раскол, пролетариата сейчас не тот и вообще его нет, и в ближайшее время не предвидится. Причем выступают те, кто раньше громче всех кричал о необходимости соз-дания рабочей партии. Вообще факты сотрудничества некоторых членов руководства КПК со спецслужбами в целях нейтрализации и дискредитации наиболее активных левых отмечаются с 1996 г. 

Что касается преследований, то они продолжаются. Готовится судебная расправа над председателем оргкомитета по созданию новой партии Сакеном Жунусовым. На него заведено уголовное дело с обвинением по четырем статьям УК. Возбуждено уголовное дело и на его сына Рустема, юриста Карагандинского Совета РДКС. Оба они, а также два других лиде-ра РДКС Рамиль Мингазов и Сергей Попов, которым также предъявлены уголовные обвинения, находятся под подпиской о невыезде. 3а Айнуром Курмановым кроме всего прочего ведется постоянное наружное наблюдение, при переездах по республике один филер передает Айнура другому. В последнее время органы КНБ вынуждены привлекать значительные силы и на подавление буржуазной оппозиции, которую не устраивает режим личной власти Назарбаева, он сам и его семья. Возможно, это обстоятельство несколько и отвлекает охранку, но какого-либо послабления мы не ощущаем. 

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 

TopListRambler's Top100 Service