Бобби Сэндс, 1954 -1981 … При первой встрече с россиянином высокомерные по большей части “дети Альбиона”, так и не избавившиеся, кажется, по сей день от “имперского комплекса” собственной “исключительности”, а чаще всего - не знающие о других странах даже элементарных вещей, лихорадочно пытаются припомнить, что же они знают о нашей стране, чтобы эти знания продемонстрировать. “Архипелаг ГУЛАГ!” – “ГУЛАГ архипелаг!” – подобно герою старого анекдота восклицают они, с огнем негодования на жестокости сталинского режима в своих саксонских глазах… Я тоже не хочу уронить в грязь лицом и показываю свою осведомленность в истории британской. Нет, даже не Оливера Кромвеля вспоминаю я... “Эйч-Блоки, Лонг Кеш!” – отвечаю я им. Потому что для того, чтобы справедливо возмущаться бесчеловечностью, британцам вовсе не надо отпpавляться так далеко не только географически, но и во времени: в 80-е годы 20 столетия режим Маргарет Тэтчер проводил политику таких репрессий против ирландского населения Севера, которые ничуть не уступают не только ГУЛАГу, но и гитлеровским “геройствам”… Когда-нибудь Тэтчер ещё ответит за это и перед историей, и перед ирландским народом. Бобби Сэндc родился 9 марта 1954 года в северном Белфасте, в квартале Раткул, по большей части протестантском . Фамилия “Сэндc ” - зачастую протестантская, но семья Бобби была католиками, а сам он с детства проявлял большой интерес к ирландской истории, культуре, а позднее – и к языку. По словам хорошо знавшего его Джерpи Адамса, “он был обычным ирландским парнем, который жил и умер в необычных жизненных условиях, которые существуют в оккупированной Британией части Ирландии. В ходе своей короткой жизни он сумел бросить вызов этим несправелдивым условиям необыкновенно героическим и беззаветно храбрым путем”. В 1969 году – когда разгорелся североирландский конфликт – Бобби закончил школу и поступил работать – учеником на завод, делавший автобусы. Там он проработал 3 года. Бобби никогда не выражал никаких недружелюбных чувств к протестантским соседям и даже выступал в качестве легкоатлета за протестантский спортивный клуб. Однако на работе, узнав о том, что он католик, его начали всячески выживать, а в 1972 году семья Сэндc была вынуждена покинуть свой дом и даже район, где они жили, - из-за лоялистских угроз быть “этнически вычищеными”… Свои впечатления от увиденного и пережитого он описывает в своем стихотворении “Беженцы” - где рассказывается о том, как ирландцы стали беженцами у себя в стране, в мирное, казалось бы, время… Погромы 1969 года были осуществлeны при прямом подстрекательстве сегодняшнего лидера Демократической Партии Ольстера , европарламентария и основателя собственной церкви, Яна Пейсли – и хотя это всем известный и широко документированный факт, ирландское национальное радио и телевидение (Юга!) RTE до сих пор вырезает из своих программ все упоминания об этом и ссылки на роль доктора Пейсли в этих событиях (и после этого продолжает отрицать, что в Ирландии существует цензура!) Семья Сэндc переехала в Западный Белфаст – в Твинбрук. Бобби – старшему в семье из 4 детей (Марселлы, Бернадетт И Джона) – было 18 лет… В это время, вдоволь насмотревшись на несправедливость, дискримкинацию и на погромы католических семей лоялистами, Бобби вступает в Ирландскую Республиканскую Армию. Впервые его арестовывают уже в том же году… В лагере Лонг Кеш, в котором помещались тогда ирландские политзаключенные, имевшие с 1972 года специальный статус, он знакомится с 24-летним Адамсом. Бобби, приговоренный к 5-летнему заключению за ношение оружия, знакомится и сближается и с другими героями национально-освободительной борьбы: Бренданом Хьюсом, Биком Макфарлaном… В апреле 1976 года Бобби выходит на свободу и вновь включается в борьбу. Он также активно работает с молодежью в местных клубах и помогает ассоциации жильцов в их борьбе за свои права с домохозяевами. Мало кто знает об этом, но у Бобби тогда была семья, рос 3-летный сын, Джерард. Но уже через 6 месяцев после освобожения Бобби вместе с несколькими друзьями (среди них – брат убитого впоследствии лоялистами адвоката-правозащитника Пета Финукана , Шеймус и умерший впоследствии на голодовке вместе с Бобби Джо МакДоннелл) был арестован “на активной службе”, как в таких случаях говорят республиканцы: при попытке взорвать мебельную фабрику ночью… Доказательств против добровольцев не было, за исключением одного найденного в их машинe ружья – и за это одно ружье каждый из них был осужен на 14 лет заключения. В центре пыток – Кастельри – Бобби допрашивали 7 дней. Он ничего не сказал и не признал суд, когда ему выносили приговор. Приговорен он был в сентябре 1977 года - а с 1 марта 1976 года британское правительство отменило специальный политический статус для ирландских республиканцев, в попытке представить их мировому общественному мнению как “обыкновенных бандитов”. По образному выражению Джерри Адамса, подчеркивающего всю нелепость нового законодательства: “Те, кого арестовали после полуночи 1 марта, были обречены считаться уголовниками, в то время как до полуночи они были “политическими”! Приговоренного Сэндca – лишенного даже имени, ставшего “заключенным номер 1066”- поместили в новом, специально выстроенном тюремном здании – зловещих Эйч- Блоках… И здесь развернулась с неимоверной силой новая борьба – за свои идеалы, за сохранение своего человеческого достоинства в условиях поистине бесчеловечных, вполне достойных гитлеровских концлагерей по своей жестокости… Впрочем, стоит ли этому удивляться? Ведь, как не устает напоминать своим слушателям североирландский публицист Имон Маккенн, именно британцы были первыми в мире изобретателями концлагерей – ещё в ходе англо-бурской войны конца 19 – начала 20 века… … Более года британское правительство пыталось сломить волю ирландских политзаключенных и заставить их «следовать тюремным правилам », предназначенным для уголовников : носить тюремную форму, выполнять унизительные тюремные работы, включающие обслуживание охранников. «Ирландские республиканские заключенные, арестованные по специальным законам, допрашиваемые в специальных допросных центрах, осужденные специальным судом без присяжных, отказались быть криминализуемыми, носить тюремную одежду… Для того, чтобы окончательно нe замерзнуть, они заворачивались в одеяла – так начался « протест в одеялах » (Дж. Адамс). Годами заключенных держали в изоляции, подвергали избиениям и пыткам, включая постоянные многочисленные и унизительные телесные - « интимные » -обыски всех отверстий на теле человека « на наличие запрещенных предметов », с применением грубого насилия и с использованием зеркал… Прочитав рассказ « Один день из моей жизни « Бобби Сэндca, не только начинаешь понимать, почему он добровольно решился умереть на голодовке протеста, но и начинаешь спрашивать себя : а чем, собственно, один день из жизни молодого ирландского республиканца в британских застенках лучше « Одного дня Ивана Денисовича », описанного Солженицыным ? Иван Денисович был литературным героем, Бобби Сэндc – живым человеком, нашим современником, который сам рассказывает нам об этой своей жизни. Описав еe втайне от надзирателей, на клочках туалетной бумаги, стеpжнем из авторучки, который он был вынужден прятать в таком месте, что об этом даже неудобно говорить… И какое право после этого имеют британcкие власти читать россиянам морали про наши “нарушения прав человека » - и содержать на свои деньги целую группу наемных « правозащитников » из числа наших же соотечественников, которые изо всех сил « отрабатывают свой хлеб », регулярно докладывая хозяевам о том, как ужасно живется в России ? «В своем глазу бревна не видят », - кажется, это именно про британцев говорится в Библии… … В марте 1978 года положение заключенных ухудшилось : тюремные власти отказали им в возможности пользоваться туалетами и душем. Начался так называемый « грязный протест», продолжавшийся до марта 1981 года… Один день из своей жизни именно этого периода и описывает Бобби. По-прежнему голые, в одних одеялах заключенные были вынуждены жить посреди собственных отходов и даже размазывать их по стенкам, когда в камерах не оставалось больше места… Бобби Сэндc в тот период становится « прecc-секретарем » заключенных. В каких условиях приходилось ему писать заявления для прессы, - мы уже описали выше… Он пишет под псевдонимом – именем своей любимой сестры Марселлы. Именно поэтому песня, которую написал его друг Бик Марфарлан через 10 лет после гибели Бобби, так и называется., -- “Песня для Марселлы”. Бобби сам был талантливым певцом, поэтом, писателем. В тюрьме он выучил ирландский язык – и начал обучать ему других товарищей. …Политика голодовок протеста в качестве единственного возможного оружия сопротивления имеет давние традиции у ирландских республиканских заключенных. Доходило до того, что от голодовки протеста в британских тюрьмах умер даже мэр ирландского города: вдохновивший Махатму Ганди мэр Корка Теренс Максвини в 20 е годы 20 века…. В 70-е один из ведущих нынешних фигуре в Шинн Фейн, легендарный Солдат Свободы Джерри Келли, не умер только потому, что его насильно питали почти год в британской тюрьме. Келли добивался всего-навсего перевода в тюрьму ирландскую… В начале 80 годов ирландские заключенные в Лонг Кеше, проведя почти 4 года “на одеяле” и в “грязном протесте” ( представьте себе: смогли бы вы такое выдержать?), вновь решились на голодовку. Осенью они начали голодовку, которая длилась 53 дня – и закончилась потому, что британские власти обещали смягчение тюремного режима. Бобби Сэндc в этот период заменил объявившего голодовку Брендана Хьюса в качестве Командующего Офицера – лидера заключенных. Однако голодавшие были обмануты: уговорив их прекратить голодовку, британцы вероломно нарушили своё слово по смягчению тюремного режима… И тогда Бобби стал лидером голодовки следующей – в которой республиканцы намеревались идти до конца… Бобби знал, что он почти наверняка обречен: он намеренно начал голодовку 1 марта, на две недели раньше своих товарищей, надеясь, что его смерти окажется достaточно, чтобы добиться 5 требований заключенных, и что этим он поможет предотвратить их смерти… Незадолго до начала голодовки Бобби и его друзей в избирательном округе Фермана-Южный Тайрон умер от инфаркта депутат – член британского парламента Френк Магуайeр, выступавший в защиту заключенных. Его смерть позволила Бобби выставить себя кандидатом на выборах, и имя его вскоре облетело всю планету. Британская пропаганда описывала ирландских республиканских заключенных как “отщепенцев”, “не имеющих поддержки в народе”. Во время избирательной кампании сторонникам Бобби угрожали. Католическая церковь вместе с СДЛП И с ирландскими властями уговаривала его сдаться. И все же, несмотря на все это, Бобби получил на выборах 30.492 голоса – больше, чем. сама Тэтчер на её выборах в Англии! Друзья Бобби воспрянули духом: тепeрь-то уж “Железная леди” не позволит умереть с голоду коллеге по парламенту! Но они недооценили степень недочеловечности будущей подруги Михаила Горбачева - “британской Бабы-Яги”: не только выборы Бобби в Вестминстерский не изменили её позицию (отказ начинать любые переговоры), но и после этого через британский парламент срочно был проведен специальный закон, запрещающий заключенным выставлять свою кандидатуру на будущих выборах… “Вот тебе, бабушка, И Юрьев день!” – “вот вам и подлинное лицо британской демократии!”, как сказал по этому поводу Джерри Адамс… 5 мая 1981 года доброволец ИРА Роберт Сэндc умер на 65 дне голодовки
протеста. Ему было всего 27 лет… 9 его товарищей последовали за ним в последующие
месяцы.
Ирина Маленко При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |