Left.ru __________________________________________________________________________

 

Гэри Леупп

Возобновление истории
Представьте себе всемирные последствия победы маоистов в Непале.
 
 

21 сентября 2002 года Дэвид Блэйр написал в Лондон Телеграф :"Маоистское движение сейчас фактически контролирует большую часть Непала. Следуя учению Мао Цзедуна о партизанской войне - становясь "рыбой, плавающей в народном океане" - повстанцы завоевали горы и предгорья. Власть короля Гуанендр ныне ограничивается  Катманду, немногочисленными непальскими городами и южными долинами Тераи". Но даже в столице движение дает о себе знать - 16 сентября оно парализовало Катманду крайне успешной всеобщей забастовкой. (Действия маоистов заставили премьер-министра Бахадура Деуба предложить монарху отстрочить парламентские выборы, заплпнированные на ноябрь, ненавистный населению король Гуанендр в ответ распустил правительство и лично занялся управлением. Это только усугубило политический кризис.) Военные источники в Англии сообщили Блэйру, что маоисты "будут продолжать расширять свое влияние. Если не случиться чего-нибудь совершенно неожиданного, их победа - только вопрос времени". Так что для всех, кто следит за развитием событий, ситуация становится весьма интересной.

В самом деле, повстанческая борьба, которую сами партизаны называют "народной войной", основанная на политических и военных теориях Мао Цзедуна, продвигается  с головокружительной быстротой со времен своего начала в 1996 году. Коммунистическая партия Непала (маоистская) - влиятельная легальная политческая партия, представленная в парламенте -  порвала с системой (конституционной монархией с 1990 года) и ушла в подполье. Война началась с небольшого - нападений на полицейские участки и банки в западных районах страны. Восставшие использовали захваченное у полиции оружие, в основном 30-го калибра, однозарядные ружья  и традиционное национальное оружие - тяжелое кривое мачете "кхукри". Сейчас  вооруженные отряды  КПН(М),  состоящие из тысяч партизан (в основном - крестьян), нападают на укрепленые штаб-кваритры полиции и Королевской Армии Непала (КАН), убивают сотни солдат, захватывют более совершенное оружие, и в ряде случаев удерживают захваченные позиции. Одновременно партия создает себе внушительную опору среди городской интеллигенции и собщают даже о монахах, которые время от времени надевают военную форму и идут воевать. Женщины - основа этого движения и на равных участвуют в боевых действиях и  политической деятельности.

Маоисты пользуются широкой поддержкой. Для подтверждения этого нет нужды спрашивать сочувствующих им. Институт Изучения Мира и Конфликтов, занимающийся вопросами безопасности  в Южной Азии, поместил на своем сайте статью Анджу Сьюзен Алекс, в которой говориться : "Повстанцы-маоисты имеют поддержку населения деревень, измученного нищетой и безработицей". (Непал - одна из самых бедных стран мира, после Эфиопии). Группа Исследований Южной Азии опубликовала в апреле отчет, в котором отмечено: "продолжающаяся способность непальских маоистов захватывать врасплох службы безопасности даже в столице доказывает потрясающий уровень их влияния, из-за неспособности правительства привлечь население на свою сторону и слабости разведки". Хиндустан Таймс 6 декабря 2001 года признает, что "маоисты пользуются поддержкой народа" в тех районах, где они действуют. Такая популярность отчасти основана, очевидно, на успешной борьбе с худшими проявлениями помещичьей эксплуатации крестьян и скорым судом (особенно, если дело касается преступлений против женщин).

Я никогда не был в Непале и не знаю, что произойдет, если партизаны победят. Но положим, что предсказания английского офицера сбылись. Представьте себе международные последствия. Радикальныем левые во всем мире воодушевятся этой победой - красный флаг развевается, как собирается сделать это генсек КПН(М) Прачанда на вершине Эвереста, крыши мира.(Особенно маоисты на Филиппинах, и их четырнадцатитысячная Новая Народная Армия, также ведущая народную войну и контролирующая около 8 000 деревень; или сендеристы в Перу, которые сейчас как будто возрождаются к жизни). Правительства- практически все - будут крайне недовольны, а образованная публика - озадачена. Эта победа, в конце концов, будет вызовом Фукуяме с его "концом истории" как столкновения идей и Хантингтону с его "столкновением цивилизаций". Мы снова окажемся в разгаре старого спора - капитализм против коммунизма, который считали давно решенным и выброшенным на свалку истории.

Но если в ближайшее время маоисты захватят власть, это произойдет в условиях "войны с терроризмом". В устах Буша и правящей элиты "терроризм" может значить, разумеется, все, что угодно. Например, для большинства из них нападение на Ирак - неотъемлемая часть войны с террором, тогда как другие видят в ней отдельное и даже отвлекающее явление. Тем не менее, я думаю, что маоистская власть в Непале немедленно была бы окрещена "террористической", ведь Колин Пауэлл во время первого в истории визита госсекретаря США в Непал (в январе) сказал непальцам : "У вас есть маоистские мятежники, которые пытаются свергнуть правительство, и это - часть того, с чем мы сражаемся во всем мире". Посол США Майкл Малиновский выразился более определенно в феврале : "Непал сейчас поражен терроризмом, потрясающим основы страны. Эти террористы, под личиной маоизма или так называемой "народной войны", в основе своей те же, что террористы во всем мире". (Нас хотят заставить верить, что, в основе своей исламский фундаменталист Бин Ладен = светскому диктатору Саддаму Хуссейну = непальским маоистам = Ясиру Арафату и его ПА = колумбийской ФНЛА = всем остальным международным группам или странам, перечисленным во всеохватывающем списке госдепартамента).

КПН(М) на самом деле не включена в этот список международных террористических организаций на данный момент. Теоретически, чтобы заслужить это, маоистам следует напасть на американских граждан или американскую собственность (израильские солдаты и поселенцы на оккупированных территориях нападают не только на палестинцев, имеющих американское гражданство, но и на американских добровольцев-интернационалистов, приезжающих помочь палестинцам. Разумеется, израильские террористы не попали в этот список -пер.) Наоборот, похоже, что партизаны прилагают особые старания, чтобы избежать жертв среди иностранцев. Но в любом случае это или любое другое американское правительство всегда может назвать маоистский Непал государством-изгоем или террористическим государством. Вашингтон, возможно, постарается обнаружить связи с разными широко известными злодеями. (11 мая Индепендант процитировала "западные спецслужбы", подозревающие, что маоисты в Непали получили современное оружие от Аль-Каиды, и 13 августа Крисчен Сайенс Монитор заявила, что индийские маоисты - союзники КПН(М) могут захотеть предоставить укрытие членам Аль-Каиды. Все эти сообщения сильно отдают провокацией).

Правительство США, конечно, попробует свергнуть новую власть. Однако прямая интервенция вряд ли произойдет - неоткуда взять солдат, если войска США уже будут в Афганистане, Ираке, на Филиппинах, в Грузии, Йемене и т.д. Однако Индия, которая все более сближается с Вашингтоном, будет испытвать сильное искушение вмешаться. В Индии тоже есть маоистские партизаны : в Бихаре, Западной Бенгалии, Уттар Прадеш, Андхра Прадеш и в других местах, они связаны с непальским движением. Но если Индия попробует вмешаться, отчаянно независимые непальцы скорее всего еще теснее сплотятся вокруг новых властей Катманду. Да и внутри Индии наверняка возникнет широкое движение против вторжения в соседнее государство.

Китай будет недоволен любым расширением влияния Индии в Гималаях. Власти будут озабочены не только индийским экспансионизмом, но и возрождением маоизма, от которого они сами, разумеется, давно откзались на деле, если не на словах. (Как говорят многие, если не большинство, китайцев - нынешнее правительство в Пекине само не более марксисткое, ленинское или маоистское, чем правительство Марокко, Лихтейнштейна или Мексики. Капитализм полностью восстановлен, хотя власти, не моргнув глазом, называют его "социализм с китайским лицом"). Правительственные СМИ в Китае именуют непальских маоистов не иначе как террористами и отрицают, что те следуют путем Мао, который они сами, способом, оскорбительным для любого, имеющего мозги, пытаются соединить с путем Адама Смита. Но настоящий Мао, коммунист, сказавший "бунтовать - это хорошо!", по прежнему имеет сторонников в КНР, среди десятков, если не сотен, миллионов обездоленных и безработных.

Можно ожидать, что Пекин будет косо смотреть на власть в соседней стране, похожую на Китай времен Мао, он может беспокоится о разочарованных китайцах, подумывающих о смене режима у себя дома и возвращении к уравнительному социализму. Но возможно, Китай также захочет поддерживать нормальные дипломатические и торговые отношения и даже послужит противовесом давлению Индии (и США) на новое революционное государство. Китайские власти смогут жить с маоистским опорным пунктом к югу от Тибета. Короче говоря, геополитическая ситуация, возможно, позволит в Гималаях продолжить эксперимент, начатый гораздо ближе к уровню моря в 1917 году.

Непал - единственное в мире индуистское королевство, но буддизм здесь также очень влиятелен. Исторический Будда родился на современной непальско-индийской границе. (Обе страны утверждают, что Лумимби, место его рождения, находится на их территории. Это важно с точки зрения истории, археологии и еще важнее для туристического бизнеса, обслуживающего японских паломников). Две с половиной тысячи лет назад, движение буддизма, призванное изменить мир, возникло в этих местах. Вначале буддизм был не религией (по западным понятиям) - он отвергал веру в высшие существа, бессмертие души и загробную жизнь. Некоторые индийские марксисты полагают, что буддизм был изначально формой философского материализма, с прогрессивным социальным содержанием (об этом рекомендую прочесть Дебипрасада Чатопадхьяя - его книги были переведены на русский язык - пер.). Основная проблема,занимавшая и занимающая  буддизм - страдания. (Вспомним, что спустя много столетий Маркс определил религию как "выражение действительно страдания и одновременно протест против действительно страдания"). Буддизм не предлагает загробного блаженства как решения проблемы человеческих страданий, но проповедует жизненный путь, далекий как от аскетизма, так и от гедонизма.

Хотя буддизм сосредоточен на индивидуальном пути к просветлению, он не игнорирует общественные проблемы. Первые монахи и монахини занимались устройством больниц и приютов для бездомных. Решительно порвав с господствующим порядком Сидхартха Гаутама (Будда) отверг кастовую систему, заявив, что человек любого происхождения может достичь просветления, и проповедовал на местных языках во время своих странствий. В этом смысле он был революционер. И завоеватель мира - Будда учил своих последователей нести слово по миру и буддизм из Гималаев дошел до Шри Ланки, до северо-восточного Ирана, до Китая и Японии, до юго-восточной Азии.

Маоисты, как и древние буддийские миссионеры, мыслят широко. "Мы утверждаем", - сказал Прачанда американскому журналисту в 2000 году, - "что непальская революция - часть мировой революции и что непальская народная армия - отряд всемирной пролетарской армии". Корреспондент БиБиСи Дэниэл Лэк, побывавший недавно в Рольпе (западный Непал) , говорил с товарищем Биджайя, членом местного комитета и политруком, который, глядя на рисовые поля, сказал как что-то само собой разумеющееся : "Мы победим, не только в Непале, но во всем мире".(Уолд Трибьюн, 24 сентября). Для этого требуется напрячь воображение, но мировая история полна неожиданных поворотов и сюрпризов. Иногда, в бесконечной борьбе человечества против страданий, далеко идущие планы реально осуществляются.

Гэри Леупп - профессор факультета истории в университете Тафта и координатор Программы Азиатских Исследований.
Его адрес  gleupp@tufts.edu

Перевод Лидии Волгиной.
 


При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

  Ваше мнение

 
TopListRambler's Top100 Service