ПРОЕКТ
ЛЕФТ.РУ: ЧЕРНАЯ КНИГА КАПИТАЛИЗМА
Винни Пух как зеркало британского колониaльного расизма. Предисловие одного из переводчиков к книге Лиз Кертис. Ирина Маленко …Один неожиданно объявившийся горячий “полконник” моего творчества, выразивший мне в довольно длинном послании поддержку в отношении высказанного мною в одной из статей мнения о расизме российских иммигрантов в Ирландии, недавно так выразил своё неоколониaльное восхищение и преклонение перед нашим общим здесь “цивилизованным” соседом- “туманным Альбионом” (адресуя эти слова, впрочем, конечно, не ко мне!): “… А в пику ирландцам лучше пить ирландское пиво с англичанами - кстати, весьма достойные люди, стоит заметить, и по-ирландски порой знают даже больше, чем иные местные... а по сравнению с "ирландскими русскими" их уважение к местной культуре и традициям просто выше всяких похвал! “. Показывая тем самым не только то, как пренебрежительно-высокомерно он на самом деле относится к так горячо любимому им на словах ирландскому народу, но и живучесть широко распространенных среди россиян и других новоколонизируемых народов мифов о “высокой цивилизованности”, о какой-то якобы существующей исключительной “культурности” британцев, - мифов, созданных и распространяeмых, как мы увидим из книги Лиз Кертис, вот уже много столетий, с самого зарождения британского колониaлизма, его апологетами для оправдания того бесстыдного грабежа, той невиданной жестокости в уничтожении целых народов, той эксплуатации целых континентов, которые осуществляло – и осуществляет и по сей день, тoлькo новыми, более утонченными методами, британское государство. Те из нас, кто сам живет среди британцев, большинство из которых совершенно ничего не знает о том, что находится и происходит за пределами англоязычного мира, и даже “не переваривает” поп-музыки на "неанглийском” языке ; те, кто ежедневно видит по британскому телевидению поток непрекращающихся примитивных телеигр, политизированной бесстыдной лжи из уст британских политиков (так блестяще разоблачаемой Джоном Сноу из “Channel 4”) , постоянное прославление проигравших британских спортсменов- в то время, как зачастую даже забывается сообщить имя победителя в спортивных передачах; те из нас, кто слушает британское радио и имеет возможность – и желание! -- сравнить действительность со сказанным, прекрасно видит, что это - миф. Можно ли назвать какой-то особо “высококультурной” нацию, которая в течение недели каждый вечер в главном выпуске новостей болезненно “обсасывает” подробности скандальной жизни давно покойных и ныне здравствующих королевских особ и всерьез обсуждает, как можно “по размерам ладоней определить размер главного органа мужчины” (я не удержалась и выразила им свои сердечные соболезнования, раз уж у британских мужчин именно этот орган, - а не мозг! -- является главным)? Которой для “внедрения” в мозг своего обывателя идеи о срочной необходимости нападения на Ирак требуется перемежение голых “красоток со страницы 3” в бульварной прессе с помещенными на следующей же странице бредовыми идеями ”drang nach Osten” своего новоявленного”маленького Бонапарта”? Есть среди нас и такие, кто предпочитает, -по разным причинам -не видеть того, что “интеллектуально-культурное превосходство” белой расы… простите, цивилизованных, достойных британцев! -- это всего лишь миф. Перевод книги Лиз Кертис, который мы начинаем публиковать в данном выпуске Left. Ru, предназначен не для таких добровольно-слепых, как наш псевдопклонник, страдающий от раздвоения личности, а для тех наших читателей, кто в глаза не видел ни Британию, ни британцев, зато хорошо наслышан – из распространяемой ими же самими через СМИ легенды – об их пресловутой “цивилизованности”, “демократичности”, “культурности”, и тому подобное... Предоставим им самим сделать для себя выводы о том, почему эта легенда так распространена, что ею оказываются зараженными даже многие образованные и неглупые люди на территории бывшего CCСР, и о том, кому и для чего выгодно поддерживать эту легенду в жизни… Помните норманскую теорию создания российского государства? Это – из той же серии. Авось придут умные и цивилизованные британцы и вразумят нас (индусов, ирландцев, зимбабвийцев, pуccкиx), что делать…. Оставим на совести нашего читателя сделанное им высказывание. Ему ведь ещё предстоит жить среди ирландцев…. Не среди британцев, как бы ему того ни хотелось (может, те когда-нибудь его и возьмут к себе, если хорошо постарается?) Я долго думала по прочтении книги Лиз Кертис (её автор, британка, нашла в себе мужество посмотреться в зеркало и описать свой народ и истоки его высокомерного расизма без прикрас) о том, кого же так давно знакомого напоминает мне этот британский колонильный расизм. А потом поняла. Английский “народный характер” – знаменитый любимец детей, мишка Винни Пух! Помните его попытки надуть пчелок, притворившишь в охоте за медом “тучкой, а не медведем” , которого так хорошо видно всем из-под воздушного шарика? А помните его знаменитое “Это, наверно, неправильные пчелы”- после того, как становится ясно, что они не отдадут ему без боя сделанный ими, их же собственный мед. И мед-то у них “неправильный”! Ну, чем. не “цивилизованный” англичанин-колонизатор XVII, XVIII, XIX, XX или XXI века, жадными руками тянущийся к чужому богатству, - например, иракской нефти? Во всем у такого “достойного господина” всегда будут виноваты защищающие свой мед пчелы, - в том числе, и ирландские, и зимбабвийские. Об их укусах будет трубиться на весь мир, - но ни слова не услышите вы о том, как жадно карабкается вверх неуклюжий британский Винни Пух в надежде поживиться. Ведь, по его логике, “для чего на свете пчелы? Для того, чтобы делать мед. А для чего на свете мед? Для того, чтобы я его ел”… Перевод книги Лиз Кертис совместно осуществляли Елена Дорошенко, Лидия Волгина и Ирина Маленко. "Научный расизм." Эта иллюстрация из американского еженедельника Харпер призвана показать, что ирландцы имеют родство с неграми и должны исчезнуть как раса. (См. http://www.nde.state.ne.us/SS/irish/unit_2.html)
"Все та же старая история: корни антиирландского расизма" Перевод Лидии Волгиной, Елены Дорошенко и Ирины Маленко
Как могут захватчики, зная свою посредственность, утверждать свои привилегии? Только одним путем: лишить колонизированный народ возможности гордиться собой, лишить коренных жителей звания человека, и определять их только через частицу "не" - животных, а не людей. Это нетрудно сделать, потому, что система лишает их всего.
Мне было только девятнадцать,
Пришел я в их город,
Нет мочи видеть, как они сгибаются,
Кое-кто из них твердит, что я свой парень,
Пол Брэди
Те, кто смеются антиирландским шуточкам, вероятно, не подозревают, какая длинная у них борода. Антиирландские предрассудки глубоко укоренились в английской культуре. Одни за другими завоеватели пытались оправдать свою жестокость, унижая ирландцев, как они делали это с другими жертвами - коренными американцами, африканцами, индийцами, китайцами, женщинами, рабочим классом... Английское имперское высокомерие поддерживается уже 8 столетий такими писателями, как Норман Джерард Валлийский, елизаветинский поэт Эдмунд Спенсер, философ 18 века Дэвид Юм, викторианцы Томас Карлайл и Чарльз Кингсли. Эту славную традицию продолжают политики, журналисты, карикатуристы, комики на ТВ. Они помогают прикрыть неприглядную правду о роли Англии в Ирландии и помешать решению проблемы. Ирландские шуточки "Это - тема, которая заставляет каждого истинного англичанина расслабиться, как ни напряжен он был, и улыбнуться, и начать беседу, как ни сжаты были его губы... Кто может удержаться от смеха при одной мысли об ирландской шуточке?" Это фраза из книги англо-ирландской писательницы Мэри Эджворт и ее отца Ричарда Лоуэлла Эджворта, опубликованной в 1802 году. Эта книга - резкий и остроумный выпад против "ирландских шуточек". Анти-ирландский расизм, порождающий анти-ирландские шуточки, очень старая тема в английской культуре. Это - одно из самых ранних проявлений всепроникающего предрассудка, согласно которому англичане, культурно и психологически определенные как белые, англосаксы, протестанты - "выше" любого другого человека. Возобновление борьбы в Северной Ирландии в 1969 году привело к подъему антиирландских настроений в Англии. Политики и журналисты отказались признать ответственность Англии за "проблемы" и взамен изображали ее как незаинтересованного третейского судью (между североирландскими католиками и протестантами -пер.), а ирландцев - как безрассудных и от природы склонных к насилию. Карикатуристы подхватили эту тему, изображая ирландцев звероподобными недочеловеками, и анти-ирландские шутки представляли ирландцев "тупыми". Эта тема рекламировалась телевизионныхми комиками, продавцами "ирландских" новинок вроде кружек с ручками внутри и бесчисленными сборниками "ирландских шуточек". Это расизм настолько всеобъемлющ, что одного слова "ирландский" достаточно, чтобы публика в телестудии закатилась хохотом, и в повседневных беседах этим словом обозначают нелогичное, неразумное поведение. Такой образ ирландцев отнюдь не "безобиден" и глубоко влияет на английский образ мыслей. Результаты исследования 800 детей в ноттингемской школе, опубликованные в 1984 году, показывают, что из семи групп - англичан, немцев, индийцев, ирландцев, евреев, пакистанцев и вест-индийцев - ирландцы были наименее уважаемыми, опережая пакистанцев. Исследование разделило детей на четыре группы - белых, индийцев, пакистанцев и вест-индийцев. Ирландцев описывали как "склонных к насилию" и "тупых", и только меньшинство детей - все из них "белые", включая ирландцев, отозвались об ирланцах положительно, назвав их "жизнерадостными". Широко распространенное представление об ирландцах как о тупицах, вызвало озабоченность, гнев и обиду в многомиллионной ирландской общине в Англии. Некоторые даже пытались скрыть свою национальность. Учитель рассказал исследователю, что "в школе считается, что все, связанное с Ирландией - отсталое и тупое, и дети стыдятся носить изображение трилистника (символ Ирландии -пер.)". Мальчик сказал : "некоторые ирландцы приезжают жить в Англию и некоторые стараются избавиться от микки, когда говорят, чтобы говорить без акцента. Само выражение "избавиться от микки" - "Микки", как "Падди" - старая кличка ирландцев (это - ирландский вариант имен Майкл и Патрик, популярных в Ирландии -пер.) - показывает, до какой степени укоренился взгляд на ирландца как на объект презрения. Многие ирландцы, однако, понимают, что анти-ирландский расизм, сейчас, как и в прошлом, не имеет никакого отношения к их умственному уровню, но скорее - показатель степени английского невежества и самообмана - не только по отношению к Ирландии и ирландцам, но и английской истории и роли правительства Англии в современной Ирландии. Норманнское завоевание Ирландии Сложившееся у англичан представление об ирландцах как о низшей расе восходит к двенадцатому веку – времени завоевания Ирландии норманнской феодальной знатью. Как всякая доминантная этносоциальная общность – будь то нация, раса или даже сильный пол, превалирующий над слабым в некоторых культурах – норманнские завоеватели не только физически подчиняли себе своих жертв, не только эксплуатировали их, но и считали их существами неполноценными. В двенадцатом веке ни англичане, ни ирландцы еще не представляли из себя "нации" в современном смысле этого слова. В Англии и Уэльсе норманны воспринимались населением как франкоязычные аристократы, чья власть все еще распространялась и на лежащую по другую сторону Ла-Манша Нормандию. Они завоевали Англию столетием ранее (точнее, в 1066 году – прим. перев.), опустошив все северные области и связав свободных англосаксонских крестьян крепостным правом. Папа Иннокентий III так описывает положение крепостных:
Норманны были довольно невысокого мнения о коренном населении Англии.
Во второй половине двенадцатого века норманнская знать, за которой вскоре
последовал и король Англии Генрих II, отправилась расширять свои владения
и укреплять свою власть в соседнее государство – Ирландию, к тому времени
еще не организованное по законам феодального строя.
Государственная система кельтов, по сравнению с норманнским феодализмом,
предполагала относительное равноправие.
Общество управлялось при помощи устоявшейся правовой системы, известной как "Брегонские законы", где предусматривалась ответственность родовых групп за действия их членов и уделялось большее внимание разрешению конфликтов, чем вынесению и исполнению приговоров. Две церкви В двенадцатом веке ирландское общество подверглось нападению со стороны
сразу двух объединившихся союзников: норманнов и римско-католической церкви.
Ирландские монахи занимались распространением христианства и грамотности
и в Англии. Именно благодаря их участию Линдисфарне и Иона стали "северными
Афинами", а поселения основывались и на таких отдаленных территориях как
Исландия, Италия и Украина.
Европейская церковь избрала иной путь развития. Феодализм набирал силу,
и духовные наместники Рима старались от него не отставать. Церковь все
более и более склонялась к делам мирским и была заинтересована в приобретении
земель, богатств и власти.
Еще до норманнского завоевания Ирландии в местной церкви зародилось
движение в поддержку римского (феодального) устройства. Свою позицию сторонники
нововведений подкрепляли критикой исконно кельтских обычаев – возможность
развода, а также брака с женой погибшего брата, что расценивалось Римом
как кровосмешение.
Малахи Армагейский писал (по всей видимости, о себе же, только в третьем
лице – прим. перев.): "Он обнаружил, что был послан не к людям, а к животным.
Среди всего того варварства, что ему приходилось видеть, еще никогда не
встречал он людей, чьи манеры были бы столь распутны, чье обращение было
бы столь грубо, чье отношение к вере было бы столь нечестиво, чьи законы
были бы столь жестоки, чья нелюбовь к порядку была бы столь велика и чья
нечистоплотность была бы столь вызывающа.
Норманны, начавшие покорение Ирландии в 1169 году, почти слово в слово
повторяли сетования Малахи, определяя свою миссию как "религиозную".
Подобные оправдания завоеваниям (т.е. преследование по религиозным причинам)
были в то время весьма распространены в Европе.
Джеральд Валлийский Норманнское видение ирландцев во многом сформировало и отношение к ним
англичан. Об этом свидетельствуют, в частности, рукописи Джеральда Валлийского,
священнослужителя, чьими предками были и норманны и валлийцы.
В своих работах об Ирландии, Джеральд Валлийский всячески прославляет норманнское завоевание. Книга Джеральда Валлийского "История и топография Ирландии", посвященная
королю Генриху, состоит из трех частей.
Джеральд Валлийский рассматривал занятие скотоводством – основу ирландской
экономики – как низшую по сравнению с земледелием, требовавшим постоянного
проживания на одном месте:
По свидетельствам Джеральда, ирландцы коварны, склонны к предательству
и нарушению клятв.
Джеральд Валлийский, однако, находит одну-единственную сторону жизни ирландцев достойной одобрения. Как и последующие поколения завоевателей, он признает артистический талант покоренного народа: "Только их искусство в обращении с музыкальными инструментами нахожу я достойным похвалы. В этом они, как мне представляется, намного превзошли все те народы, что мне приходилось видеть." Сами ирландцы, впрочем, относились с некоторым скептицизмом к претензиям
норманнов на более высокий уровень развития.
Работе Джеральда суждено было формировать отношение англичан к ирландцам
еще на протяжении нескольких столетий.
Тем не менее, в последующие века влияние взглядов Джеральда Валлийского распространялось все шире. В период правления королевы Елизаветы I книга была издана уже в английском варианте, что совпало с дальнейшими действиями Англии по завоеванию Ирландии, и нашла большой отклик у читателей, так как представляла собой прекрасное собрание анти-ирландских предрассудков. Утверждения Джеральда, что ирландцы – варвары великолепно сочеталось
с колониальными представлениями англичан: книгу продолжали цитировать еще
семь веков как достоверный и ценный исторический материал.
По ту сторону Пэйла Попытка норманнов завоевать Ирландию и установить там феодализм была
менее успешной, чем их действия в Англии.
Область, полностью контролируемая англичанами, располагалась вокруг Дублина и носила название "Пэйл". В зависимости от исторического периода Пэйл сильно изменялся в размерах. Само слово "pale" означает "граница", а фраза "beyond the Pale" (букв. "за пределами Пэйла" – прим. перев.) вошла в английский язык как "нечто варварское" и "социально неприемлемое". К 1250-му году англо-норманны контролировали уже около трех четвертей
Ирландии – и с этого времени их власть начинает постепенно угасать.
И все же эти законы не возымели особого действия на общем фоне активного
сопротивления кельтов. Ирландцы – за исключением тех, кому завоевание было
выгодно – физически и идеологически противостояли англо-норманнам, отказываясь
воспринимать чуждые власть и традиции.
Тюдоры: завоевание продолжается В течение нескольких дальнейших столетий отношения между английскими
правителями и населением Ирландии оставались практически без изменений:
англичане продолжали подчинять себе ирландцев, а те – сопротивляться.
Очередное завоевание Ирландии началось в шестнадцатом веке, при Тюдорах.
Именно в этот период англичане начали оформляться в нацию – в современном
смысле слова. Зарождается английский национализм.
Церковь этот процесс "национализации" также затрагивает: папство, иностранная власть, сменяется властью государственной. Тем не менее, англиканская церковь продолжала определяться как "католическая", хотя и "реформированная" – но никак не "протестантская". Монархия вступает в связи с набирающим силу торговым сословием, предлагая его представителям покровительство в обмен на финансовые средства. Тюдоры стремились собрать все кельтские страны, расположенные по периметру
границ Англии - Корнуэлл, Уэльс, Ирландию и Шотландию – в единое государство.
Колонизация Английские правители стремились обрести контроль над Ирландией, исходя
из стратегических интересов.
Ирландцы воспротивились, и всю вторую половину шестнадцатого века в
Ирландии шла ожесточенная война, оставившая после себя следы глубокого
опустошения.
Ирландцев Мунстера, выступивших против колонизации, ждало тотальное
истребление.
Черчад красноречиво описывает методы Джилберта:
Елизаветинские предрассудки Период правления Елизаветы породил, по словам историка Николаса Кэнни,
"целый поток оправданий колонизации и завоеванию".
В той же книге впервые приводится перевод на английский язык труда Джеральда
Валлийского.
Английские колонизаторы оправдывали свои действия также и утверждениями
о культурной неполноценности ирландцев, и, следовательно, завоевание могло
бы принести в Ирландию цивилизацию.
В качестве доказательств общей отсталости Ирландии англичане упоминали
способы скотоводства, предполагающие сезонные перемещения, и другие кельтские
обычаи – законы Брегона, поэзию, платье, прически и, конечно же, сопротивление.
"Ирландцы – те же дикари, что россы.
В книге под названием "Новейшее описание Ирландии", вышедшей в 1610
году, Барнаби Рич пишет: "Было время, когда жили они как варвары, в лесах,
болотах, местах отдаленных, не имея ни закона, ни правительства, ни истинной
веры, ни прав, ни любви.
Эдмунд Спенсер придерживается сходного мнения: "Эти люди окружили себя
варварством и грязью, коих, как я думаю, свет не видывал. Они во всем ведут
себя как животные – угнетают всякого, не щадя ни друзей, ни врагов. Они
– воры, они жестоки, кровожадны и мстительны, ликуют при виде казней, неразборчивы
и непорядочны, они грубияны и богохульники, насильники и детоубийцы."
"Печалей тень земная" Большинство ирландцев, напротив, совершенно иначе оценивали и свою культуру,
и роль Англии.
"Эоган Бан, дамами благородными любимый,
Не нужно ему платье с позолотой,
Ирландский писатель Шахрун Кейтин рассказывает об историках-англичанах:
"Да не коснется нас холодный смерти страх,
Прошли века, и ветер быстрый, рьяный
Две Америки Англичане, развивая свою теорию о культурной неполноценности ирландцев,
опирались на те же идеи, что и испанцы при завоевании Карибских островов
и Южной Америки – в оправдание своей жестокости.
Колонизация Ирландии стала для англичан своего рода подготовкой к завоеванию
Северной Америки. Действительно, первые попытки основать поселения на вновь
открытом континенте предпринимались такими людьми, как сэр Уолтер Рэйли
и сэр Хамфри Джилберт, всегда выступавшими в авангарде покорения Ирландии.
"Первоначально англичане утверждали, что их миссия - привнести
цивилизацию... Когда отношения между ними и индейцами стали обостряться,
все отнесли на счет варварства местного населения.
Англия вступила в работорговлю еще в период правления Елизаветы I. Первая
экспедиция за рабами в Южную Африку снаряжалась по личному благословению
королевы.
"Бегство графов" В самом конце правления Елизаветы I власть кельтских вождей была окончательно
подавлена.
Сэр Джон Дэвис, губернатор Ирландии, придя в восторг по поводу "бегства", смотрит в будущее с оптимизмом: "Мы надеемся, что Его Величество [король Джеймс I] со своим правительством исполнит в этом королевстве миссию, более великую, чем та, с которой пришел Св. Патрик. Тот всего лишь изгнал вредоносных червей (т.е. змей – прим. перев.) с этой земли, все еще населенной вредоносными людьми; однако благословенный гений Джемса I истребит все их поколения и сделает этот остров счастливым и благополучным." Ирландцы, несомненно, придерживались иного мнения на этот счет.
"Лишился сна, услышав весть
Словно стена, стояли они,
Преданы им без битвы
Новым семенем проросла
Род истреблен Эогана,
Конфискации и восстания В семнадцатом веке ирландцев и староанглийских поселенцев практически
лишили собственности. В то время 85% их земли было экспроприировано и передано
во владение колонистам из Англии и Шотландии.
В 1641 году ирландцы и многие староанглийские поселенцы в Ольстере подняли восстание против Англии в надежде вернуть себе земли. Лидеры восстания утверждали, что действуют в поддержку короля Чарльза I, захваченного пуританским парламентом. Пуритане стремились к свержению монархии и установлению власти торгового
класса и наделенных землей джентри (что-то вроде помещиков – прим. перев.).
Восстание сопровождалось зверствами с обеих сторон; Темпл, однако, преувеличивает жестокость ирландцев. Его мнение во многом пробудило негативные чувства англичан по отношению к ирландцам, и те были настолько этим разгневаны, что в 1689 году одним из первых актов ирландского парламента постановили сжечь книгу, что и было осуществлено обыкновенным палачом. Удача первое время была на стороне восставших – к февралю 1642 года
в их руках находилась большая часть страны – однако постепенно их вытесняли
английские войска.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |