Д. Левый
Зеленый фашизм Общераспространенна ассоциация «фашизм» - «коричневый». Однако исламских радикалов никак не назовешь «коричневыми», но с полным правом можно назвать фашистами. Законы политического развития одинаковы как для христианского Запада, так и для мусульманского Востока. И явление фашизма не является исключительно западным явлением. В исламских странах фашизм обретает зеленую окраску, но от этого не перестает быть фашизмом. Этот зеленный фашизм, как и фашизм коричневый характеризуется следующими чертами: 1) поддержка крайне реакционными кругами крупной буржуазии (в данном случае исламской); 2)
направленность, в первую очередь, против прогрессивных движений, в том
числе против рабочего движения исламских стран;
3)
поиск массовой базы в мелкобуржуазной среде;
4)
откровенный культ насилия, неприятие демократических ценностей;
5)
безудержная демагогия, ее псевдореволюционный характер.
Различие
же между «коричневым» и «зеленым» фашизмами заключается в том, что первый
эксплуатирует национальные предрассудки, второй - религиозные. Это связано
с тем, что в западных странах первые предрассудки сильнее вторых, на Востоке
же наоборот. В конечном счете хрен редьки не слаще и это различие не принципиально.
Не случайно зеленый фашизм («Братья мусульмане») возник в 30-х годах под
непосредственным влиянием итальянского и германского фашизма.
В данной статье читатель познакомится с узбекским отрядом зеленого фашизма, - с Исламским движением Узбекистана (ИДУ). Его основу положили такие группы, как «Товба», «Адолат уюшмаси» и «Ислом лашкарлари», возникшие примерно в 1991-1992 гг. Свое начало они берут в городах Ферганской долины с центром в медресе Мулло Киргиз (Наманган). Их лидерами были Тахир Юлдашев, Джума Намангани (Предположительно погиб в конце 2001 г. в Афганистане во время американских бомбардировок) и (группа «Товба») Абдували Юлдашев (убит в Баткенте в 1999 г.). В результате конфликта с государственными органами эти лидеры и их приближенные покинули пределы Узбекистана и обосновались в Афганистане и Таджикистане. Подразделение ИДУ, так называемый «наманганский батальон» во главе с Намангани, воевал на стороне Объединенной таджикской оппозиции во время гражданской войны 1992-1997 гг. Примерно в 1994-1995 гг., по аналогии с Партией исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), было образовано Движение исламского возрождения Узбекистана (ДИВУ), которое в 1998 г. было преобразовано в ИДУ. Это движение несет ответственность за террористические акты в Ташкенте 16 февраля 1999 г. (16 погибших). Летом 1999 г. с целью прорваться на территорию Ферганской долины боевики ИДУ вторглись на территорию Баткентского района в Кыргызстане, взяли в заложники группу японских геологов и захватили несколько киргизских сел. В августе 2000 г. боевики ИДУ атаковали территорию Узбекистана в Сурхандарьинской и в Ташкентской областях. В 2002 году ИДУ объединилось с киргизскими, таджикскими и синьцзянскими исламистами в Исламское движение Центральной Азии (ИДЦА). Это региональное объединение возглавил лидер ИДУ - Тахир Юлдашев. Деятельность ИДУ финансируется из кармана ближневосточных мусульманских олигархов. До конца 2001 года движение пользовалось поддержкой «Талибана». Сейчас финансирование идет через Усаму бен Ладена и Исламское движение Восточного Туркестана (ИДВТ), которому ИДУ оказывает материально-техническую помощь в войне против Китайской Народной Республики в обмен на пожертвования в сотни тысяч долларов. Лидеры ИДУ неоднократно делали заявления о том, что их конечной целью является только свержение режима Ислама Каримова, «освобождение братьев-мусульман из тюрем» и т.п. Однако эти заявления лживы, в чем можно убедиться сравнив их с некоторыми положениями «Уроков джихада», - учебного пособия для боевиков ИДУ, появившегося где-то в 1999-2000 годах. Из этих «Уроков» мы можем получить более полное и объективное представление о планах и целях Движения внутри Узбекистана. Естественно, эти планы не афишируются лидерами ИДУ в надежде на создание имиджа «борцов за свободу», что в свою очередь дает право рассчитывать на поддержку и защиту со стороны международных сообществ по защите прав человека. Текст «Уроков» не оставляет сомнений, что «исламский порядок» члены ИДУ собираются воплощать в жизнь путем террора и «убийств неверных», не считаясь ни с какими правами человека. Исламская страна, которую предполагают создать члены ИДУ, должна будет жить исключительно «по законам Аллаха». Причем ярко выраженный экстремизм членов ИДУ проявился задолго до иммиграции и даже до прямого столкновения с государством и, в частности, с президентом И. Каримовым. К боям (в прямом смысле) многие исламисты готовились уже в конце перестройки. Именно в то время во многих медресе Намангана (особенно в медресе Мулло Киргиз), наряду с преподаванием нормативных теологических дисциплин, были введены курсы боевых единоборств, скрыто демонстрировались приемы обращения с легкими видами огнестрельного оружия и т.п. Большое внимание в «Уроках» уделено пропаганде. Ее предполагается направить в основном на деревенских жителей. Это объясняется тем, что они «далеки от роскошной жизни и тунеядства, а их сердца полны обиды». Здесь очевиден расчет на острое недовольство узбекских дехкан низким уровнем жизни, социальной дифференциацией и т.п. Об этих же проблемах «Уроки» предписывают говорить и среди других слоев населения (независимо от национальности и вероисповедания), пытаясь возбудить против государства возможно большее количество народа. Впрочем, собственно к народу ИДУ в лучшем случае относится как к «материалу для джихада»: тех, кто считает себя мусульманами, но являются таковыми «лишь формально» (с точки зрения ИДУ), предполагается перевоспитать в духе «чистого ислама», а тех, кто не захочет этого, просто уничтожить. Такая же участь ждет и «временных союзников» - христиан, иудеев и прочих: «Их будем призывать принять ислам. Если не примут - надо их убить, превратить в рабов, ценить не больше скотины! Иудеи, христиане и многобожники - все они превратятся в вещь. Они будут разделены [среди верующих] в качестве вещей. У человека должно быть понятие об истинном. Не следует относиться к ним снисходительно, говоря : «Они [неверные] тоже ведь люди». Нет, ибо они стали неверными Аллаху!» После завоевания авторитета (в качестве «борцов за справедливость») среди народа автор «Уроков» считает, что настанет время для более активных действий против правительства. Эта борьба предполагает продолжение (и даже усиление) пропаганды с активной дезинформацией населения (через переносные радиостанции, газеты и листовки). Дезинформация касается предполагаемых террористических актов против членов правительства, организации взрывов на электростанциях, заводах и т.п. «Лектор» не скрывает основную цель подобных диверсий: постараться подорвать экономику государства, способствовать еще большему ухудшению положения простых людей, от которых ожидается усиление недовольства государством и, соответственно, поддержка тех сил, которые начнут военные действия против правительства. Задача же пропагандистских групп состоит в полном отрицании причастности к этим диверсиям, сваливая все на «коварное государство». Другая цель подобных «точечных диверсий» - отвлечь силы регулярной армии, сделать ее «охранником важных стратегических объектов». При планировании своих действий, автор демонстрирует неплохую осведомленность системой управления войск, положением на местах. «Лектор» оценивает возможности своего движения довольно трезво, предполагая затяжную подпольную подрывную деятельность, тайную пропаганду с ведением партизанской войны. Вполне в гитлеровском духе он называет простолюдинов Узбекистана «безмолвными, подобно стаду баранов, которые пойдут туда, куда поведешь», и считает, что борьбу ИДУ они воспримут положительно, даже окажут ему всевозможную помощь: «Народ ничего не понимает. Он, словно овца, умеет только есть. Он даже не спросит: «Куда ты меня ведешь?»». При этом автор «Уроков» лицемерно призывает «постоянно быть с народом», так народ может укрыть от преследований, дать кров, обеспечить едой и т.п. Чтобы «быть с народом» он не скупится на критику богачей и пропагандирует идею «естественного равноправия в исламе». Предполагаемая стратегия во время партизанской войны подкреплена живыми примерами из обычной жизни («блоха на собаке») и апелляциями к опыту военных действий в других странах (Афганистан, Вьетнам, Чечня). Хотя многие «секреты» партизанской войны, тактика и пр. явно заимствованы «лектором» из советских фильмов о партизанах в Великую Отечественную войну. Как и у всех фашистских движений политическая программа ИДУ крайне смутна и неопределенна: «Во главе всякого дела - его цель. Комментарий: Единственная цель мусульман - чтобы нами был доволен Аллах. Это значит - выполнять все повеления Аллаха, бороться, чтобы слово Аллаха было превыше всего, чтобы все вершилось, как велит ислам, чтобы претворить в жизнь веления Аллаха по всему миру… Нужно построить такую политическую и военную систему, чтобы она никогда не менялась, чтобы никогда не приходила к соглашению с неверными, отказавшись от их политической системы, от их культуры, отстранить их от всех должностей и установить только исламский порядок. Это наш лозунг. То есть: «Ла илаха илла Аллах, Мухаммадун Расуллуллах» (Нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммад - Посланник Аллаха). Комментарий: Исключений не должно быть! Будь то телевидение, радио, базар, даже церковь. Пусть даже все станет дорогим! Лозунг должен воплощаться, независимо от всего! Все заграничные связи обрываются и строятся только на исламском порядке. Будет ли банк? Он будет только в установленном исламом порядке. В исламском государстве не будет никакого Министерства иностранных дел. Все будет ликвидировано». Трудящиеся, по мысли зеленых фашистов, должны быть объединены в «особые организации, которые надо будет воспитывать в духе истинной веры и миропонимания». Обращает на себя внимание ремарка в «Уроках», что вынесение фетв в духе «времен исламского Халифата» неразумно и что надо считаться с изменившимися обстоятельствами эпохи. Этим создается лазейка для пренебрежения патриархальными ожиданиями дехканства после прихода фашистов к власти: «Сейчас выпущено множество фетв, исходя из ситуации исламского государства. Например, правила молитв, ношение бороды и тому подобное. Это незыблемые вещи. Но нельзя отставать в военной области, вооружении, транспорте и других подобных вещах». Впрочем, по свидетельству Айбека Ходжаева, - моджахеда, служившего под началом Тахира Юлдашева а затем Джумы Намангани, а в 2002 г. вернувшегося на родину и добровольно сдавшегося властям, «исламская идея» служит только оправданием для властолюбивых амбиций лидеров ИДУ. Все же популярность исламизма растет в Узбекистане. Об этом свидетельствуют данные независимых социологических исследований Гуманитарно-правового центра. В первом исследовании проведенном в 1997 году на вопрос: «Как вы относитесь к появлению новых разновидностей ислама в Узбекистане, не традиционных и не характерных для региона?» 78% респондентов ответили: «Нам все равно, но если будут мешать жить мы будем искоренять». Остальные отнеслись крайне негативно и были готовы помочь властям в выявлении последователей этих течений. На этот же вопрос поставленный в 2002 году 85% опрошенных приветствовали появление экстремистских течений, видя в них силу, способную изменить положение в стране и обещали полную поддержку для свержения существующего режима Каримова! Как видим, угроза фашизма в Узбекистане очень велика. Главная вина за создавшееся положение лежит на антинародном режиме, который борется с ИДУ и одновременно создает для него питательную среду, уничтожает одного фашиста - создает десять. Всякий человек, которому небезразлична судьба Родины, который не утратил человеколюбия за последнее десятилетие, обязан бороться с фашизмом и с режимом, который его питает. Источники: 1.
Бабаджанов Бахтияр "Теологическое
обоснование и этапы джихада в документах Исламского Движения Узбекистана"
/
КИСИ от 18 ноября 2002 г. 2.
Ганиев Шухрат "Свой
путь развития Узбекистана" - его сторонники и противники¦. 3.
"Исламское
движение Центральной Азии заявило о себе" / Время
МН от 9 октября 2002 г. 4.
"История узбекской семьи, побывавшей в лагере ИДУ" / EurasiaNet
от 24 октября 2002 г. 5.
"Наследники Тимура" / Континент (Казахстан)
от 17 октября 2002 г. 6.
"ООН пополняет список террористов" / "Новости Узбекистана" от 27 сентября
2002 г. 7.
"США
знают о планах Исламского движения Узбекистана осуществить новые теракты"
/
РИА "Новости" от 26 сентября 2002 г. При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |