Александр
Тарасов
Необыкновенные приключения субкоманданте Маркоса в России Московское издательство «Гилея», известное изданием книг по русскому авангарду 10–20-х гг., выпустило в июне книгу субкоманданте Маркоса «Другая революция. Сапатисты против нового мирового порядка». Это – первая книга субкоманданте на русском. Маркос – культовая фигура у западной молодежи, что-то вроде живого Че Гевары. Майку с его «портретом» (в кавычках, потому что трудно назвать портретом изображение человека в черной маске и с трубкой в зубах) считает своим долгом носить всякий молодой латиноамериканец, не желающий прослыть дураком и конформистом. В США и Западной Европе книги Маркоса идут нарасхват. Нобелевский лауреат, знаменитейший Габриель Гарсиа Маркес специально ездил на встречу с Маркосом, чтобы взять у него интервью для журнала «Камбио» (это интервью есть в книге). Многие ли политические деятели могут похвастаться тем, что сам Гарсиа Маркес брал у них интервью – и не в молодости, когда он был неизвестным журналистом, а сейчас? Дело дошло до того, что недавно на Иберо-Американском конкурсе собак золотую медаль получил песик в черной маске и с трубкой в зубах. Только у нас в стране Маркоса почти не знают. Оказалось, кому надо – тот про Маркоса знает. Книга его пользуется большой популярностью. Распродается – хотя сейчас и лето, «мертвый сезон» – на ура. В рейтингах продаж серьезной (не бульварной) литературы Маркос третий месяц держится в первой тройке. Критика книгу вниманием тоже не обошла. За два месяца – 15 рецензий (в том числе в интернете). Даже «сам» Глеб Павловский в интервью «Русскому журналу» признался, что купил и прочитал эту книгу – и раздраженно обозвал Маркоса «пижоном» (завидует). Более того, из-за Маркоса уже успели поругаться: Лев Пирогов в «НГ Ex libris» написал об этой книге огромную статью на первую полосу, а ответсек «Книжного обозрения» Александр Ройфе проявил бдительность и заклеймил в своей газете Пирогова (тоже, кстати, в статье на полосу!): дескать, время теперь военное, а отдельные критики позволяют себе вражеские взгляды пропагандировать. На что озверевший Пирогов тут же откликнулся в том духе, что сочинять в жанре литературного доноса нехорошо – особенно сейчас, когда власти активно занялись «чисткой» в рядах литераторов, – и что Маркос кругом прав. Можно подумать, что Маркос – это не лидер восставших индейцев где-то в далеком Чьяпасе, а какой-нибудь наш новоявленный Котовский или Дубровский, робингудствующий по родным лесам, полям и весям. Дело тут, конечно, не только в романтической фигуре Маркоса. Дело еще и в том, что Маркос – «отец» пресловутого «антиглобализма», а «антиглобализм» медленно, но верно превращается в моду у интеллектуальной части молодежи в нашей стране. Если Пирогов пропагандирует и цитирует Маркоса – то именно как критика неолиберализма, точнее экономической практики неолиберализма, совсем не либеральной, а, напротив, откровенно фашистской. Главная «опасность» книги субкоманданте, с точки зрения таких, как Ройфе, конечно, не в том, что Маркос пишет сказки и притчи в духе «магического реализма» (он их вставляет внутрь разных повстанческих коммюнике или обращений к другим партизанским и антикапиталистическим организациям), а в его теоретических работах, опубликованных в сборнике – в первую очередь в «Четвертой мировой войне» и «7 деталях мировой головоломки». В них на большом фактическом материале (не только латиноамериканском) Маркос доказывает, что «холодная война» была III Мировой войной, которую СССР проиграл (в том числе и потому, что руководство СССР не понимало, что никакого «мирного сосуществования» нет, а идет мировая война). С тех пор, доказывает Маркос, на Земле идет IV Мировая война. В ходе этой войны мировой капитализм (ТНК во главе с американскими корпорациями) производит выравнивание планеты под нужды транснационального капитала: устраивает войны, провоцирует конфликты, организует голод, сеет ксенофобию и неофашизм под либеральными лозунгами – для того, чтобы произвести на всей планете разрушение, уничтожить национальное и культурное своеобразие на Земле, уничтожить голодом и войной как можно больше людей. Затем на разрушенных войнами и кризисами территориях ТНК начинают выстраивать «новый мир» – по своим правилам, под единый стандарт, с тем чтобы заставить всех работать за гроши на ТНК, чтобы весь мир был унифицирован, укрощен, примитивизирован и подчинен задаче приносить прибыль ТНК. Эту стратегию Маркос называет «разрушение/обезлюдение» и «восстановление/реорганизация», а IV Мировую войну – войной неолиберализма против всего человечества, его культурных, интеллектуальных, творческих, духовных достижений. Национально-культурное своеобразие, пишет Маркос, мешает извлечению максимальных прибылей, поэтому неолиберализм уничтожает национальный суверенитет и национальные культуры, заменяя их властью межнационального капитала и единой псевдокультурой – масскультом. ТНК и страны капиталистической метрополии, считает Маркос, лишают будущего молодежь всего остального мира – и потому те, кто не хочет превращаться в рабов неолиберализма, должны с оружием в руках восстать против «нового мирового порядка». Как раз молодежь и раскупает книги Маркоса. Это я сам проверил – спросил в книжном магазине у продавцов: «Кто покупает?». Те отвечают: «Да молодежь всякая». – «Что значит всякая?» – «Ну, всякая: и при галстуках, и прихиппованные, и девочки модные, ну такие, знаете…» Делаем вывод: Маркос становится молодежной модой. Именно поэтому, надо думать, рецензии на книгу Маркоса появились в совершенно неожиданных изданиях – таких, как «ОМ» и «МК-Бульвар». Дескать, ну и что, что левак и партизан? Зато модно! Мода модой, но не будь глобального разочарования в десятилетии неолиберальных реформ – книгу бы не покупали. Помнится, в середине 90-х кинорежиссер Павел Лунгин съездил в Мексику, посмотрел на сапатистов – и написал об этом недоуменную статью в журнале «Итоги»: дескать, все это очень впечатляет, но ведь они же – ужас – леваки! Может, мы чего-то тут, в Москве, недопонимаем? Люди из очень сытой, благополучной, прикормленной властью и большим бизнесом московской тусовки действительно много чего недопонимают. Например, того, что вся остальная Россия не похожа на них и враждебна им, – и жизнь у нее другая, и взгляды другие, и чем дальше, тем яснее остальной России становится, что гораздо больше общего не между Москвой и Россией, а между Россией и Мексикой: и та, и та – нефтедобывающие страны «третьего мира», в которых с треском провалились неолиберальные реформы и в которых одна и та же государственно-партийная номенклатура (меняя, если надо, идеологическую оболочку) десятилетиями стоит у власти – и давит на корню все новое и талантливое… Недавно проходил в Москве вечер, посвященный Маяковскому. Все шло по накатанной дорожке, как вдруг вылез Дмитрий Кузьмин (человек, известный в московской литературной тусовке) – и нарушил спокойствие: бог с ним, заявил он, с Маяковским, но тут вот у нас книгу субкоманданте Маркоса издали, неолиберальные ценности в опасности, надо с этим как-то бороться… Как с этим бороться, давно известно: вредные книги – сжигать. А читателей – в концлагеря. Генерал Пиночет именно так неолиберальные ценности и защищал. P.S. Первая жертва книги субкоманданте уже появилась. Известный политолог Борис Кагарлицкий, руководивший отделом политики в «Новой газете», написал о книге (и о Маркосе) большую статью. После этого главный редактор «Новой» устроил Кагарлицкому скандал: дескать, как ты смел писать о таких гадостях? И вообще, дескать, никому у нас этот Маркос не интересен. Больше Кагарлицкий отделом политики в «Новой» не заведует. Вот так: до такой степени Маркос «никому не интересен», что если вы о нем напишете, то можете лишиться должности… Соглашаясь буквально со всеми оценками
этой информативной статьи, считаю полезным посмотреть на Маркоса в России
с несколько другой стороны, лишь подразумеваемой в сдержанном, отстраненно-ироническом
тоне А. Тарасова. Конечно, если мы возьмем за
Надо сказать, что у нас до сих пор
не существует ни одного критического разбора классовой природы и политики
сапатистов, не говоря уже о том, какое все имеет значение для российской
ситуации. Более того, можно с уверенностью сказать, что в широкой левой
публике бытует представление о Маркосе и его соратниках как о революционерах.
Это, конечно, недоразумение. Сами сапатисты неоднократно заявляли,
что они не
И в заключение несколько слов о первой
"жертве" субкоменданте в России. Это тоже характерно. Положительная
статья о Маркосе публикуется в злостно антикоммунистической газете, где
заведующим отделом политики (!) работает человек (Б. Кагарлицкий), который
заграницей является, пожалуй, самым известным российским левым (!).
В результате этой публикации его понижают в должности. Это, конечно,
черт знает что такое. Но если
А. Баумгартен При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |