Left.ru __________________________________________________________________________

 

Ирина Маленко

“Куба далеко, Куба далеко, Куба рядом…” Часть 6.
“Говорит Радио Гавана”…

...Кубинские программы новостей телевидения, если говорить честно, растрогали меня
почти до слез. И я не стесняюсь этого. Столько лет мне не приходилось уже видеть на голубом экране людей труда, их достижения, заботы и радости! Вместо этого меня пичкают "новостями" о миллионных зарплатах каких-то футбольных тренеров (почему меня должно интересовать содержание чужого кошелька?); о "демократических" бомбардировках самой бедной нации в мире самой богатой, причем первая ещё, как получается из этих новостей, должна быть благодарна последней за это; сплетнями из жизни пустых, как трехлитровая банка из-под огурцов, кинозвезд, да ещё повторяющимися каждый час - видимо, по методу Леднева из "Большой перемены",  чтобы "наматывалось на корочку" (не дождетесь!).

Лейтмотивом через все эти новости проходит мысль, что другой жизни "нет и быть не
может".  Может, господа хорошие! Да ещё как может.

Путеводители по Кубе, выпущенные западными издательствами, пытаясь искать
негативное даже в позитивном - в стране, которая посмела жить не по их правилам, -
подчеркивают, например, что туристы обязаны своей практически полной безопасностью на Кубе... "огромному количеству полицейских на улицах". Что-то не помогает огромное количество имеющих право открывать огонь на поражение полицейских на улицах снижению преступности в Соединенных Штатах Америки... А?

Или наличие такого числа "вооруженных и очень опасных" милиционеров и спецназовцев на улицах российских - по сравнению с невооруженными нашими советскими дядями степами и анискиными, которых все знали и уважали? Теперь же отношение к милиции у нас в России стало таким, что я сама была свидетельницей того, как от милицейской машины, застрявшей в яме на дороге, отворачивались все проходившие мимо люди. А о количестве находимых каждую ночь на улицах моего родного города неопознанных трупов мне рассказал мой бывший одноклассник, который теперь работает в морге... Всего 20 лет назад даже одно убийство в год было в нашем городе невероятным ЧП, шокировавшим весь город...

Дело не в полицейских, господа хорошие. Дело - в людях. "Разруха - не в сортирах, разруха - в головах", как говаривал Михаил Булгаков.

"На Кубе нет такого уличного воровства, как в других странах, потому что если кто-то что-то украдет, допустим, у туриста на улице, за ним сразу побегут все, вся улица, не только полицейские, но весь народ", - рассказывает мне проведший долгое время на острове председатель белфастского отделения Ирландского общества солидарности с Кубой Дуглас Хамильтон.

Так же, как еще совсем недавно было и у нас. Так же, как я до сих пор веду себя, если вижу кого-то в беде.

В западном же "свободном" (очевидно, от совести и от ответственности за свои поступки!) обществе людей с самого детства воспитывают: не сопротивляйся, если тебя кто-то грабит; отдай кошелек, жизнь дороже; если видишь, что нападают ещё на кого-то,  вызови полицию, а сам не вмешивайся...

Не приходится после этого удивляться, что преступники здесь "почувствовали свою силу". Точно так же учат и нас в современной России, воспитывая поколение, без принципов, без чувства справедливости и необходимости бороться за неё, без чувства собственного достоинства.

Такими людьми легче управлять. И дело не только в том, что преступность выгодна
правящим мира сего как средство запугивания и разобщения граждан и оправдания наличия гигантского репрессивного аппарата. Дело ещё и в том, что на примере преступности воспитывается общее отношение населения к тому, когда его грабят и наступают на его права: сиди и не рыпайся, а то будет хуже; главное - сохранить свою "премудро-пескарью" жизнь... Неважно, грабит ли тебя бандит на улице или твой "хозяин" на работе.

Людям, воспитанным так с детства, практически невозможно понять, почему на Кубе нет такой преступности, как у них, и они начинают пытаться объяснить это с точки зрения своего куриного мировоззрения: "преступности нет потому, что некого грабить" и т.п. ... Если грабить и некого, то только потому, что никто не ограбил этих людей так,  как, в первую очередь, грабят их ежедневно, из года в год, "предприимчивые" мира сего в ваших странах!

То, что показывают в западных и в сделанных по западному стилю новостях - не реальная жизнь. И не нормальные люди. Мне гораздо отраднее видеть, как восстанавливаются электрические сети на Кубе после урагана, и как устанавливает новый мировой рекорд в прыжках в высоту кубинский атлет Сотомайор, которого пытались переманить в Соединенные Штаты и в другие страны гигантскими суммами, но который (в отличие от продажной хорошенькой бездарности Анны Курниковой, которая скоро окончательно забудет свой родной язык, так, кстати, и не научившись играть в теннис) не продается и не покупается...

Оказавшись на Кубе, я, естественно, захотела познакомиться со своими коллегами-журналистами. С языковым барьером это было не так-то легко, но на помощь
мне пришло "Pадио Прогрессо", в котором есть и международное отделение: Куба ведет
вещание на различных языках на страны Карибского бассейна и обе Америки.

На гаванском радио я познакомилась с ирландской журналисткой Берни Двайeр и со
многими другими иностранными журналистами, которые, покинув привычные условия
в родных странах, решили посвятить свою жизнь Кубе: англичанами, американцами,
даже антильцами с Кюрасао.

Берни - одна из немногих ирландцев в кубинской столице. По подcчетам Дугласа Хамильтона, ирландцев здесь не более 8-10 человек. Берни много лет ездила на Кубу в составе бригад солидарности, а потом встретила здесь своего нынешнего супруга -
режиссера кубинского телевидения Роберто Руисa - и осталась насовсем. В Ирландии она читала лекции по женскому движению и истории феминизма, здесь - ведет англоязычные программы, которые транслируются, среди прочего, и на Соединенные Штаты Америки, где у неё уже есть постоянные слушатели и поклонники, выражающие ей своё мнение о её работе с помощью многочисленных одобрительных электронных писем. Жизнь на Кубе её вполне устраивает, как и очень скромная (по сравнению с Ирландией) зарплата. "Зато мне предоставили бесплатную квартиру", - говорит она. Как и многим кубинцам.

В отличие от них, Берни, как иностранная гражданка, не снабжается по карточкам.  Иногда с этим связаны некоторые житейские трудности: например, в долларовых супермаркетах нет яиц, потому что их не дадут в свободную продажу там, пока не обеспечат всех собственных граждан по системе распределения продуктов. Но из любого положения всегда есть выход, когда человек человеку - друг, товарищ и брат, а не волк, и одна из кубинских соседок принесла ей яйца в ответ на оказанную когда-то давно другую услугу...

Такие вещи волнуют Берни меньше всего. Она наслаждается возможностью посещать почти бесплатно театры, концерты, кинотеатры (как раз в это время в Гаване проводился очередной фестиваль латиноамериканских фильмов, и было таким освежающим наконец-то увидеть на экранах нормальные человеческие фильмы, а не идиотские американские боевики!).

Под стать ей и её коллеги по работе. В международном издании газеты "Гранма" вот уже
несколько лет работает приехавшая на Кубу 7 лет назад, в самое трудное для Острова
Свободы время, англичанка Энджи, лучшая подруга Берни. Она переводит на английский язык различные публикации. Глядя на неё и разговаривая с ней, я невольно мысленно сравниваю её со своей соотечественницей, сбежавшей с Кубы тогда же, когда Энджи покинула ради "бедной" Кубы "богатую" Англию, Валей, и мне вспоминается пословица о крысах, бегущих с корабля... Вот только корабль этот не тонет, а упорно плывет дальше, залатав порванные бурей истории паруса. Крысы просчитались...

Юджин (или Эжен, как его называют на его родном острове Кюрасао) Годфрид встречает меня как землячку: я некоторое время жила на Кюрасао и говорю на его родном языке. Юджин - журналист-полиглот: как и большинство жителей Кюрасао, он говорит на нескольких языках. Но, кроме испанского, английского и голландского, Юджин знает ещё и французский, и немецкий, и ещё бог весть сколько языков. Мы разговариваем на папиаменто - к нашей общей радости, ибо возможность пообщаться на нем как в Ирландии, так и на Кубе, представляется нечасто... Юджин приглашает меня принять участие в его шоу "Карибская мозаика". Оно идет на английском языке, но мы тут же переходим и на другие языки, которые мы знаем. Юджин лет 15 назад побывал в Москве и знает несколько фраз на русском...

Отрадно видеть, какие честные, принципиальные и профессиональные журналисты со всего мира работают здесь. Как кубинское радио, так и кубинская пресса выполняют благородную миссию, борясь с тем морем лжи и клеветы, которое распространяется в мире буржуазными СМИ об Острове Свободы. Находясь здесь, я вспоминаю те возмутительные выдумки, которые регулярно пишет о Кубе, например, ирландская пресса.

Примечательно, что, сколько бы раз ни выступали с письмами опровержения в данные
газеты участники движения ирландской солидарности с Кубой, ни одно из их этих писем никогда не было опубликовано "свободной" прессой, а ирландские журналисты, написавшие вышеупомянутые "опусы", даже отказались встретиться с теми, кто аргументировано их опровергал. Потому что нечего им сказать на это.

 Под стать им и наша российская пресса, утверждающая, например, что на Кубе
 наблюдались массовые антирусские выступления после недавнего катастрофического
прежде всего для самой России решения российских правителей об одностороннем разрыве договора с Кубой о базе в Лурдесе. Никаких антирусских выступлений, даже антирусских чувств я здесь не ощутила. Кубинцы достаточно умны, чтобы понимать, что это решение вовсе не является выражением воли российского народа. Как говорил когда-то знаменитый революционер Камо, "не я, мама, плохой - царь плохой"...

 Конечно, услышит и прочитает эту правду только тот, кто хочет её знать. Многие - не
 хотят. Так спокойней для совести и для мозгов, которыми можно не думать. Но для тех,
 кто может и хочет думать, кубинские СМИ представляют собой неоценимый источник
 информации о том, что в действительности происходит на острове, который и по
 сей день представляет собой не исторический резерват, а творческую лабораторию
 социализма.
 
 Часть 7. 
“Куба – си, янки – но!” 

…”How many times in my life
     Did I look at my people and said
     That I must be from another Earth
     Or at least from another day?”…

      (Din Rid)
 

Знакомый с детства лозунг до сих пор можно встретить на Кубе, на транспарантах и плакатах, украшающих её улицы и дороги, но чаще всего без второй его части. И дело не только и не столько в том, что Кубе нужны иностранные туристы. (Кстати, если вы, иностранец, имели “неосторожность” поставить кубинскую визу в свой паспорт, а не получить oтдельный листок-вкладыш с ней, велик шанс, что если вы захотите поехатьв Америку после этого, американской визы вам не видать как своих ушей – к вопросу о хваленой защищаемой Америкой “свободе передвижения”!). 

Дело в том, что, слушая речи Фиделя и видя всю политику кубинского правительства, сохранившего своё человеческое достоинство в самых нечеловеческих условиях, и так совершенно ясно, к кому относится это “но”! Мало кто из россиян, возможно, знает о том, как кубинское правительство вежливо поблагодарило Америку за предложенную ею “помощь в оценке ущерба” (и только-то!) после урагана Мишель – И так же вежливо отказалось oт неё, и как выступает Куба на международной арене против МВФ И Всемирного Банка и того грабежа, которым занимаются они, “помогая” развивающимся нациям. 

…Я иногда пытаюсь внушить себе, что, может быть, я несправедлива по отношению к людям, так метко прозванным в нашем народе “америкосами”. 

В конце концов же, были американцами и  Дин Pид, иАнджела Дэвис, и Ассата Шакур, и Стокли Кармайкл. Но каждый раз, когда я встречаюсь c американцами в своей собственной жизни – пусть даже самыми левыми и прогрессивными!- я, к великому своему сожалению, убеждаюсь, что я, увы, не ошибалась, и что я мало могу сказать хорошего про них. 

Мы мыслим настолько разными категориями, что нам просто не понять друг друга. И в моем видении мира американское его видение – бесконечно примитивно и заключается в том, что весь мир обязан походить на Америку, и что всё и все продаются и покупаются. 

С ними даже не хочется спорить- их духовную бедность становится просто жалко. Как жителей планеты Плюк из галактики Киндза-дза в одноименном фильме… 

Мне трудно убедить себя в том, что мне просто не повезло – потому что я встретила достаточно большое количество американцев для этого. Причем всех происхождений и   разных политических взглядов. 

Охарактеризовать этот менталитет можно на одном примере: достаточно консервативного, но вовсе не крaйне правого, а скорее типичного американца, который работал в Дублине – и всерьeз утверждал, что НАТО проигрывает войну в Югославии потому, что “мы взрываем бомбой, которая стоит десять миллионов долларов здание, которое стоит всего 30 тысяч.”. При этом подумать o людях – о жертвах НАТО и его собственного правительства в первую очередь - ему просто не приходило в голову. Для него это был действительно “второстепенный ущерб”. Недочеловеки – потому что не америкосы. Главный ущерб для него заключался в деньгах американских налогоплательщиков. Очевидно, надо было либо удешевить бомбы, либо бомбить более дорогие объекты. Такой вариант его бы вполне устроил, и он мог бы есть, пить, спать и смотреть телевизор со спокойной совестью. 

Проблема в том, что такие умонастроения владеют не только правыми американцами, но и многими из тех, кто называет себя левыми. Даже многими из тех, кто когда-то состоял в компартии, а затем поменял её на ирландский Шинн Фейн. 

Главная проблема янки – не только и не столько ограниченность, сколько то, что в английском языке называется “arrogance”. По-русски – высокомерие. Берни Двайeр рассказала мне о том, как она когда-то наблюдала за выборами в Боснии, и как приехавшие туда “америкосы” всерьез, как маленьких, учили местных жителей голосовать, бесконечно их этим обидев. “Уж если мы чему-то и научились за годы социализма, так это тому, как голосовать!”- заявил “америкосам”один из них. “Зато на этот раз вы впервые не знаете, кто победит!” – парировали те. 

Трудно найти более яркое выражение цинизма, чем. эта фраза, - ибо у всех у нас свежа в памяти та паника, которая охватила Америку, когда на выборах в Белоруссии победил не тот, на кого они ставили, и когда результаты свободных выборов оказались как раз не такими, какими ожидали их янки. Свежо у нас в памяти и то, что произошло с “непредсказуемо” (для америкосов) демократически выбранным президентом Чили Сальвадором Альенде – и то, как до сих пор оправдывают свержение его правительства и убийство его самого американские комментаторы по телевидению : “Да, но он же был коммунистом!” 

Выходит, что коммунистам запрещается приходить к власти даже в результате свободных демократических (по западным понятиям) выборов… Самое главное для такой “свободы”, - чтобы Запад знал, кто победит! 

Встретились на моем пути такие псевдо-левые “америкосы” и в Гаване. 

Встречаясь c ними, очень трудно не нагрубить. Особенно неприятно грубить, если вы случайно оказались в общей компании, и они – не ваши гости. Но иногда очень трудно не вступиться за местных жителей, за свою страну - и вообще за весь земной шар, который, как они всерьез верят, обязан жить по их законам. 

… Кэрол встретиласьмне в компании иностранцев, которым Берни решила показать, что представляет из себя типичный кубинский частный ресторанчик. Она была из Сaн-Франциско и очень гордиласьтем, что говорит по-испански – после романа с каким-то мексиканцем. Первое, что она произнесла за столом, - это поучение единственному за нашим столом кубинцу, … как надо говорить по-испански! Согласно ей, так же, как привыкла она в Мексике.  Из серии “все это было бы смешно, когда бы не было так грустно”… 

Затем она сделала замечание о том, что многие гаванские улицы называются номерами, а не названиями “очевидно, под американским влиянием”.  “Как это скучно, когда у улиц нет даже названий!”- сказала ей я. 

Находясь за столом, она продолжала допытываться у нас, “какое из блюд в меню – гамбургер”. (Естественно, что гамбургерами и поп-корном в традиционном кубинском ресторане и не пахло!), а потом перевернула меню на другую сторону – и громогласно, с почти животной радостью, сообщила нам: “Я узнала, узнала, - это меню отпечатано в программе PowerPoint Майкрософта!”, с таким видом, словно Билл Гейтс приходится ей лично двоюродным дядюшкой… 

Как можно всерьез принимать таких людей – и их “левые”симпатии, если за тем же столом моя ирландская знакомая принялась oбьяснять eй, что такое интернационализм, и как он представляет собой неотьeмлемую часть марксизма – ибо наша “левая” любительница гамбургеров, оказывается, и понятия о таких азах марксизма-ленинизма не имела? 
Правда, когда ирландка, объясняя политику интернационализма на примере Че Гевары, высокомерно заметила, что Че, конечно, тоже наделал ошибок, мы с единственным за столом кубинцем, не сговариваясь, переглянулись и саркастически хмыкнули. Для того, чтобы иметь моральное право судить o Че Геваре, о его жизни, о его взглядах, надо сначала сделать что-нибудь, хоть oтдаленно напоминающее по своим масштабам то, что сделал для мирового революционного движения легендарный Че… 

Мы обсуждали интернационализм кубинского правительства на примере той бесплатной медицинской помощи, которую онo оказывает, руководствуясь чувством солидарности с левыми движениями во всем мире ( в некоторых случаях эквивалент, да причем более низкого качества, такого же лечения, как на Кубе, в Великобритании, например, стоит 2000 фунтов стерлингов в неделю – и совершенно недоступен нормальным, честным людям.) . 

“Да, наше правительство неспособно на такое благородство!”- со вздохом признала жительница Сан- Франциско. 


“А наше знаете на что способно?”- вмешался в разговор сидящий за нашим столом до этого молча англичанин, которого, вероятно, смутила моя майка с надписью “Путь к свободе” с изображением женщины – снайпера ИРА. 

“Вот сейчас оно бомбит Афганистан. Так оно вполне может взять oдного-единственного тяжело больного афганского ребёнка (не неизлечимо больного конечно: им нужен гарантированный результат!), вывезти его в Англию и предоставить ему там бесплатное лечение. Чтобы потом трубить o своей “гуманитарности” во всех газетах…”, - и он глубоко вздохнул от стыда. 

Ресторан, в котором мы сидели, был частным: на Кубе сейчас проводится своего рода НЕП. Правда, частный бизнес здесь oчень oграничен, и ему не позволяется вытеснять государственный, доступный всем сектор. Ограничено было и число столиков в этом ресторане. Цены – очень низкие для иностранцев (это было одно из немногих мест в Гаване, где иностранцы могли платить не долларами, а так же, как и кубинские клиенты, песо) и достаточно приемлемые для того, чтобы пообедать по торжественному случаю для кубинцев. Снаружи не было даже никакой вывески, и, если не знать, где он находится, я бы, например, вообще его никогда не нашла. Мы поднялись на второй этаж старинного, колониaльноого испанского стиля, дома; постучали в какую-то дверь, нас впустили, мы шли какими –то долгими коридорами, по стенке виднелись двери каморок, в которых кто-то жил; затем мы прошли прямо через кухню – и оказались на крытом соломенной крышей балконе-галерее, где потолок был увешан пустыми пивными банками, а со стен свисали клетки с попугаями и голубями и типичные для “частников” мещанско-аляповатые плакаты с какими-то красавицами, в одной из которых я узнала знакомую мне ещё со времен, проведенных на Кюрасао, венесуельскую поп-звезду Алессандру Гузман. 

Попугаи, естественно, сразу же потребовали от нас, чтобы мы поделились c ними ужином. Лишенные возможности переговариватьcя голуби только с завистью поглядывали на них, и мне стало их жалко. 

В ресторане не было никаких прохладительных напитков: только алкоголь или простая вода. Прямо при нас один из поваров нарезал на части огромную свежую рыбу. 

Американка смирилась, наконец, с отсутствием гамбургеров и заказала какой-то бифштекс. Кубинская еда в основном состоит из риса с фасолью, салатов и кусочка мяса, чаще всего свинины или курятины. Было вкусно! 

Хозяйка, крупная темнокожая женщина, оказалась родом из Гуантанамо. То есть, говоря по-испански, “гуантанамера”. Я про себя молилась, чтобы американка не завела речь oб “их” военной базе в Гуантанамо . Ибо тут уже у меня не хватило бы запаса вежливости… К счастью, она промолчала – была слишком занята поглощением за обе щеки “негамбургерной” еды. 

… Возвращались мы уже по совсем темной улице, хотя было всего лищь около 7 часов вечера: темнеет в тропиках не только рано, но и моментально. Только что ещё светило солнце, а через 20 минут вокруг уже глухая ночь… 

Ирландка повела нас к скверику, в котором сидел (именно сидел – на лавочке, смотря на тех, кто к нему подсядет, выразительно-ироничным взглядом!) памятник Джону Леннону. “Кто же его посадит – он же памятник!”- вспомнилась мне легендарная фраза героя Савелия Крамарова из “Джентльменов удачи”… 

Для западных людей “Битлз”представляет собой что-то такое особое, что объединяет их всех, в независимости от гражданства и даже возраста. И что отделяет их от большинства из нас, восточных европейцев (хотя у нас тоже eсть много поклонников “Битлз”), выросших на другой музыке. Это хорошо показал в своей повести “Плавать c сухими волосами” голландский писатель Кеес Ван Коотен. Его герой, пытаясьнайти общий язык со своей румынской гостьeй-ровесницей, говорит ей: “Битлз”!” На что она отвечает ему: “Адриaно Челентано!” 

Примерно так же чувствовала себя около этого памятника и я. На Кубе в эти дни широко отмечалась 20-ая годовщина со дня убийства Леннона. Не как праздник, конечно, а концертами  и выставками его памяти. Этот памятник поставили около года назад, и после того, как какой-то шутник умудрился украсть у Леннона его каменные очки, была введена даже специальная должность: “охранника Леннона”. 24 часа в сутки, сменяясь, охраняют символ западной поп-музыки, кубинские старички… 

Наши “западники” сразу же стали фотографироваться с Ленноном, громко гомоня на всю улицу. Предложили и мне, но я вежливо отказалась. И, когда мы пошли дальше по улице, окруженные кубинцами, я острее, чем. когда-либо , почувствовала, насколько они ближе мне, несмотря на языковый барьер и тысячи километров, разделяющих нас, чем. те люди, в компании которых я была… 

Наше внимание привлек свет дневной лампы в одном из местных двориков, чисто символически огороженных несколькими рядами редкой проволоки. Под высоким деревом там раскинулся импровизированный гимнастический зал: несколько уже не новых снарядов-тренажеров, на которых накачивали мускулы молодые ребята-кубинцы. “Боже мой, какая экзотика!” – воскликнула американка, и я поняла по её голосу, что на самом деле она подумала “Боже мой, какая нищета!” 

Я вспомнила свой родной дом на улице Марата – маленький деревянный домик с двумя окошками, печкой и “всеми удобствами” на улице, единственный дом, который я по-настоящему считаю своим Домом с большой буквы; годы, проведенные в нем и то, как счастливо и интересно жилось нам там в те годы. Если бы эти люди увидели его, они бы тоже подумали, что мы были бедными, - в то время, как в действительности у нас было все необходимое для жизни, и в действительности-то мы были в тысячу раз богаче их… Вспомнила дядин шкаф, доверху набитый книгами; походы в театр, путешествия по всей необьятной нашей стране ; солнечный сад со сладкими яблоками и кислыми, сочными вишнями; добрых людей, которых не надо было бояться… 

“Жилось нам спокойно и весело”, - как говорит моя мама. Но америкосам и тем, кого они воспитали в других странах через Си-эн-эн, “Голос Америки” и свои боевики для умственно-отсталых, это понять не дано. 

“Боже мой, как здорово! Как работает у людей фантазия и изобретательность – и как замечательно, что они по вечерам занимаются спортом, а не торгуют из-под полы наркотиками, не бегают друг за дружкой с пистолетами или не сидят весь вечер, развалив толстый живот, на диване, наблюдая глупости по телевизору!” – сказала я. 

И тогда они, наверное, почувствовали то же самое… Что я - на кубинской стороне баррикады. 


 
 

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service