Ирина Маленко
Психология людоедов Точка зрения:
На фото, которое вы видите, изображен труп маленького афганского мальчика, который обмывают и закутывают в простыню его родственники, готовя его к похоронам. Годовалый мальчик, умерший в июне в лагере афганских беженцев в Пакистане… Датский фотограф Ерик Рефнер заработал 10.000 евро на чужой человеческой
трагедии. Никто не возмущается этим фактом – тем, что западные журналисты
делают себе имя и капиталы на детских трупах. Ведь Ерик – победитель “самой
престижной” мировой фотовыставки; World Press Photo! На ней в этом году
было представлено 49.235 фотографий 4171 фотографа из 123 стран! Призы
(конечно же, денежные) в 9 категориях были поделены между такими вот “торговцами
трупами” из 19 стран....
Большинство фото в этом году, конечно, были “made in New York” 11 сентября и сразу же после него. В категории “hard news” (“тяжелые новости” ) победило фото француза Люка Делахай, изображающее нападение войск Талибана на войска Северного Альянса. В категории “новости” – целая серия (когда только успел ?) американца Роберта Кларка с самолетом, врезающимся во вторую башню –близнеца…. Конечно, не все фотографии на этой выставке запечатлели человеческие трагедии. Но, как правило, побеждают – привлекая нездоровый интерес темных инстинктов толпы – именно такие. Чем больше крови, горя, страданий, - тем “успешнее”. … Помню, как выставка World Press Photo, впервые устроенная в Москве в годы “катастройки”, была моим первым столкновением с западным менталитетом (может быть более правильно сказать “капиталистическим”, но тогда для нас Запад и был символом капитализма). Я была потрясена не столько жестокостью и кровожадностью большинства фотографий, сколько безразличием и бездушностью тex, кто их cделал. Как раз тот самый высоко раcхваливаемый “нейтральный”подход к жизни, который навязывают сейчас нашему журнализму под названием “беспристрастный”! Помню серию фото, сделанную каким-то западным фотографом на Гаити. На его глазах толпа линчевала парня, который подозревался ими в сотрудничании с тайной охранкой. Мечтающий о своих заветных 30.000 (или сколько это было в те годы?) гульденов фотограф методично фиксирует на пленку, как беднягу – что бы он там ни сделал! – буквально постепенно разрывают на кусочки. У меня - советского человека! -- не укладывалось в голове, каким же бездушным чудовищем надо было быть, чтобы в это не вмешаться, не попытаться хоть что-то сделать. Даже с угрозой для твоей собственной жизни. Ведь на твоих глазах убивают человека. Ну, если ты сам ничего не мог сделать, - вызови хотя бы полицию! Но ведь тогда бы у него сорвался такой шанс заработать такой приз!… Фотографы-участники World Press Photo для меня – стервятники от журнализма,
слетающиеся туда, где побольше трупов, чтобы набить свои ненасытные глотки…
Это назвается “искусством.”
Может быть, в один прекрасный день насильник нападет на жену такого фотографа или педофил – на его ребёнка. Почему бы ему не заснять это для получения своего заветного “престижного”приза? Или это только на жизнях “второсортных” (по их оценке) граждан стран второго и третьего мира так удобно и приятно делать деньги? … Помню, как в Дублине на глазах у моей мамы – до костей советской женщины – началась драка двух мужчин. Прохожие разбегались кто куда – на всякий случай. А моя мама, ни слова не говорящая по-английски, набросилась на них с криками по-русски:” Мужики, вы что, с ума сошли? Прекратите немедленно!” И они от неожиданности остановились и вместо драки принялись горячо ей по-английски объяснять из-за чего они подрались... Обошлось без жертв. А если бы моя мама была охотящимся за славой фотографом с аппаратом под рукой? На World Press Photo могло бы стать одной фотографией больше, а в мире – одним человеком меньше… Я всегда помню замечательные слова Бруно Ясенского – о том, что не надо бояться друзей (в худшем случае они могут предать), нe надо бояться врагов ( в худшем случае они могут убить) – надо бояться равнодушных, ибо это с их молчаливого благословления в мире совершается все зло. Я вдвойне думаю о том, как он был прав, когда я вижу “произведения” стеpвятников от журнализма, которые представляются нам чуть ли не как герои. Если бы в мире что-то изменилось к лучшему после того, как люди увидят всю ту мерзость, что творится в мире, которую они запечатлели… если бы хоть кто-то задумался над тем , что происходит… Но нет, и не для того затеяны все выставки, подобные World Press Photo, а для того, чтобы сделать себе капитал на чужом горе. Чем больше в мире войн, страданий, голода, горя, несправедливости, преступности,
тем больше радости для таких, как Ерик Рефнер. Достойна ли такая психология
считаться человеческой? Достойна ли нас, нормальных людей, такая жизнь,
в которoй это считается нормой?
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |