Тим Вайз
Притча о недобром самаритянине
16 апреля 2003 года. Пожертвования так и льются со всех концов Земли – особенно из США и Англии – чтобы оплатить множество хирургических операций, в которых нуждается иракский мальчик, именуемый (по крайне мере в западных СМИ) – «маленький Али». (Его имя – Али Исмаэль Аббас –пер.). Не говоря уж о снисходительной кличке, данной его нынешними благодетелями, в его истории, широко показанной в американских утренних телепрограммах, есть куда более тревожная сторона. Ведь этот мальчик, – которого сейчас лечат в кувейтской больнице – жертва ракетного обстрела «коалиции», ракеты, которая убила его родителей и четырнадцать других членов его семьи. Сам Али тяжело обгорел и обе его руки ампутированны. Как нам объясняют СМИ, Али «тронул сердца» мира, и теперь, очевидно, мир постарается восстановить его жизнь, как ни разрушена она потерей всех, кого он любил и кто был его опорой. (Лично Блэр пообещал помочь! –пер.) Али, который больше всего любил плавать и ловить рыбу, теперь не может делать ничего из этого, спасибо ракетам, оплаченными моими и вашими налогами. После всего этого СМИ упомянули, что Али сердится. И не просто сердится вообще, сбитый с толку или обхваченный гневом всеобщего отрицания. О нет. Али ясно дает понять, каков источник его недовольства, и говорит каждому, кто желает его слушать, что он полон гнева на США. Ну вы понимаете, тех ребят, что «освободили» его страну. Какие бы кошмары не творил Саддам с Ираком, Али никогда не страдал до такой степени, и он знает это, хотя лучше бы ему было об этом не знать. Разумеется, описывая горькую судьбу Али, ее понадобилось превратить в безвкусную дущещипательную историю, полную : «ну, разве все это не кошмарно!», вместо того, чтобы обсудить последствия гнусной агрессии самой мощной страны мира против одной из самых слабых. Вырванная из контекста история, сопровождающая многочисленные снимки раненного Али, еще раз явно показывает, в какую помойную яму милитаристкой пропаганды скатилась пресса «свободного мира». Нам объясняют, что Али – просто жертва «ужасов войны», милое, чистенькое и пассивное опеределение, которое не упоминает, чья старна устроила эти ужасы. От этого выражения разит тем самым эмоциональным и интеллектуальным отчуждением, которое так привычно сильным мира сего. Те кто, кто его употребляет, никогда не сомневаются в своих действиях и своей самодовольной правоте. Но семья Али не была разорвана в клочья чем-то по имени «ужасы войны». Они погибли от кассетной бомбы, использование которых против мирных жителей – наглое нарушение международного права и простой порядочности. Но и то, и другое имеет мало смысла для победителей, которые могут избегнуть суда за военные преступления, пока изображают других чудовищами перед телекамерами и доверчивой публикой. О, я знаю, потому что Дональд Рамсфельд сказал это – и потому, что это звучит так утешительно – что «во время войны неизбежно некоторые невинные мирные жители погибнут». Воозможно, нам стоит скаазть это Али, вместо того, чтобы платить ему ( и другим) репарации. Его родителям не повезло, его братьям и сестрам не повезло, его двоюродным братьям и сестрам не повезло, ему не повезло с руками. Их смерть и его раны были неизбежны и их просто нельзя было предотвратить. Но только люди, которые действительно верят, что жертвы этого массового уничтожения – низшие и менее важные представители рода человеческого, чем они сами, могут слышать эту мерзость и не почувствовать тошноты, могут повторять ее, не задыхаясь от гнусности этой лжи. Потому, что ни одна смерть во время войны не неизбежна, потому, что сама война – выбор, который мы совершаем. Погода – неизбежна, но кроме этого, все остальное так или иначе – результат человеческих деяний. Мы выбрали эту войну. Мы проталкивали ее, мы платили за нее, и мы развязали ее. Даже если поверить, что эти решения были приняты с лучшими намерениями, давайте не оскорблять наши собственные ( и жителей всего остального мира) умственные способности, уверяя, что последствия такого решения – просто случайность. Говоря попросту, если бы мы не разбомбили Ирак, семья Али была бы сейчас жива и он ходил бы на рыбалку. И можно предположить, что именно это – а не сладенькие банальности Ари Флейшера, пресс-секретаря Буша – важно для Али сейчас. И если бы он был вашим сыном, это было бы важно и для вас. Более того, только наша неспособность думать о нем, как о нашем ребенке, или думать, что наши дети могут когда-нибудь подвергнуться чему-то подобному, позволяет нам оставаться такими безмятежными и объективными, когда речь идет о результатах наших действий. Это ведь ребенок, ну побойтесь же бога! Он ничем не отличается от моего ребенка, если не считать цвета кожи, национальности и религии. Но, разумеется, эти различия – самое важное, не так ли? И если уж мы вспомнили о религии, какая степень ненависти потребовалась от американского так называемого христианского руководства, чтобы так разбомбить мусульман? Ведь наш папенькин сынок-главнокомандующий публично заявил, что Иисус – единственный путь на небеса, что значит, что он верит, что каждый мусульманин отправится в ад, потому, что несумел понять нашу истинную веру. Так что, убив этих людей, мы не только оборвали их жизни, но – с точки зрения тех, кто нажал на курок – обрекли их души на вечные муки, крайнее наказание, и стоит заметить, крайнее доказательство нашего растленного комплекса божественности. Кое-кто может удивиться, почему СМИ вообще захотели показать цену этой войны для мирных жителей, почему они позволили нам взглянуть в глаза «маленького Али» и почувствовать жгучий взор молодого человека, раньше срока повзрослевшего при помощи этих не таких уж умных бомб. Но минутное размышление открывает причины этой грошовой честности. Приковав внимание к Али – этой одной-единственной « невинной» жертве войны - становится возможным отвлечь внимание миллионов от того факта, что Али – далеко не уникален в своих муках. Этот единственный ребенок становится предстваителем иракской боли, как и отдушиной для западной вины, и помогает нам не замечать других. Например, полторы тысячи или больше мирных жителей, которые погибли от этой войны согласно независимым и подтвержденным сообщениям прессы, или грузовик, полный изуродованных тел, привезенный в иракскую больницу, о которых врачи сказали, что они были «ошеломляющими». Сосредоточившись на Али и сборе денег, чтобы «поправить» его, мы можем успокоиться на благородстве наших порывов, гуманизме наших действий, и благопристойности нашего народа. Мы – страна в приступе чего-то похожего на перенесенный «синдром Манчаузена», который вынуждает некоторые женщин доводить своих детей до болезни, чтобы потом срочно доставить их в больницу и «спасти их», получив похвалы за такую замечательную заботливость. Это то же умственное расстройство, которое позволяет нам сначала ввести убийственнные санкции против Ирака на целое десятилетие, вызвать смерть, скажем, полумиллиона детей в результате, а потом начать войну и уверять, без тени иронии, как это сделал министр обороны Рамсыфельд несколько недель назад, что одна из наших целей – отмена этих же самых санкций после окончания войны. Так что сегодня мы можем без ложной скромности похвалить себя за то, что послали небольшой чек в фонд хирургических операций для Али, всего черз день после того, как заплатили наши федеральные налоги, из которых миллионы долларов мы все вместе тратим на то, чтобы таких, как он, было еще на тысячи больше. Это может питать наш национальный нарциссизм, но в такой же степени это взращивает глобальную враждебность к Западу. Потому, что пока англо-американские глаза и уши могут быть обмануты этой новейшей гуманностью, это вряд ли случится на так называемой арабской улице. Эта улица, в конце концов, полна тех, кто ныне уверен, что им предстоит схватка не на жизнь, а на смерть с силами иудео-христанства (так именуют себя сами защитники западного империализма –пер.). И они знают, что хотя они могут погибнуть, раздавленные катком имперских амбиций США, они тем не менее способны захватить с собой несколько «неверных». Даже в Ираке недовольство растет с каждой минутой. Этого невозможно узнать из новостей "Фокс" или "СиЭнЭн", по-прежнему полных фотографий благодарных иракцев, размахивающих американскими флажками, или подносящих воду жаждущим солдатам, но которые не покажут вам антиамериканские демонстрации в Мосуле, или в Насирие, где представители США, разномастные эмигранты и местные анти-баасовские деятели собираются, чтобы обсудить будущее Ирака. И эти демонстрации, стоит заметить, куда больше, чем проамерикнские митинги в Багдаде на прошлой неделе, которые – если у вас есть шанс уведить фотографии, сделанные с воздуха во время свержения статуи Саддама, не упустите его – собрали не десяки тысяч, ни даже тысячи, а в лучшем случае несколько сотен иракцев, в городе размером с Чикаго. Число грабителей, которым позволили разгромить все, кроме министерства нефтепромышленности, должно превышать число тех, кто целовал наших солдат, на много сотен, но этого мы тоже не видели. Поэтому мы совершенно не подготовлены к той ярости, которая будет направлена против нас – на улицах ли Ирака, или Нью-Йорка. Сидя на однообразной диете из сияющих, счастливых людей, которые называют своих первенцев Джордж в честь нашего короля, американцы оказались снова плотно закутаны в наш национальный кокон, полные верой, что «они нас любят, они на самом деле нас любят». Нет, нет, мой драгоценный, не совсем, сладенький, совсем нет. Не в Ираке, где морпехи только что открыли огонь по демонстрантам в Мосуле, которые посмели нагло и неблагодарно протестовать против нашей оккупации их страны. Где в больницах нет лекарств и воды, и целые поселки остались без еды, потому, что из-за войны для Красного Креста и других слишком опасно продолжать свою работу. Как долго те, кто считают нас освободиетелями, будут терпеть, глядя на смерть своих соотечественников, на детей, которым делают операции без анестезии? Воду не очищают, и понос – простое неудобство на Западе, но массовый убийца там – расползается по стране как теплое масло по бутерброду. «Гордыня предшествует падению» - или что-то в этом роде говорится в той самой Библии, которую Джордж Второй читает так прилежно, по его уверениям. И расплата - паршивое дело, если цитировать более нового пророка. Выбирайте, что вам больше подходит. Но в любом случае, спокойно спать не стоит. Стоит призадуматься о нашей неспособности взглянуть на Али в больнице и не закипеть бешенным гневом и презрением к тем, одетым в деловые костюмы, чьи решения убили его семью от нашего имени. О том, что другим вряд ли будет так непросто разгореться ненавистью, которая нам так несподручна : тем, кто не получает психологической выгоды от добровольного отупения, как мы, но зато имеет все основания для мести. О том, что жертв – долгая память, хотя сильные мира сего могут позволить себе (или думают, что могут) роскошь забвения. О том, что не исключено, что Али мог потерять свои руки только потому, что сначала Америка потеряла свою душу. И как первое, так и второе, очень трудно, если не невозможно, вернуть. Но в любом случае, нам стоит попытаться. http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=15&ItemID=3473 Тим Вайз – писатель, борец против расизма. При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру |
|