Бельгийский Малькольм Икс:
активист борьбы за права иммигрантов намеревается " раскачать лодку".
(Марлис Симонс, " Нью Йорк Таймс" )
Арабская гордость и страхи истеблишмента.
… Он ходит по комнате как закрытая в клетке пантера, беспокойный и
решительный, слушая, как с улицы доносятся крики. За 50 километров отсюда
сейчас проводится гигантский марш протеста, но его организатор заперт здесь.
Это человек, известный как бельгийский Малькольм Икс,- самый
знаменитый иммигрант этой страны, который вызывает страх у многих бельгийцев,
включая правительство, своими радикальными планами и быстро растущим числом
последователей.
Он - Дияб Абу Джахья, уроженец Ливана, создатель Арабской Европейской
Лиги, нового иммигрантского движения протеста.
В этот февральский день он названивает по-своему мобильнику из скромно
убранного дома в Антверпене: по распорожению бельгийского судьи ему на
три месяца запрещено принимать участие в публичных мероприятиях. Но новости
с улицы радуют его. Демонстранты несут его портреты, некоторые маршируют
с его маской на лице.
"Я ненавижу быть запертым здесь, " - говорит он. " Полиция, наверно,
хотела бы, чтобы я был там, на улице, чтобы они могли меня арестовать".
А может быть, как раз нет. В ноябре его арестовали на пять дней по
обвинениям в организации беспорядков, но освободили за отсутствием доказательств.
Бельгийский премьер-министр Ги Ферхофстадт назвал его " угрозой для общетва."
Это быстро демонизировало его - и одновренно превратило в героя.
Результатом стала волна телевизионных выступлений, статей в газетах, журнальных
обложек - и рекрутов в его Арабскую Европейскую Лигу.
" Вербовать несложно," - говорит он. - " Мы - движение борьбы за гражданские
права, а не клуб фундаменталистских фанатиков, которые хотят все взрывать.
Мы - другие, потому что мы не апологетики, но и не экстремисты. Мы так
привлекательны для людей потому, что мы заполняем нишу".
Абу Джахья говорит, что он - представитель нового поколения мусульманских
активистов, которые высказываются вслух, фрустрированные дискриминацией,
отсутствием надежды найти работу, проблемами найти квартиру вне иммигранцких
гетто и, с 11 сентября 2001 года, - недоверием и даже исламофобией, которую
они испытывают.
Другие иммигранты, прибывшие из Алжира, Марокко, Туниса и Турции
30 лет назад, как считают эти активисты, были слишком мягкотелыми, слишком
пассивными, купленными государственными субсидиями или разделенными этническими
и национальными разногласиями.
Арабская Европейская Лига, созданная Абу Джахья в 2001 году, стремится
придать сил мусульманским иммигрантам. Он требует активных действий
в школах, на рабочих местах и в решении жилищных ворпосов. Его точка
зрения: к арабам в Европе будут относиться серьезно только в том случае,
если они будут гордыми и сильными.
"В Европе иммигрантские движения - это дяди Томы " - говорит он. "Мы
хотим поляризировать людей, заострить дискуссию, развенчать миф о
том, что эта система является для нас демократической".
Программа Лиги призывает мусульманских иммигрантов противостоять давлению
на них с целью интегрироваться.
"Ассимиляция - это изнасилование культуры,"- говорит Абу Джахья. -
" Это означает отказаться от самого себя, от того, кто ты есть, стать таким,
как другие".
Он находит вдохновение в покойном Малькольме Икс и его движении за
расовую гордость в Соединенных Штатах.
" Конечно, контекст был другим,"- говорит он. - " Но Малькольм Икс
тоже выступал против ассимиляции. Он боролся за гражданские права и он
также был вдохновлен исламом."
Последователей Абу Джахья сложно однозначно классифоцировать. Сотни
молодых мужчин и женщин вышли на улицы на демонстрации протеста. Несколько
десятков приняли участие в так называемых видео-патрулях в Антверпене,
чтобы заснять на пленку полицейских, плохо обращающихся с арабской молодежью,
оскорбляющих их словесно и физически. Они распространили листовки
" Скверные менты, Арабская Европейская Лига следит за вами."
Головного офиса у Лиги нет. Её участники собираются в антверпенском интернет-кафе.
Критики говорят, что бельгийский премьер и министр внутренних дел слишком
бурно отреагировали. Влияние Абу Джахья преувеличивается, считают они,
слишком много вокруг него публиситета.
Но Абу Джахья говорит, что его движение арабской гордости уже
получает отклик повсюду. Его группа недавно открыла офисы в трех голландских
городах, а его самого пригласили выступать во Францию и в Британию.
Красноречивый, быстрый, уверенный в себе, он действительно отличается
от многих мусульман в Бельгии, которые в основном родом из глубинки Марокко,
Турции и Алжира. Сын университетских преподавателей, он вырос в Ливане,
где, по его словам, присоединился к движению Хезболла для сопротивлению
Израилю.
"У меня была некоторая военная подготовка. Я до сих пор этим горжусь,
" - говорит он.
В 1991 году, в возрасте 19 лет, он уехал. " Как и многие ливанские
молодые люди, я хотел уехать за границу." Он поступил в университет
Мичигана, но из-за войны в Персидском заливе в 1991 году ему не дали визу
в США. Он попробовал Францию, потом - Бельгию, где он получил статус политического
беженца.
"Большинство беженцев придумывают себе истории, и я сказал, что у меня
был конфликт с лидерами Хезболла, " - говорит Абу Джахья. " Это был всего
лишь низкий политический трюк для получения документов. Теперь это используется
против меня".
Брак Абу Джахья с бельгийской женщиной был кратковременным, но
он получил бельгийское гражданство. Теперь его жена говорит, что она была
обманута, и пыталась подавать на него в суд. Трудно узнать, что было на
самом деле.
Сегодня у Абу Джахья - университетский диплом по политологии, и он
говорит на пяти языках. Он выполнял всякую работу для профсоюзов и для
иммигрантских организаций. Его правая рука, Ахмед Аззуз, изучает право.
Другие члены организации также хорошо знакомы с правом и политикой.
Манифест группы гласит: "Равные права не получают - их добиваются".
Требования Абу Джахья - исламские школы, двуязычное образование для
арабских детей, квоты для принятия иммигрантов на работу - кажутся радикальными
этой маленькой стране в десять миллионов человек, которая борется со своими
собственными проблемами в области национального идентитета.
Длительные лингвистические конфликты Бельгии были относительно урегулированы
конституцией, признающей в качестве официальных фламандский, французский
и немецкий языки, хотя они все ещё сосуществуют с трудом.
Так что поднялась настоящая буря, когда Абу Джахья потребовал добаления
к этим языкам арабского.
" У людей просто началась истерика, " - говорит он. " А почему бы и
нет? " - добавляет он с напускной невинностью. "У нас 70.000 населения,
говорящих по-немецки, и больше чем. 300.000 человек, говорящих по-арабски".
Ему говорили, что смешение народов в Бельгии сложилось исторически.
"Я говорю - а история ещё не окончена!"
Действительно, об этом свидетельствует прежде всего пример того города,
в котором он живет, - Антверпена, второго по величине города в этой стране.
В зависимости от того, с кем вы разговариваете, вам представляют этот
город либо как образцово-показательный пример этнических смешений, либо
как предупредительный последний звонок для остальной Европы.
Антверпен - база крайне-правого Фламандского Блока, партии, получившей
1/3 голосов на выборах в местные органы власти, чей девиз - "Свой народ
в первую очередь " Здесь также проживает самая крупная в Европе компактная
еврейская община, большая часть которой занята в торговле алмазами.
Добавь к этому многочисленное мигрантское население, почти 1/3 которого
не имеет работы, - подчеркивает Абу Джахья.
После бурных антиизраильских протестов в апреле и ноябре мэр предупредил,
что протестующие арабы "импортируют ближневосточный конфлит и угрожают
миру."
Филип ДеВинтер, лидер Фламандского Блока, заявил, что Абу Джахья должен
быть лишен своего бельгийского гражданства и депортирован, "потому что
он наврал о своем статусе и состоял в фиктивном браке". ДеВинтер считает
Абу Джахья "иностранным агентом, направляемым и оплачиваемым из-за границы".
Дома со своим братом, бизнесменом Зиадом, Абу Джахья говорит, что полиция
недавно обыскала дом и забрала с собой их компьютеры и банковские документы,
"даже свадебные фото Зиада."
Нам нечего прятать, говорит он. Средства поступают от членов из Бельгии
и от нескольких частных доноров в Египте, Кувейте и Саудовской Аравии,
чьи имена официально опубликованы на сайте Лиги.
В мае он примет участие в бельгийских парламентских выборах. Нет, он
не будет поддерживать ни одного из шести мусульман - турок и марокканцев-,
которые сегодня сидят в бельгийском парламенте.
" Они никогда не защищали права иммигрантов, " - говорит он. - " Они
не хотят раскачивать лодку. Мы хотим. Мы не гости здесь. Мы - граждане."
На предстоящих в середине мая в Бельгии парламентских выборах,
как мы уже писали, арабские радикальные иммигранты выступят в союзе с бельгийскими
левыми силами.
Предлагаем вашему вниманию некоторые предвыборные документы и интервью
этого нового для Западной Европы радикального избирательного блока, получившего
название " Resist!" - " Сопротивляйся!"
"Почему я выбираю Resist! "
Зохра Отман (Партия Труда):
"Бельгия - страна, входящая в империалистический блок, с крайне
кровожадным колониальным опытом. Благодаря моей учебе и участию в бельгийской
Партии Труда я поняла, что только социализм может раз и навсегда положить
конец как национальному угнетению и дискриминации, так и любой форме эксплуатации.
Чем дальше, тем глубже я осознаю, что наша инициатива- Resist!- не просто
опция, а наш долг, долг коммунистической партии, которая достойна этого
названия. Я поддерживаю поэтому активно борьбу за гражданские права угнетенных
народов.
Легко выступать за равные права для мигрантов или за мир в Ираке, -
до тех пор, пока они не организовались сами и не взяли эту борьбу в собственные
руки. Как только это происходит, большинство западных левых показывают
свое истинное лицо колониальных патерналистов, которые по-прежнему считают,
что они лучше самих этих народов знают, что им надо, и как этого добиться.
Совершенно точно одно: мы получим то, на что мы имеем право только
тогда, когда будем бороться вместе против единственного врага человечества
- империализма! Вместе - resist!- сопротивляйтесь!
Ахмед Аззуз (Арабская Европейская Лига):
" Как представитель 2-го поколения мигрантов и как продукт этого общества,
я чувствую себя ущемленным в вопросе сохранения моего идентитета и моего
собственного характера. В бельгийской деревне Темсе, где я родился
и вырос, не было никакой возможности учить арабский язык или изучать ислам,
интеграционный сектор рассматривал это в качестве "ненужных для интеграции
занятий". Это давление со стороны общества с целью ассимилировать нас -
лишь одна из применяемых для исключения нас из общества техник, которые
осуществляют власти для сохранения слабости внутри моей общины.
Resist дает возможность бороться за то, чтобы каждый гражданин
имел право на сохранение своего характера, своей религии и культуры, своей
гордости - в качестве полноправного гражданина. Также есть у него
и ответ на неправды этого мира: поддержка сопротивления американскому империализму
и сионизму - это лучшее лекарство против того рака, которым сегодня страдает
мир. Расизм и дискриминация, угнетающие мою и многие другие общины и группы
в этом обществе, - последствие губительной политики, никогда не считавшейся
с мультикультурностью нашего общества. С помощью Resist! я хочу бороться
с этим угнетением при помощи конкретных дел и решений, для политики красивых
витрин у нас нет места.
Сопротивляться или не сопротивляться? - вот в чем вопрос.
(Марк Вандерпитте)
Мы должны хорошо понимать, что происходит. После 11 сентября Буш провозгласил
тотальную войну. Точно так же, как и Гитлер в 30-е годы, он хочет переделать
карту мира, чтобы наложить свое господство на весь мир. Югославия была
только первой пробой. Афганистан и Ирак - лишь первые жертвы этого долгого
и крайне жестокого завоевательного похода. По сообщениям, война будет длиться
лет 50. Европейская элита извивается всевозможными способами, но все равно
следует по пятам завоевателей. Некоторые европейские лидеры пользуются
этой возможностью для создания единой сильной Евроармии. Эта "святая война"
отнесет на задний план все другие проблемы и принесет многочисленные миллионы
жертв. Мы стоим перед лицом огромного вызова всему человечеству.
Как демократ, как воинствующий профсоюзный лидер и антиглобалист, я
сегодня считаю своей первой и основной задачей сломать эту военную машину.
Полицейское государство приобретает все более ясные формы и все сильнее
отнимает наши демократические права. Все большее давление оказывается на
профсоюзы: путем увольнений лидеров, путем того, как правительство выводит
нас из игры в процессе переговоров с работодателями, судебным путем (запрет
многих стачек). В то время, как в Порто Алегре мечтают о другом мире, Вашинтгон
быстрым темпом уже отстраивает другой, свой мир: милитаризацию и колониальное
угнетение. Это необходимо остановить.
Мы не можем многого ожидать от классических партий. Социал-демократы
ещё во время Первой Мировой Войны показали своим голосованием за военные
кредиты, на чей стороне они на самом деле стоят. Скандал по поводу поставок
бельгийского оружия Непалу сорвал маску и с зеленых. На первый взгляд обе
правительственные партии кажутся совершенно антивоенными, но в действительности
своей главной и срочной задачей они считают нейтрализацию радикального
антивоенного настроения населения и поддержку войны (военные перевозки
через порт Антверпена, принятие на нашу армию обязанностей в Афганистане
я Македонии, и тому подобное....) Часть антивоенного движения, увы, поддерживает
эту игру и предоставляет в который раз себя для нее.
Только такое движение за мир, которые примет совершенно однозначную
позицию и ясно сформулирует свои требования, может привести к прогрессу.
Поэтому необходима кампания под девизом Стоп США! - и его политическим
переводом является Resist! В парламенте срочно нужен другой голос, для
выражения воли к миру нашего народа, для срывания масок с предательства
и обмана нации, для того, чтобы, наконец прозвучал голос меньшинств. Голос,
отданный за Resist! - не просто нужный голос, сегодня он нужнее, чем когда-либо.
Во время антовоенных собраний я впервые встретился с представителями
Арабской Европейской Лиги. Их позиции были глубоко продуманными, их требования
- радикальными и справедливыми. Они дали этническим меньшинствам в Бельгии
подлинный голос. Пора начинать процесс самостоятельности. Давайте
не забывать, что по части расизма Фламандия превосходит все европейские
страны. Выбор Партии Труда и АЕЛ работать вместе не является самоочевидным,
но представляется мне мужественным я правильным. Ведь в конечном итоге
мигранты - самая угнетенная часть рабочего населения. Альянс между ПТ и
АЕЛ ликвидирует клише о том, что первая из них догматична, а вторая - реакционна.
И все же этот союз вызывает сильное сопротивление. Конечно, есть всякие
сомнения, это очевидно. Но разве это сравнимо с теми гигантскими вопросами,
которые нам предстоит решать? Разве эта сдержанность - не пример типичного
мелкобуржуазного алиби, для того, чтобы не делать трудный выбор и не признаваться
в том, в чем он был неправ? Я сам тоже не со всем согласен, но я оставлю
эти философские и другие разногласия для обсуждения после войны. Сегодня
у нас нет другого выбора.
Почему я поддерживаю Resist!
Шарль Дюкал.
Молодая девушка хочет идти протестовать против американской военной
машины. До тех пор, пока она не слышит, что среди организаторов демонстрации
- АЕЛ. Она отказывается. Она не хочет, чтобы её ассоциировали с АЕЛ. В
свою очередь, Патрик Янссенс согласен выйти на демонстрацию, но повернется
и уйдет, если окажется, что демонстрация становится излишне левой (Де Стандаард,
15 февраля)
Если я поддерживаю инициативу Resist, то это не потому, что я во всем
согласен с ПТ или АЕЛ,но потому, что меня тошнит от той бескритичной
" очевидности" , с которой эти движения описываются как фанатичные, опасные,
экстремистские - одним словом, такие, которых надо избежать. Любой у кого
есть немножко критичного анализа, может шаг за шагом реконструировать демонизацию
Дияба Абу Джахья и констатировать, где кончается правда, и где начинается
истеричная клевета. Провокация беспорядков? Выдворение полиции из
отдельных районов? Темное финансирование? Отказ от интеграции? Нетерпимость
масштабов Фламандского Блока? Оправдание угнетения женщин? Враждебность
к геям? Что осталось на сегодня, если смотреть на это трезво и по-деловому,
от всех сплетен и подозрений? Какие криминальные факты? Какие такие
занятия, которые не могут быть терпимы в рамках демократии?
Насколько я могу доверять своим собственным глазам и мозгам, АЕЛ -
это организация, которая постоянно и последовательно указывает на расистскую
дискриминацию людей иммигрантского происхождения. Которая в особенности
хочет предоставить независимый политический голос и организаторские возможности
мусульманской общине, причем в рамках закона. Которая не хочет иметь ничего
общего с патерналистской реторикой "огражданивания", но выступает за диалог
между равными. Которая до настоящего времени сделала все возможное,
чтобы предотвратить погромы. Которая ставит мужчин и женщин на одинаковые
позиции внутри организации. Которая как организация не имеет какой-то особой
позиции о сексуальных меньшинствах, а её лидер сказал только то, что в
рамках ислама гомосексуализм не считается нормой - и одновременно ясно
высказался против дискриминации геев. Которая в отношении международной
ситуации проявляет не более чем нормальную солидарность с жертвами американской
и израильской политики и их стремления к мировой власти. Короче говоря,
организация, которая за последние месяцы проявила меньше фанатизма, меньше
нетерпимости, меньше провокаций, меньше оппортунизма и меньше интеллектуальной
нечестности, чем средний политик, полицейский шеф или журналист. А что
касается антивоенных выступлений - она проявила меньше лицемерия и яснее
выразила свою позицию, чем все те партии и организации, которые во имя
умеренности говорят "нет" войне и в то же самое время аплодируют позорной
комедии с инспекциями оружия.
Что касается ПТ, я знаю, что это подозрительно - не отстраниться от
этой организации. Ведь коммунизм провозглашен отвратительным, что, по их
мнению, само за себя говорит. В одной из своих книг Чомский рассказывает,
что однажды в США был организован опрос избирателей, которым были предложены
предвыборные программы, без указания того, каким партиям они принадлежат.
Удивительно большое количество опрошенных выбрало крайне-левые предложения,
хотя в реальной жизни они голосовали за демократов (в лучшем случае) и,
конечно же, как огня боялись левых экстремистов. Вот как работает создание
негативного имиджа.
Политики, профсоюзные лидеры и СМИ во Фламандии часто специализруются
на том, как игнорировать все то, что исходит от радикальных левых, как
высмеивать это и как делать это подозрительным. Как будто бы левые активисты
паразитируют на социальных конфликтах и манифестациях как инородные элементы.
В то же время я совершенно точно знаю, что маленькие левые организации
больше чем в сто раз превосходят по количеству вложенных в антивоенные
манифестации сил различные профсоюзы, СМИ и все другие политические партии
вместе взятые. И с какой бы лупой я не смотрел, я не вижу экстремизма
в платформе Стоп США. Мне кажется, что она вполне умеренна.
Сотрудничество ПТ и АЕЛ я считают хорошим почином, потому что есть
срочная необходимость в сильном и радикальном протесте против военной угрозы
и растущего расизма. Хотя обе организации, к сожалению, стагматизированы,
но я не вижу никаких других партий или движений, от которых можно было
бы ожидать решительных мер в данной ситуации. Если обе организации, несмотря
на их совершенно различную природу и идеологические и политические различия,
нашли друг друга на этой почве, их сотрудничество и единство можно только
приветствовать. Отсюда - моя поддержка.
Хочу подать сигнал против войны в Ираке.
Актер Дирк Таупенс выступает в поддержку Resist!
Актер Дирк Таупенс, известный по бельгийским мыльным операм вроде
"Дома", - один из кандидатов в избирательном списке Resist!. Он сравнивает
президента Буша с римскими императорами. "В истории уже был один Калигула,
хватит!" - говорит он. " Точно так же, как Римская империя, США сегодня
хотят подчинить себе весь мир. Война в Ираке - не освободительная, а завоевательная.
Я, может быть, не могу её остановить, но я хочу подать сигнал. И это возможно
при помощи Resist! У меня нет парламентских амбиций. Но я - известный человек
и нахожусь в позиции, в которой я могу влиять на людей. Я надеюсь пробудить
их сознание. Откуда мои антикапиталистические убеждения? Не с молоком матери
я их получил, это точно. Только со времен геноцида в Руанде я начал задумываться
и изучать, как работает политика".
Его не волнует то, что он в одном избирательном списке с Абу Джахья.
"Я поддерживаю его позицию о равных правах. Отдельное арабское образование?
Я считаю это логичным. Он демонизирован. Мы должны показать его таким,
какой он есть. "Не боится ли он, что его выбор крайне левых повредит его
актерской карьере?" Я никогда не боялся возможных последствий. Было бы
грустно, если бы это было так".
Из программы Resist!:
1. Список Resist - многонациональная, мультикультурная и плюралистичная
инициатива, выражающая планетарное сопротивление народа против нового мирового
порядка. Список определяет борьбу национальных меньшинств как эмансипаторскую
борьбу за самостоятельность с большим общественным значением. На основе
этой оценки список будет возглавляться представителями этнических меньшинств,
в частности, представителями АЕЛ.
2. Resist определяет возрастающую агрессивность и войну в мире как
последнюю попытку империализма наложить огнем и мечом на всех нас свое
видение мира. Война с Ираком - развязанная против воли всего населения
земного шара- является символом нового мирового порядка, который Соединенные
Штаты Америки хотят навязать всем народам и всем рабочим земного шара.
3. Resist призывает к единству всех народов и трудящихся в мире в их
сопротивлении новому мировому порядку. Только совместное сопротивление
может дать ответ глобальному обьявлению войны правящими мира сего. Сегодня
это означает общее единство между всеми народами и арабскими народами и
специфическое единство между бельгийским и арабским народами в нашей стране.
4. Поэтому Resist сопротивляется любой форме дискриминации как в области
предоставления рабочих мест, жилья, так и в области образования, которая
ещё более усиливается из-за международной паранои в отношении мусульман.
Дискриминация в отношении части населения, национальных меньшинств, на
пользу только тем, кто сеет разделенность. Resist требует полных равных
полтических и соцяльных прав. В области предоставления рабочих мест необходимо
принять принудительные меры для того, чтобы заставить работодателей принимать
на работу мигрантов. В области предоставления жилья мы выступаем за более
строгий антидискриминационный закон, с переворачиванием ролей в том, кто
должен доказывать свою позицию. В области образования мы требуем глубокой
педагогической реформы на всех уровнях, с целью приспособления методик
и программы к мультикультурной реальности. Как и представители других религий,
исламская община тоже должна иметь сеть собственных школ. Только
тогда можно будет действительно вести речь о равных правах. Для всех школ
также должно действовать обязательное зачисление в них всех желающих учеников
- должно быть запрещено отказывать в образовании.
5. Список Resist будет активно бороться со всеми политическими последствиями
войны. Resist выступает против любого ограничения гражданских свобод… и
требует последовательного и полного расследования всех дел, которые пытались
замолчать - таких, как сеть по похищению детей (педофилами), полицейское
насилие над арестованными и национальными меньшинствами. Мы выступаем за
радикальную реформу для усиления власти народа и развития прямой демократии.
Народ должен контролировать государственные органы, полицию, администрацию.
6. Список Resist будет активно выступать против экономических последствий
войны и мирового кризиса. Эта экономическая война ведется против всего
работающего населения нашей планеты и влечет за собой безработицу, загоняет
молодежь на временную и плохо оплачиваемую работу, уничтожает систему социальной
безопасности и ломает все социальные завоевания. Мы выступаем против закрытия
предприятий, как это недавно произошло с «Сабеной». Мы требуем создания
и предоставления новых рабочих мест и снижения рабочей нагрузки, которая
приводит к невыносимым рабочим условиям и смертям на производстве.
7. Список Resist будет активно выступать против всех идеологических
последствий войны. Мы - против мышления, восхваляющего этот мировой порядок
войны и уночтожения как единственно возможный. Государство должно быть
не только не религиозным (светским), но и не навязывающим свою культуру.
Единственные нормы и ценности, которые могут накладываться государством,
должны быть определены в конституции. Любая форма этноцентризма и доминантной
культуры должна быть запрещена.
8. Список Resist активно выступает против всех социаьных последствий
этой войны. Мы выступаем против разрушения государственной системы здравоохранения,
государственной системы общественного транспорта, благосостояния детей.
Мы требуем, чтобы миллиарды, которые качаются в фонд варварских войн, были
направлены на развитие социального благосостояния всего населения.
9. Список Resist солидарен со всеми народами и рабочими, которые сопротивляются
глобальным последствиям этой войны. В первую очередь речь идет о борьбе
палестинского народа с израильским захватчиком и о борьбе народа Ирака
с американским агрессором. Resist отвергает империалистическую американскую
внешнюю политику и вмешательство американского и других западных правительств
во внутренние дела стран третьего мира. Поэтому мы резко выступаем протов
войны в Ираке, но также и любой формы санкций и эмбарго.
10. Эти десять пунктов будут предвыборным манифестом Resist. Это -
общая ориентация наших участников, которая всеми ими может быть конкретизирована
по собственному усмотрению.
Дияб Абу Джахья
Ахмед Аззуз
Зохра Отман
Кун Каллияу.
Мы решили познакомить наших читателей с отдельными работами и интервью
Дияба Абу Джахья.
Дияб Абу Джахья.
"Наш второстепенный ущерб - и их".
(2001)
Прошло почти два месяца с 11 сентября - и сегодня мы можем обдумать
и выразить свои мысли на эту тему с необходимой рациональностью и с необходимого
расстояния. Первое, что приходит нам на ум - это попытки понять свои
реакции и эмоции в связи с этим событием. И когда я говорю "наши", я думаю
об арабах, в независимости от того, живут ли они дома или за границей.
Я понимаю, конечно, что у нас нет одинаковой для всех реакции на этот день,
но все же было что-то общее для всех нас. Большинство из нас - за исключением
незначительного меньшинства, которое только подчеркивает стандарт как таковой,
- в тот день ощущали что-то, что нельзя было назвать радостью или
счастьем, но скорее - сладким чувством реванша. У нас у всех - за исключением
этого небольшого меньшинства - было такое чувство: "что посеешь,
то и пожнешь".
Наблюдать за людьми, прыгающими из окон ВТЦ, было очень тяжелым зрелищем
для всех нас, мы все чувствовали себя плохо и сочувствовали этим людям.
Это чувство скорби ощущалось нами также, когда мы пытались думать о том,
что чувствовали бедные пассажиры на этих самолетах. Но тут мы вспомнили
об Ираке, Бейруте, Палестине - и о миллионах арабов, которые погибли в
ходе американо-израильской агрессии за последние 50 лет, - и то сладкое
чувство реванша вернулось с новой силой: " ко всем чертям, пусть
почувствуют хотя бы на один день то, что мы чувствуем вот уже полвека из-за
них!", это звучало повсюду, и более всего - в твоих собственных мыслях.
Кто-то когда-то говорил мне, что самая трудная встреча - это встреча
с самим собой и со своими мыслями. Нам было очень трудно осознать, что
мы способны чувствовать удовлетворение после такого ужаса; это действительно
было очень тяжелое осознание.
Мы начали задаваться вопросами: что с нами происходит? И почти все
способны были ответить: "Посмотрите, во что они нас превратили!". Они убивали
нас, унижали и угнетали нас так долго, что мы потеряли частицу своей человечности,
ту, которая бережет и ценит человеческую жизнь безо всяких условий.
Мы пытались понять нашу реакцию, почему мы не скорбим по погибшим,
почему мы не чувствуем себя так ужасно, как остальной мир (очевидно, Абу
Джахья имеет в виду зажравшийся "цивилизованный" мир - прим перев)? Может
быть, потому, что никто не скорбел по нашим погибшим, никто не устроил
даже секунду молчания в память 500.000 (а по некоторым данным, целого миллиона)
иракских детей, умерщвленных американо-британским эмбарго, хотя это и было
сделано ими очень "чистенько". Убивая нас снова и снова и снова, они научили
нас, что человеческая жизнь дешева, настолько что тысячи и тысячи из нас,
разорванные на кусочки их "умными" бомбами, - это не более, чем "второстепенный
ущерб", о котором можно сожалеть, но который вполне приемлем. И вот в один
день мы увидели, как убивают их, - и поймали себя на том, что мы думаем
и говорим так же, как они, что для нас все эти невинные граждане в самолетах
и в ВТЦ, - всего лишь второстепенный ущерб, о котором мы сожалеем.
Но сегодня, два месяца спустя после того дня, внутри у нас звучит звонок
тревоги, и мы начинаем понимать многое. В нашей арабско-исламской культуре
есть что-то такое, что не позволяет нам опуститься до такого, что отвергает
для нас приемлемость стать такими же варварами, как наши враги.
Не ошибитесь - мы не какие-то ватные слабаки, хотящие спасти дельфинов,
и у нас нет норм, подобных тому что "когда тебя ударят по одной щеке,
подставь другую", заставляющих бы нас чувствовать вину каждый раз, когда
мы этого не делаем (Европа настолько полна сегодня чувством вины именно
потому, что она никогда не подставляла другую щеку!). Наша культура и религия
говорят: «Попробуй только ударь меня по щеке,- и я нанесу тебе прямой
удар в лицо. Не стой на моем пути, - и я тебя не трону!" Но в то же самое
время у нас существует глубоко укоренившаяся как религиозная, так и культурная
ценность: понятие того, что "душа" священна и никогда не должна быть
убита, за исключением случаев замозащиты или экзекуции криминального убийцы.
Наша нация не была построена в процессе геноцида и этнических чисток,
как Соединенные Штаты или Израиль. Так что ценность массового убийства
нам глубоко чужда. Она не входит в наше наследие. Наши герои - не убивающие
индейцев ковбои и не такие преступники, как Бегин, Шамир или Шарон, и мы
не вручаем медалей тем, кто уничтожил целый город, всех его женщин, мужчин
и детей, при помощи атомной бомбы.
Так что когда наши преступники (а среди арабской нации, как и среди
любой другой, есть преступники) совершают ужасный акт геноцида или даже
небольшую атаку на гражданское население, мы неспособны вести себя как
американцы или израильтяне и аплодировать этому, чувствуя, что-то был геройский
акт. Мы можем аплодировать этому, да, - потому что, хочу напомнить вам
ещё раз, все мы - живые люди, мы все несем в себе чувство мести и все ранимы
перед лицом соблазнительности чувства реванша. Но аплодируя этому, внутри
мы чувствуем себя плохо, ибо мы знаем на собственной шкуре, как ужасно
то, что свершилось.
Сегодня, спустя почти два месяца после этих событий, мы видим вещи
яснее. Ужасно то, сколько страданий вызвано этими действиями в жизнях стольких
людей, как среди предполагаемого врага, так и нашего собственного народа.
Насилие создает насилие.... Ужасно, что преступники (имеется в виду правительство
Буша - прим перев) продолжают убивать мирных людей, якобы в качестве мести
за мирных людей, убитых другими преступниками.
Почему доктор Франкенштейн не отправится вслед за созданным им самим
чудовищем, почему они не спрячутся вместе в какую-нибудь пещеру и не расправятся
там друг с другом или не разберутся между собой, кто жертва, а кто чудовище,
и кто это все первым начал? Но прекратите создавать "второстепенный ущерб"
- если вы это начали, то без сомнения, это ударит снова по вашему собственному
дому!
Политическое видение.
(написано по поводу препонов, чинящихся бельгийскими властями в ходе
процесса протов Ариэля Шарона в бельгийском суде)
Европа любит видеть саму себя как свободное общество, в котором
все пользуются равными правами и разделяют одинаковые гражданские ценности.
Из-за того, что мы сочли само собой подразумевающимся, что Запад попытается
быть последовательным с провозглашенными им самим ценностями, мы обратились
к бельгийской правовой системе для правосудия над израильскими военными
преступниками. Мы знали, что политики будут противодействивать этому процессу,
но так как мы знали в теории, что это не должно было оказывать влияния
на юридическую систему, мы предполагали, что наше дело нельзя будет остановить.
К несчастью, расизм процветает в Бельгии. Бельгия на словах выступает
за мультикультурализм, но на деле практикует ассимилияцию. Мы обнаружили,
что это- страна, где тебя могут арестовать за мирное собирание на
улицах и за молчаливое поминовение невинных жертв террора, если речь идет
о терроре израильском. Это- страна, в которой политическая власть
способна заставить систему правосудия положить в долгий ящик судебное дело
- только для того, чтобы защитить себя от политического позора, в то время
как закон может быть создан и использоваться с политическими целями
(Руанда) и одновременно стать проблематичным, если его собираются использовать
против интересов дружественной страны (Израиля - прим перев).
Когда в деле против Шарона судья решил - под давлением министра юстиции,
который сам находится под давлением Израиля, - отложить расследование до
того, как аппеляционный суд решит, имеют ли бельгийские суды право решать
такие дела, хотя существующий закон совершенно однозначно дает Бельгии
универсальную юрисдикцию, мы открыли для себя, как граждане, что нам не
разрешают использовать законы нашей страны так, как разрешают их использовать
нашим соотечественникам белого европейского происхождения.
Юстиция может быть слепой, но политики могут завести её в глубокую
яму. Мы надеемся, что бельгийский аппеляционный суд признает свою собственную
юрисдикцию. Это подтвердило бы его подлинный развод с политикой и спасло
бельгийскую демократию, ибо демократия либо является полной, либо её вообще
нет».
Ваше
мнение
При использовании этого материала просим ссылаться на
Лефт.ру
|