Left.ru __________________________________________________________________________


Пол де Роой

Активист в окопе: Интервью с Греттой Даузенберг.
 
Символы важны. Когда израильские солдаты видят цвета палестинского флага, они реагируют как бык на красную тряпку.  Точно такую же реакцию у голландских евреев вызвал палестинский флаг, вывешенный Греттой Даузенберг на своем балконе в прошлом году. Истерическая реакция на этот символический жест не заставила госпожу Даузенберг искать укрытие, а лишь усилила её решимость выступать против израильского угнетения палестинского народа.  Она создала группы действий, «Прекратить Оккупацию», целью которой является просвещение голландской публики в отношении природы израильской оккупации палестинской земли и изменение голландской политики в этом регионе. В январе 2003 года она посетила Оккупированные Территории, вызвав уже предсказуемую к этому времени реакцию со стороны правых кругов в Нидерландах.
 
В.:- Как Вы вовлеклись в кампанию в защиту прав палестинского народа?
 
О.: - В апреле 2002 года в Амстердаме проходила крупная демонстрация  протеста против израильских действый в отношении палестинцев на Оккупированных Территориях. . В то время я находилась в Германии (где я живу часть года) и увидела обьявление об этой демонстрации. Я заказала палестинский флаг через интернет и отправилась в Амстердам для участия в этой демонстрации. По дороге я встретила двух студентов из Дженина, чьи родители пережили ужасные вещи. Во время демонстрации события в Дженине только что прошли, но осада Израильской армией церкви в Вифлееме продолжалась. Это все было очень эмоционально. Когда я вернулась домой, я подумала: этого недостаточно, я должна сделать больше.  Мне надо было уехать, и я оставила палестинский флаг на веранде в своей студии. Когда я вернулась домой, оказалось, что этит флаг вызвал истерику у моих еврейских соседей. Как это ни глупо, эта история попала в прессу. 
 
Меня пригласила группа солидарности с Палестиной в Хаарлеме на одну из своих дискуссий, и там было решено, что надо создать движение солидарности на уровне всей страны. С помощью  нескольких активистов и некоторых знающих людей мы создали такую группу. Нашей целью было ликвидировать ту невероятную нехватку информации у широкой публики в отношении этого конфликта. Мы также намерены, обратиться к западному нежеланию, бороться с причиной, а не с симптомами проблем в этом регионе. Разоблачить такие распространенные ложные мнения, как "прекратить насилие с обеих сторон и сесть обратно за стол переговоров". Учитывая контекст конфликта, это означало бы, что палестинцам надо договариваться о своей свободе со своими оккупантами. Израиль не только намного мощнее в военном  и экономическом отношении, но и в культурных и исторических реалиях - за что ответственны несколько столетой ориентализма. Западный мир легко может ассоциировать себя с Израилем, которые "такие же, как мы", у кого есть"современное ", похожее на наше общество. Необходимо было что-то сделать для того, чтобы покончить с той невероятной ассиметричностью в преимуществе, который Израиль всегда, кажется, у нас имеет. Наконец, необходимо было что-то сделать с той невероятной несправедливостью, которая применяется по отношению  к палестинцам. Они платят за чувство вины на Западе из-за холокоста, хотя они совершенно никакого отношения к этому не имеют. Европа не должна позволить этому чувству вины за то, что случилось с евреями в годы 2 Мировой войны, заткнуть рот любой её критике в адрес бесчеловечной политики Израиля.
 
Самое тяжелое, что палестинцы сегодня переживают, - это оккупация их земель. Резолюция ООН 242 призывает Израиль вывести свои войска с территорий, оккупированных им после 1967 года. Хотя международное сообщество поддержало эту резолюцию, США и Европа в частности позволили Израилю игнорировать эту резолюцию в течение боле, чем. 35 лет, позволили оккупировать земли, построить поселения, захватить природные ресурсы, такие, как водные источники, и сделать нормальную жизнь невозможной для палестинцев.
 
"Прекратить оккупацию"- это лозунг, понятный всем. С нашей петицией, адресованной всем европейским правительствам, Европарламенту и Еврокомиссии, мы надеемся оказать давление на них, чтобы они заняли более активную позицию в разрешении конфликта, вместо того, чтобы по-рабски следовать за Соединенными Штатами.
 
В.:- Играли ли Вы подобную активную роль раньше, например, во время войны во Вьетнаме?
 
О.:- Я была активистом всю свою жизнь. Я уже давно занимаюсь проблемами прав человека, от движения против апартеида в Южной Африки, борьбы за независимость в Родезии, где я была на стороне покойного Джошуа Нкомо, до движения против размещения американских крылатых ракет в Нидерландах - и до сегодняшнего движения за мир и справедливость на Ближнем Востоке, для создания безопасных границ для обоих народов, и нахождения справедливого решения тяжелой судьбы палестинцев и помощи им  в восстановлении их разрушенных территорий. 
 
В.: - Что вызвало такую враждебную реакцию на палестинский флаг на Вашем балконе, и какие аргументы были использованы против него?
 
О.: -  Мои соседи, с которыми у меня были очень хорошие отношения, были раздражены, когда увидели флаг. Они попросили меня убрать его, потому что, согласно им, я таким образом выражала свою симпатию  палестинским террористам-самойбийцам.  Я собиралась убрать  флаг, но сначала хотела поговорить с ними об этом. Я обьяснила, что вывесила флаг в знак солидарности с палестинским народом, а не по какой-то другой причине. Сосед рассердился на меня и сказал, что будет считать лично меня ответственной, если что-то случится с его детьми, живущими в Израиле.  Конечно же, это невозможно: заставить меня отвечать за то, что происходит в Израиле! После этого различные адвокаты пробовали подать на меня в суд за антисемитизм и "подстрекательства к ненависти".  Заметьте, однако, что антисемитов не устраивает уже само существование евреев, а это не имеет никакого отношения к тому, чем занимаюсь  я. Я оцениваю - и да, я осуждаю!- действия израильского правительства. Я возмущена тем, что приходится пережить палестинцам.
 
Я убрала флаг, но после этого я получила письмо с выражением солидарности, в котором говорилось: "Кажется, что так же, как и сам палестинский народ, его флаг тоже должен быть уничтожен! Госпожа Даузенберг, я готов предоставить Вашему флагу политическое убежище. "Флаг отправился в турне по Нидерландам - до тех пор, пока он не был украден и сожжен кем-то из наших оппонентов. Однако после этого сотни палестинских флагов были куплены нашими сторонниками и выставляются каждое первое воскресеньие месяца по всей Голландии.
 
В.: -  Кампания «Прекратить Оккупацию»  собирает подписи под петицию. Что произойдет  с петицией, и что Вы намереваетесь этим достигнуть?
 
О.: - Петиция уже два раза была послана голландским властям и другим главам европейских правительств, в Европарламент и Еврокомиссию, и мы будем продолжать посылать её по мере того, как  будем собирать все большее количество голосов. Сейчас у нас уже есть больше 50.000 подписей. Их подали нам представители самых разлуичных слоев  голландского общества, включая  некотирых бывших министров и других известных людей.  Мы хотим достичь того, чтобы Европа оказала давление на Израиль, чтобы он вернулся в границы до 1967 года, вел себя в соответствии с резолюциями, вынесенными ООН, и сотрудничал с целью найти наиболее разумное решение для проблемы палестинских беженцев.  Сегодня опубликована так называемая "Карта Дорог", согласно которой границы палестинского государства должны будут стать оговоренными  в течение ближайших двух лет, - и наши действия становятся все более нужными. Я считаю, что эти границы нет необходимости оговаривать заново: они уже определены резолюцией 242 ООН. И, как я уже говорила, эту резолюцию в свое время поддержали и США, и Европа!
 
Если Европа будет единой, она вовсе не бессильна: Договор о Сотрудничестве  между Израилем и Европой - предоставляющий израильской армии привилегии - мог бы быть временно приостановлен; это возможно, если есть нарушения прав человека (статья 1). Далее, статья 83 гласит, что Европа должна порвать этот договор, если Израиль нарушает так называемый территориальный принцип: гласящий, что Израиль не имеет права экспортировать продукты с надписью "сделано в Израиле", если они произведены не в законных границах самого Израиля. Израиль экспортирует продукты с оккупированных территорий с этикеткой  "сделано в Израиле", что является грубейшим нарушением этого договора. Права на приземление самолетов и для корабельных линий также могли бы быть приостановлены. И наконец, торговля и провоз оружия также могли бы быть запрещены. Но есть даже более сильный аргумент для того, чтобы порвать этот договор: не порвать его превращает Европу в сообщника  оккупантов и подрывает её репутацию в провозглашенной ей цели достичь правосудия и соблюдения прав человека в регионе. 
 
Я хотела бы указать на одну вещь:  покончить с этим договором - это вовсе не санкция. То, чего мы хотим достичь, - это лишение Израиля некоторых торговых привилегий, которые он в настоящее время имеет, например, то, что он не платит по 14%  тарифу. Ликвидация  этого договора будет означать только, что Европа будет обращаться с Израилем как с любым другим государством.
 
 
В. ; - Какие ещё акции Вы ведете, кроме сбора подписей? Популяризируется ли в Голландии кампания по бойкоту израильских товаров?
 
О.: - Мы не группа акций. Мы инициируем и стимулируем акции и участвуем в некоторых из них. Но нашей первичной целью является информировать публику, пропагандировать ведение дискуссий и влиять на общественное мнение и лиц, принимающих решение, - таким образом собирая поддержку для нашей цели оказать влияние на тех, кто  принимает решения в Европе, чтобы она сжала кулаки в конфликте на Ближнем Востоке. С этой целью мы организуем встречи и симпозиумы, приглашаем спикеров и стимулируем дискуссию. Мы хотим показать те тяготы, которые вызывает оккупация в жизни палестинцев. Бойкот продуктов - это сильный инструмент для всех, кто хочет большего, чем только их имя под петицией.  Однако в Нидерландах уже есть большая группа людей, которая начала задавать вопросы по поводу безоговорочной поддержки Израилю, оказываемой нашими властями. Мы обращаемся как раз к этой группе людей, стараясь снабдить их фактами, информацией и простым лозунгом "Конец оккупации!" Этот призыв означает не больше и не меньше, чем призыв к претворению в жизнь основных человеческих прав. Кто может возражать против этого? 
 
В.:-  Для того, чтобы бойкот был эффективным, надо чтобы страна производства не была спрятана от покупателей. Сегодня израильтяне пытаются спрятать, что продукты произведены у них, используя Голландию, как перевалочный пункт.  Была ли какая- то дискуссия с фирмами, которые предоставляют Израилю подобные услуги, предотвращая показ израильского происхождения, например, цветов?
 
О.: - Насколько мне известно, дискуссия на эту тему даже еще и не началась. Я знаю, что есть группа, занимающаяся исследованием механизма этой израильской практики. Я знаю, что этот механизм "переупаковки и перенаклеивания этикеток», в результате которого израильские этикетки заменяются голландскими, очень широко применяется. В какой степени в это вовлечены импортеры, я не знаю, но это обычная практика.
 
В.:- Вы заявили, что израильские действия на Оккупированных Территориях - хуже действий нацистов в Голландии (за исключением холокоста). Могли бы Вы привести примеры?
 
О.: - Хотя это было напечатано в прессе, я таких заявлений никогда не делала. Это хороший пример информационных манипуляций. Во время моей поездки по Оккупированным Территориям и эмоционального визита в Дженин репортер спросил меня по телефону: "Как Вы думаете, можно ли сравнивать оккупацию 1940-1945 годов и сегодняшнюю израильскую оккупацию палестинской земли?" Я ответила: "Да, за исключением холокоста, и того, что израильская оккупация длится в семь раз дольше немецкой оккупации Голландии. " Журналист или его редактор изменил вопрос, добавив слова "нацистская оккупация". Оказалось, что этим журналистом был бывший председатель голландского сионистского комитета. Я не должна была отвечать на этот провокационный вопрос, заданный этим так называемым журналистом.  То, что происходит на оккупированных территориях, нельзя сравнить ни с чем в мире. Любой, кто начинает дебат о палестинско-израильском конфликте, попадает в сферу различного сорта политических табу и  вопросов, которые "нельзя задавать».  Сторонники Израиля прекрасно знают, что оккупация является первоначальной причиной конфликта, но они обращают внимание только на симптомы и закрывают глаза на историю конфликта.  Это преднамеренное искажение причины и последствий.
 
В.:- Голландское и британское правительства известны как самые ярые защитники интересов Израиля в Европе. Они также предотвращают Европу от занятия более жесткой и независимой позиции в решении этого конфликта. Как по-Вашену, почему голландское правительство занимает такую позицию?
 
О.:- У Нидерландов историчекси сложились близкие отношения с Израилем, и это можно обьяснить несколькими факторами. Во-первых, в Нидерландах существует чувство вины. Во время войны непропорционально много голландских евреев были интернированы в концлагеря. Из 130.000 депортированных в лагерях боле 100.000 никогда не вернулись, а те, кто вернулся, не всегда были радушно встречены. Мало что было сделано в плане компенсации, а украденное имущество так и не было возвращено. Это чувство вины можно понять, но оно мешает началу серьезного дебата о правосудии и свободе в израильско-палестинском конфликте. Во-вторых, после войны Нидерланды превратились в социал-демократию. Её легко можно отождествить с "социалистическими экспериментами” в кибуцах в Израиле, и такие эксперименты приветствовались. В-третьих, голландский международный курс после войны сильно ориентируется на Америку. Другими словами, сильная произраильская тенденция связана с произраильским курсом США.
 
Сегодня, однако, мы наблюдаем, что общественное мнение с 1980-х годов изменилось, люди стали больше знать о положении палестинцев, их борьбе и их правах человека в целом. Однако это не находит никакого отражения на голландском правительстве, хотя множество политиков и подписали нашу петицию. 
 
В.: - Многие голландцы старшего поколения были очень произраильски настроены. Как по-Вашему, поубавился ли их энтузиазм в последние годы?  Как молодое поколение рассматривает Израиль?
 
О.: - Мы получили много писем от голландцев, в том числе старшего поколения, которым стыдно за свои прежние произраильские взгляды. Многие рассказывали, что они не осмеливались заявлять о своей критике раньше, но сегодня " раз Гретта осмелилась, то и я не побоюсь". Молодое поколение настроено ещё гораздо более критично по отношению к израильскому руководству. 
 
В.: - Только меньшинство голландских евреев выражают полную оппозицию Вашему движению?
 
О.: - Мы не должны быть зацикленными на том, что говорят голландские евреи. Есть голландцы, которые поддерживают наши акции, - и есть другие, которые пытаются их саботировать. Среди тех, кто отдал свои подписи, есть и евреи, и не-евреи. Безусловная поддержка Израиля наблюдается среди маленького, но сильного правого течения в Нидрландах, включающего правых христиан. Эти группы пытаются нагнать страх, сравнивая любую критику израильского режима с антисемитизмом. Это пропаганда. Это просто трудно себе представить, - что люди, которые проповедуют любовь к ближнему своему, закрывают глаза, увидев несправедливость, которую терпят палестинцы вот уже более 35 лет. 
 
В.: - Последний вопрос, какой совет Вы могли бы дать активистам, которых волнует положение на Ближнем Востоке - в частности, в Палестине? Какие действия, по-Вашему, наиболее эффективны для противостояния израильской оккупации Палестины?
 
О.: - Я бы посоветовала таким активистам объединять силы для того, чтобы убедить свои правительства, Евросоюз бороться за справедливость, мир и соблюдение прав человека в Палестине и в Израиле.  Наш моральный долг как европейцев - прекратить рабское следование диктату Соединенных Штатов.
 
Ради мира, прекратите оккупацию!
 
 

Ваше мнение

 При использовании этого материала просим ссылаться  на Лефт.ру 

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Service