Left.ru __________________________________________________________________________

 

Грегори Кларк

Пхеньян - это жертва

Джапан Таймс, 10 января 2003 года.

Реакция Запада и Японии на недавние действия и предупреждения Северной Кореи, касающиеся атомной энергии, была весьма странной.

Пхеньян ясно дал понять, что его основная цель - договор о ненападении с США и возобновление диалога о нормализации отношений, обещанное в 1994 году. В этом году Пхеньян согласился законсервировать планы атомной электорстанции на плутониевом топливе, в обмен на диалог и помощь США в сооружении атомной электростанции на основе легкой воды.

США тянули резину в обоих случаях, особенно с начала правления Буша, что при нормальных обстоятельствах означало бы возврат к ситуации до 1994 года. Постепенное повышения уровня напоминаний Пхеньяна об его атомной активности означает желание вынудить США вернуться к обещаниям 1994 года.

Но реакция Запада и Японии не была нормальной. Каждое сообщение отвергалось как неприемлимый ядерный шантаж и дальнейшее подтверждение  неблагоразумия  Пхеньяна.

В одном смысле Пхеньян был неблагоразумен. Он не смог понять, что драчливо- неблагоразумные крайне правые политики в Вашингтоне и Токио были только счастливы найти опрадания для усиления своей враждебности против Северной Кореи. Он наивно рассчитывал на разумный ответ на свои тщательно выверенные шаги.

К счастью, ответ Пекина и Южной Кореи был нормальным. Никто из них не желал Северной Кореи с атомным оружием. Оба понимали, что призыв Пхеньяна к диалогу и договору следует принимать всерьез и искать компромисс.

Отговорки, представленные Вашингтоном по поводу отказа от предложенного договора о ненападении - верх неблагоразумия. Он заявил, что не будет вести переговоры под давлением. То есть "давление" - это когда тебе предлагают не нападать? Вспоминается знаменитый отказ Японии в 1938 году вести преговоры о прекращении огня с Китаем - что привело к войне на Тихом Океане и разрушению Японии. Токио объяснил тогда, что вооруженное китайское сопротивление японской агрессии и жестокости показывает недостаток "искреннего желания" прекращения огня.

Многие обеспокоены тем, что действия Пхеньяна демонстрируют решимость создать ядерное оружие. Это еще надо доказать. Но даже если это и так, опять-таки, кто за это в ответе? Северная Корея уже подвергалась нападению со стороны США - вмешательству в 1950-м году в корейскую гражданскую войну (то, что это была именно гражданская война, а не агрессия Северной Кореи, как обычно утверждают, доказывается тем  фактом, что в заявлении США  ООН в 1950 году отрицалось существование законной границы между двумя Кореями.)

К 1994 году ядерным установкам Северной Кореи угрожала американская бомбардировка. В 1998 году США снова угрожали с целью помешать созданию ракет. В прошлом году страна была заклеймена как часть "оси зла". США выражали все это скорее мимоходом. Но, учитывая разговоры о праве на превентивную войну и смене режима, эти речи имели только одно значение - что раньше или позже адресаты окажутся жертвой вооруженного нападения США. Ирак - первая намеченная жертва. Иран и Северная Корея - следующие.

Люди, которым угрожают, имют право на самозащиту. Перестаньте угрожать, и необходимость в атомном и другом оборонительном оружии отпадет.

Утверждения, что США никогда бы не напали на Северную Корею - просто глупость. Конечно, они могли бы не вторгаться с суши, опасаясь тяжелых потерь. Но они были бы только счастливы с помощью высокотехнологичных бомбардировок принудить неприятные им власти к покорности, как в Югославии, или уничтожить их, как в Афганистане.

Президент США Джордж У. Буш говорит теперь, что неспособность Северной Кореи прокормить свое население - еще одна причина враждебности к этой стране. Да, Пхеньян совершил массу экономических ошибок и жесток к своему народу. Но одна из главных причин экономического застоя - необходимиость Пхеньяна иметь солидную оборонительную способность, чтобы предотвратить угрозу нападения США или Южной Кореи. В самом деле, необходимость сократить многомиллионную армию, чтобы прокормить население, возможно - главная причина смягчения отношения Пхеньяна по отношению к США и Южной Корее в последние годы.

Токио вел себя также агрессивно и неблагоразумно по отношению к Севреной Корее. Началось с вопроса о похищенных японцах, которые не могли вернуться к своим семьям, когда реальная проблема была в нарушении Токио обещаний. Теперь генеральный секретарь правящей либерально-демократической партии Таку Ямасаки заявляет, что Японии нужно новое, жесткое законодательство на случай угрозы со стороны Северной Кореи. При этом ни слова не было сказано о договоре о ненападении, который положил бы конец этой вооброжаемой угрозе.

Японские СМИ оказались ненамного лучше. Пользуясь какой-то странной логикой, правая газета Иомиури Симбун сообщила, что призыв Пхеньяна к  договору о ненападении - явное подтверждение нежелания прекратить разработку ядерного оружия. Большинство статей о севреокорейской угрозе в канун нового года вообще не обращают внимания на предложение о договоре.

Некоторые наиболее консервативные и правые СМИ даже призывали США вмешаться и прекратить рост угрожающих мирных насторений в Южной Корее
(на выборах победил кандидат, обещавший наладить отношения с Северной Кореей -пер.). Однако именно эти настороения - единственная надежда на безопасность в этом регионе.

Грегори Кларк - глава Отдела Японских Исследований, бывший президент университета Тама.

Перевод Аллы Никоновой.

  Ваше мнение

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 
TopListRambler's Top100 Service