ТРИДЦАТЬ ПРОЦЕНТОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ ЛИШЕНЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.
Идёт тихий саботаж всего самого позитивного в России.
Здравствуйте уважаемый господин Главный редактор!
С большим удовольствием читаю вашу газету...
Хочу затронуть тему, которую вы - газетчики, не публикуете, но
имеющую самое прямое
отношение к защите интересов каждого третьего жителя России.
Поэтому, прошу, если это можно, опубликовать на страницах вашей газеты
моё письмо. Пусть это будет под рубрикой: "Открытое письмо к местным властям"
или др., на ваше усмотрение, но что-то в этом духе.....
Как вам известно, уважаемый господин Главный редактор, в апреле прошлого
года был
принят Федеральный Закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре
в Российской Федерации". Статьей 26 Закона предусмотрено оказание юридической
помощи гражданам России бесплатно. Для реализации этого положения требуется
немного. Необходимо депутатам и чиновникам законодательного и исполнительного
органов властей субъекта федерации собраться и принять закон о величине
прожиточного минимума, а также определиться с перечнем тех документов,
которые должны предоставлять граждане для получения бесплатной юридической
помощи, поскольку Федеральный Закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре
в РФ" предписывает, что бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам,
среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного
законом соответствующего субъекта Российской Федерации, а перечень документов,
необходимых для получения такой помощи, порядок предоставления указанных
документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации.
Прошло, без малого, год с момента принятия указанного закона, однако
в регионах к этой работе и не приступали. В Краснодарском крае, например,
в планах законотворческой работы этой темы нет. Я попытался по телефону
поговорить об этой проблеме с председателем комитета законности, правопорядка
и правовой защиты граждан законодательного собрания края Курдюком П.М.,
но оказалось, что Пётр Михайлович человек очень занятой, назначить время
встречи отказался, сослался на то, что это проблемы адвокатов, а не его.
При таком подходе к законотворческой работе со стороны депутата, говорить,
конечно, о решении проблемы - бесполезно.
Затронутая мною тема касается очень многих жителей страны. Согласно
постановлению
Правительства РФ от 06.02.2003г. № 62 величина прожиточного минимума
в целом по Российской Федерации за IV квартал 2002 г. в расчете на душу
населения составила 1893 рубля. Таким образом, право на оказание бесплатной
юридической помощи могут иметь почти все пенсионеры, сельские жители, студенческая
молодёжь, семьи военнослужащих, учителя, преподаватели, медицинские и социальные
работники и другие
низкооплачиваемые категории граждан. А таковых у нас в России
по разным подсчётам, примерно 30% населения.
Разработка нормативных документов, о которых говорится в ст. 26 Закона,
не требует в регионах особых затрат и финансовых вливаний. Методика исчисления
величины прожиточного минимума в целом по России утверждена постановлением
Минтруда РФ и Госкомстата РФ от 28.04.2000г. № 36\34 она вполне применима
и в регионах. Кроме этого и на законодательном уровне в стране существуют
положения, позволяющие местным властям определиться с реализацией бесплатной
юридической помощи гражданам края.
Тем более, что такая помощь оказывается не за счёт местной или
федеральной казны.
В частности, статья 4 Закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
от 24.10.1997г. № 134-ФЗ указывает на то, что величина прожиточного минимума
на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения
в целом по России и в её субъектах определяется ежеквартально на основании
потребительской корзины и данных Госкомстата РФ об уровне потребительских
цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов
по обязательным платежам и
сборам.
Статья 7 Закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999г.
№ 178-ФЗ устанавливает, что порядок определения величины прожиточного минимума
малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается
субъектом РФ с учётом величин прожиточных минимумов, установленных для
соответствующих социально-демографических групп населения. В случае, если
в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов,
используются величины
прожиточных минимумов, установленных Правительством РФ.
Как видно из приведённых мною выше статей законодательных актов,
властным структурам на местах особенно-то и напрягаться не надо для реализации
положений законодательства об оказании гражданам бесплатной юридической
помощи. Однако этого не происходит. Почему? Да потому, что им, нашим избранникам,
некогда думать о россиянах, нуждающихся в помощи.
Благодаря средствам массовой информации, мы всё чаще видим наших избранников
не в
рабочих кабинетах и совещательных комнатах за разработками законопроектов,
а на престижных презентациях по поводу и без повода, на экскурсиях по городам
и весям, на всевозможных смотринах различных "мисс" и "миссис", на дегустациях,
в телешоу и т.д. и т.п. Естественно, после таких мероприятий заставить
их делать то, для чего мы их избирали - невозможно. Вот они и отлынивают
под любыми предлогами от выполнения своих прямых обязанностей. По телевидению
и в газетах, особенно оплачиваемых и естественно после этого подконтрольных
администрациям регионов, изо дня в день, из номера в номер показывают и
пишут о том, что губернатор и мэр, то вместе, то порознь выступают в роли
экскурсовода и экскурсанта по городам и странам, то губернатор где-то что-то
строит, как-будто для этого нет на строительных объектах прорабов и других
специалистов, а в администрациях краёв, областей и городов нет отделов
и управлений по строительству. То губернаторы и мэры убирают какой-то мусор,
как будто нет дворников и жилищных контор, и тут же, рядом с ними, куча
законодателей и чиновников всех рангов и мастей. Растратив
всё своё время на указанные мероприятия, законодатели, естественно, не
могут найти время для законотворческой работы, и делают её абы как, от
очередной презентации до
презентации. Законотворческий процесс требует самопожертвования,
большой усидчивости, определённых знаний, особенно в области права, экономики,
социологии. Эта деятельность требует постоянной учёбы и уйму времени на
просмотр и прочтение нормативно-правовой литературы, писем избирателей,
подготовки предложений по законопроектам, встречам с избирателями, выступлениям
перед ними о том, что сделано, и какой положительный результат от этого
будут иметь жители. И до тех пор, пока эти качества у депутатов, мэров,
губернаторов и им подобным лицам не будут на первом плане, не стоит надеяться
на реформы в стране. Поскольку вольно или нет, но идёт тихий саботаж всего
самого позитивного в России.
К нам часто обращаются граждане за юридической помощью и среди них немало
лиц, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. По мере
возможности мы им оказываем бесплатную юридическую помощь. Люди остаются
довольными. Однако существует другая проблема при этом. Согласно п.2 ст.
100 ГПК РФ в случае, если в установленном порядке услуги адвоката были
оказаны бесплатно стороне, в пользу которой состоялось решение суда, расходы
на оплату услуг адвоката взыскиваются с другой стороны в пользу соответствующего
адвокатского образования. Но суд не может произвести такого взыскания с
проигравшего дело лица, поскольку законом не предусмотрено, чтобы адвокат
сам устанавливал порядок о бесплатности услуг, о перечне документов,
необходимых для получения такой помощи, о порядке предоставления указанных
документов. Это должны сделать законодательный и исполнительный органы
власти субъекта РФ, как это предписано ст. 26 Закона "Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в РФ". В результате, по милости региональных властей, работа
адвоката остаётся неоплаченной т.к. у суда нет
местного нормативного акта, позволяющего производить взыскания
в пользу структуры, где работает адвокат для дальнейшего начисления ему
вознаграждения. Поэтому неудивительно, что большинство адвокатов под тем
же предлогом, об отсутствии установленного порядка местной властью на оказание
юридической помощи бесплатно, самоустраняются от оказания такой помощи,
поскольку желающих работать бесплатно - немного.
С уважением,
Адвокат Виталий Фёдорович Васильев, гор. Краснодар.
Ваше
мнение |