МИНСК ОПРЕДЕЛИЛСЯ
С ИДЕОЛОГИЕЙ
05-04-2003 Александр Лукашенко сформулировал основы белорусской государственной
идеологии. Коммунистические идеи, заявил он, будут живы, пока жив человек,
а идеологию либерализма назвал исключительно агрессивной и по своей внутренней
сути чуждой восточноевропейской цивилизации, ее ценностям.
В МИНСКЕ на очередном заседании постоянно действующего семинара руководящих
работников республиканских и местных государственных органов были обсуждены
вопросы идеологической работы. Событие для постсоветских стран, конечно,
неординарное. Тем более что в докладе, с которым выступил президент республики
Александр Лукашенко, определены и сформулированы основы государственной
идеологии. Никто в СНГ этого до сих пор не сделал.
Отметив, что идеология для государства — это иммунная система, и когда
она разрушается, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной,
он напомнил наш горький опыт: “На закате советской эры инфекции национализма,
бездуховности, потребительства разъели идеалы великой страны. Иммунная
система не сработала. Советского Союза больше нет”. Одна из причин в том,
что коммунисты, сумевшие хорошо отладить систему идеологической работы
и довести ее до совершенства, затем так же успешно сгубили ее формализмом.
Другой причиной стала “полная разруха в головах” новой генерации коммунистических
руководителей СССР: “В марксизме-ленинизме они разуверились (если вообще
когда-то верили), потому что учение это непростое, эта наука очень трудно
давалась в вузах. Некоторые вообще книжки по марксизму-ленинизму не читали...
Так что в основах разуверились, но предложить что-то другое не могли”.
Между тем государственная идеология не партийно-советское изобретение,
она существует во всех странах Запада. Только механизм идеологического
воздействия там скрыт от глаз публики. Но по масштабам и широте охвата
всех сфер жизни и наступательности идеологическая работа западного образца
превосходит советскую практику. И сегодня, отметил Лукашенко, мы сталкиваемся
с новым вызовом истории — культурно-идеологической агрессией западного
мира, навязывающего свои ценности.
Какой же должна быть мировоззренческая основа белорусской государственной
идеологии?
— Самая понятная (и близкая, естественно) для сидящих в этом зале идеология
— коммунистическая,— сказал он.— Провал социалистического эксперимента
не означает смерть коммунистических идей. Они будут живы, пока жив человек,
поскольку в их основе — стремление к равенству и социальной справедливости...
С коммунистическим мировоззрением наша страна прожила почти весь двадцатый
век. С этой идеологией были одержаны великие победы — над нищетой, безграмотностью
и нацизмом. С ней мы первыми в мире проложили дорогу в космос. Разве для
Белоруссии не подходят такие принципы, как коллективизм, патриотизм, социальная
справедливость? Высокий престиж образования, формы морального поощрения
людей и многое другое, что стало частью нашей жизни,— все это должно органичнее
войти в идеологический фундамент современного белорусского общества.
Коммунистическая идеология, основанная на идеологии марксистско-ленинской,
по определению Лукашенко, должна стать одной из главных составляющих белорусской
государственной идеологии.
Большое внимание в своем докладе он уделил идеологии либерализма, которую
охарактеризовал как доминирующую сегодня в мире и исключительно агрессивную
идеологию социального неравенства людей, наживы и индивидуализма. “Хозяева
современного мира, прежде всего американцы, смогли,— констатировал белорусский
президент,— внушить политической элите и части населения бывших соцстран,
что либеральные ценности — высшие, самые верные, а западная цивилизация
— единственно верный ориентир для развития”.
И хотя, по его мнению, отдельные черты либерализма должны войти в государственную
идеологию, но суть, основа его неприемлемы: “Если взять в чистом виде нынешний
неолиберализм, то, конечно же, он нам, нашему народу... вообще не подходит”.
Однако его навязывание и продвижение в сегодняшнем мире поставлено “с таким
размахом, что впору говорить о “либеральном терроре”: страны, не то что
отказывающиеся, но только сомневающиеся, стоит ли идти этим путем, немедленно
записываются в черный список “чужих” со всеми вытекающими последствиями”.
— Как в такой ситуации поступать нам, белорусам,— людям соборным, не
воспринимающим абсолютизацию частной собственности, особенно на землю?
По исторической привычке, признается Лукашенко, смотрим на “старшего
брата”, на Москву, и видим, что она даже не осознает необходимости идеологического
выбора. Россия сегодня перестает быть, к сожалению, духовным и культурным
оплотом восточно-евразийской цивилизации. Да и в технологическом, экономическом
плане она не может считаться для Белоруссии примером. “Дело в том,— пояснил
он,— что достоинство, богатство России — ее недра — отчуждены от народа
и стали источником ее бед как в материальной, так и в духовной сфере. Политические
элиты, подталкиваемые сырьевыми олигархами, ориентируют страну на неолиберальные
ценности: ярко выраженный индивидуализм, бездуховность, готовность жить
в постоянной гонке за наживой. И хватать все, что рядом и далеко, и часто
чужое, не свое. Словом, социальный дарвинизм, когда сильный пожирает слабого,
и считается, что так и надо. Все это глубоко чуждо русским, восточнославянскому
менталитету в целом. И сегодня никто не сможет предсказать, чем закончится
очередной эксперимент над народом”.
Единственно верное решение — оставаться на родной, веками сложившейся
почве. Бессмысленно копировать чужие ценности и установки на основании
того, что та или иная страна в данный момент сильна и богата: “Ведь мы
не отказываемся от своих родителей, хотя они и не миллионеры”. Внедрение
чуждых установок разрушит основы самобытной цивилизации. В этом случае
можно со всей определенностью сказать, что исчезнет не только культура
народа, но и сам народ, предостерег президент. И еще раз повторил, что
белорусская идеология должна быть ориентирована на традиционные для нашей
цивилизации ценности: способность трудиться не только ради наживы, но и
для блага общества, коллектива, других людей. Потребность в идеалах и высоких
целях, взаимопомощь, коллективизм в противовес западному индивидуализму
— вот ее сущностные черты.
Благодаря своим национальным качествам и историческому опыту (белорусы
как западный форпост России в результате контактов с Западом давно выработали
иммунитет против иноцивилизационного влияния) белорусский народ не дает
увлечь себя красивой демагогией о либеральных ценностях.
— По сути, в восточнославянском (если учесть проживание на наших просторах
и других народов — восточноевропейском) мире мы остались единственной страной,
открыто проповедующей верность нашим традиционным цивилизационным ценностям.
Все это позволяет говорить, что временем, судьбой, ситуацией Белоруссия
выдвинулась на, наверное, великую роль духовного лидера восточноевропейской
цивилизации,— в этих словах Александра Лукашенко проявилось четкое понимание
того, что небольшая славянская республика, которую он возглавляет, осталась
последним плацдармом, последним бастионом, на государственном уровне защищающим
и отстаивающим главные наши духовные ценности. И потому Белоруссия должна
притягивать силы патриотической направленности со всего нашего постсоветского
пространства. Именно здесь люди, подчеркнул Лукашенко, должны получить
трибуну, свободную от неолиберального террора и травли. Реализовано это
может быть, по его мнению, в рамках постоянно действующего восточноевропейского
конгресса, объединяющего политологов, интеллектуалов, людей искусства,
священнослужителей различных конфессий — всех, кто хочет сохранить духовные
ценности своего народа, свою цивилизацию, а значит, и свой народ.
Олег СТЕПАНЕНКО.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |
|