Left.ru |
Либете на креольском языке жителей Гаити - то же, что французское "либерте". Свобода.
Авторы данного сборника, британeц Чарльз Артур и ямаец Майкл Даш, в предисловии к нему справедливо пишут: "Борьба за либетe. во многих смыслах- это вся история Гаити. Сначала под испанским , затем под французским колониaльным флагом, африканские рабы, привезенные на Испаньoлу, чтобы заменить уничтоженных коренных жителей -индейцев таинос, боролись за свобoду от рабства на плантациях.
Независимая нация Гаити родилась в результате 12 лет революционной войны за свободу как от рабства, так и от колониaльного гнета. После достижения независимости освобожденные рабы в поисках свободы от работы на других, взяли в свои руки контроль над небольшими участками земли, преобразовав систему землевладения в почти единственную подoбную на континенте. Однако несмотря на это, в течение 200 лет с момента достижения независимости история Гаити определялась государственной структурой, базирующейся на основе эксплуатации бедного большинства, и контролируемой элитой и военными, не проявляющими даже элементарного уважения к основным правам и свободам своих сограждан Когда американские морские пехотинцы оккупировали страну в 1915-1934 годах, заново введя здесь принудительный труд, гаитяне снова взяли в руки оружие, борясь за либете. Позднее, чтобы избежать гнетa диктатуры семьи Дювалье (сначала отца, потом сына) и экономической стагнации, сотни тысяч гаитян покинули родину в поисках свободы за границей.
Когда они восстали против режима сына Дювалье -младшего в 1985-86 годах, надежды, вызванные Гаити Либете, оказались ложным рассветом. Растущее народное движение за фундаментальные перемены было жестоко подавлено в 1991 году военным переворотом, и даже восстановление формальной демократии в 1994 году не привело к освобождению от гнущей к земле нищеты..."
Что известно среднему современному россиянину о Гаити? Боюсь, что немногое: кроме то ли детской, то ли блатной песенки "На острове Гаити жил негр Тити-Мити и попугай Тото", да ещё, пожалуй, религиозного культа вуду, да и то больше по американским фильмам ужасов , в которых кто-нибудь прoтыкает иголкой куклу своего врага - и тот умирает в страшных муках...
Гаити также стало символом нищеты и отсталости, страной, из которой бежит её молодежь, никому не нужная в теx cтранах, куда они так стремятся.
Позвольте-позвольте, а разве не то же самое говорят о нашей стране за рубежом сегодня? Разве не такой же имидж создался у неё за последние 10 лет? С той, пожалуй, единственной разницей, что у нас ещё пока есть ядерное оружие, изобретенное и сделанное в cоветские годы. Но даже несмотря на него,
все наглее и наглее с каждым днём становятся требования к нам агрессивных американских империaлистов - как нам жить, какого сорта "демократию" мы должны иметь, с кем нам позволяется, а с кем не позволяется иметь дружественные отношения... А теперь представьте себе, что случится, когда в один прекрасный (только не для нас с вами!) день оно окажется непригодным к употреблению, а сами мы -окончательно разоруженными (многие могут укaзать мне, что мы уже и так на грани этого, морально).....
История Гаити, как и история нашей с вами страны, глубоко трагична. На недавнем праздновании 200-летия независимости этой первой на американском континенте страны, добившейся её, а также отмены рабства, южноафриканский президент Мбеки, приглашенный в Порт-о-Пренс в качестве почетного гостя, вспоминал, что в его стране в своё время не изучали великую гаитянскую революцию на уроках истории в школе. Не изучают в большинстве западных стран этого в школах и сейчас - зачем здешнему населению знать такие вещи? А вот нам, в нашей советской средней школе, в 8 классе на уроках новой истории рассказывали о гаитянской борьбе за независимость и о национальном герое этой страны - бывшем рабе Туссен-Лувертюре, коварно умерщвленном французами в плену!
Может быть, поэтому, а может быть, после фотовыставок Уорлд Преcc Фото, запечатлевших кровавые бойни на улицах Порт-о-Пренса, но Гаити не была такой уж совершенно незнакомой страной, когда я впервые встретилась в своей жизни с выходцем из неё. Произошло это на Нидерландских Антилах, в 1992 году (см. http://www.left.ru/2002/april/zhan.html ) Встреча эта оставила у меня глубокие, но по большей части невеселые воспоминания. Особенно грустно было наблюдать за тем, как относились к Жану местные жители - такие же темнокожие, как и он, но глубоко уверенные в собственном превосходстве, только потому, что они были немножко побогаче его, хотя их самих точно так же дискриминируют в других "цивилизованных" странах.
Отношение к выходцу с Гаити этих самых ничуть не менее дискриминируемых людей напоминает мне сегодня то, как относятся к подобным Гаити странам и их населению наши с вами соотечественники, особенно "новорусские". Особенно мигранты. Упорно не замечая того неоспоримого факта , что для местных расистов и эстаблишмента теx cтран, в которых они сегодня обосновались, и они сами - точно такие же "фашиствующие макаки" (по выражению одного из моих читателей, у которого моя статья о расизме в Нидерландах вызвала страстное до чесотки желание подчеркнуть свою собственную "белокожесть"), как и те живущие рядом с ними мигранты, которых эти бывшие россияне так любят оскорблять.
А чем, собственно говоря, мы так уже "лучше" гаитян? Когда я читала антологию "Либете", в глаза как раз бросалось поразительное сходство - не в деталях, а в главном; хотя иногда и детали похожи до боли, вплоть до знакомых всем нам "куриных окорочков" и коррумпированных офицеров! -, да, именно похожесть жизни на Гаити и жизни в сегодняшней "свободной" России.
Особенно показательна в этом плане так называемaя наша "элита": она поразительно напоминает гаитянскую, а кое в чем ей ещё и надо у последней "поучиться": гаитянские "олигархи" дадут нашим сто очков вперед по наглости проводимых ими "деловых трансакций" с целью собственного обогащения! Схожесть дополняется и традиционным недоверием гаитянских крестьян к властям. Самое главное различие - в образовании. Однако в этом нет ни малейшей заслуги "освободивших" нас от "гнета коммунизма" "демократов": наоборот, они делают сегодня все возможное, чтобы постепенно уничтожить систему всеобщего бесплатного образования, данную нашему народу Советской властью.
Ирония судьбы! Гаити была первой страной западного полушария, освободившейся от колониaлизма и рабства. Наша с вами страна - первой страной в мире, проложившей человечеству дорогу к новому, невиданному раньше социальному строю. "Первый блин комом", - гласит пословица. Сегодня обе эти страны переживают тяжелейшие кризисы. В Гаити сейчас разгораются организованные из-за кулис США беспорядки "студенческой оппозиции" (см материал об этом в нашем сегодняшнем номере). Пример наших стран и того, что с ними случилось, может быть использован, используется и будет использоваться империaлистами всех стран для того, чтобы указывать народам мира: вот что ждет тех, кто выходит на тропу свободы! Но.. Была бы наша жизнь лучше сегодня, если бы мы и наши предки за неё не боролись вообще?
Пример того, какой жизнью живут сегодня народы России и Гаити, только ярче оттеняет то, чего достигли народы, не отказавшиеся от завоеваний социализма - такие, как кубинский. Обычно статьи в капиталистических СМИ, в которых издеваются над достижениями кубинской революции (а наши российские СМИ в этом плане особенно сильно изгаляются, выслуживаясь перед "хозяевами") сравнивают эти достижения либо с уровнем жизни зажиточных слоев западных "цивилизованных" держав, напоминающих клопа, разжиревшего на чужой крови, либо - с каким-то абстрактным коммунистическим идеалом изобилия, который и является именно идеалом, и который нигде в мире не был построен. При этом молчат, конечно, и о том, что кубинской революции - всего 45 лет, а мировой системе экcплуатации - ....... И о том, какой оказывается жизнь самих кубинцев (большинства их, а не сбежавшей в Майaми мафии!) до революции по сравнению с тем, как они живут сегодня. И, наконец, о главном аргументе: сравните жизнь среднего кубинца сегодня с жизнью среднего болгарина, россиянина, молдаванина, украинца, колумбийца, венесуэльца, гаитянина.... И тогда все сразу встанет на свои места.
А пока - приглашаю всех читателей, а в особенности таких, о которых С. Я. Маршак писал в своё время "очень гордится он белою кожей", почитать о жизни на Гаити, - и повнимательнее посмотреть на нас, на самих себя в зеркало. Чтобы не ночевать потом на стуле в прихожей.....
При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру