Left.ru |
Просто быть правым недостаточно. Иногда нужно еще и победить, даже только для того, чтобы испытать свою решимость. А чтобы победить, нам нужно согласиться друг с другом хоть в чем-то. После обзорного выступления автор «Бога маленьких вещей» призвала принять «программу-минимум» и план действий, в котором на первом месте будет стоять всеобщее сопротивление американской оккупации Ирака. Мы приводим текст ее выступления на открывающем заседании Всемирного социального форума в Мумбаи 16 января 2004 года.
Оригинал находится на http://www.hindu.com/2004/01/18/stories/2004011899181400.htm
В январе прошлого года тысячи наших людей со всего мира собрались в бразильском городе Порто-Аллегро и объявили - в очередной раз - что «возможен другой мир». В нескольких тысячах миль к северу, в Вашингтоне, Джордж Буш со своими помощниками обдумывал ту же идею.
Наш проект назывался «Всемирный социальный форум». Их проект, как стало ясно чуть позже, можно назвать «Проект нового американского века».
В больших городах Европы и Америки, где еще несколько лет назад об этом только шептались, теперь открыто говорят о хорошей стороне империализме и о том, что нужна сильная Империя для управления буйным миром. Новые миссионеры хотят порядка ценой справедливости. Дисциплину ценой достоинства. И власть любой ценой. Время от времени некоторых из нас приглашают «обсудить» этот вопрос на «нейтральной» территории, предоставленной корпоративными СМИ. Обсуждение империализма немного похоже на предоставление доводов за и против изнасилования. Что мы можем на это сказать? Что очень хотим быть изнасилованными?
Как бы там ни было, Новый империализм уже висит над нами. Это переделанная и усовершенствованная версия того, что мы видели раньше. Первый раз в истории одна-единственная империя с арсеналом, способным уничтожить весь мир за полдня, получила полную, однополярную, экономическую и военную гегемонию. Она использует разные виды оружия, чтобы вламываться на открытые рынки. Нет на божьей Земле страны, которая не находилась бы в перекрестье прицелов американской крейсерской ракеты и чековой книжки МВФ. Аргентина - модель страны, пожелавшей стать мальчиком с обложки неолиберального капитализма, Ирак - пример того, что бывает с заблудшими овцами.
Бедные страны, стратегически важные для геополитики империи, или имеющие «рынок» хоть какого-то размера, или инфраструктуру, которую можно приватизировать, или, боже упаси, ценные природные ресурсы - нефть, золото, алмазы, кобальт, уголь - должны делать то, что им скажут, или тут же превратятся в мишени. Больше всего рискуют те, кто имеет самые большие запасы природных богатств. Если они не сдадут добровольно свои ресурсы корпоративной машине, там будут устроены гражданские беспорядки или развязана война. В этой новой эпохе Империи, когда все стало не таким, как кажется, ответственным лицам из заинтересованных компаний позволено влиять на решения, принимаемые в международной политике. Центр общественной честности в Вашингтоне обнаружил, что девять из тридцати членов Совета по оборонной политике правительства США были связаны с компаниями, получившими между 2001 и 2002 годами контракты на поставку вооружений на сумму 76 миллиардов долларов. Джордж Шульц, бывший госсекретарь США, был председателем Комитета по освобождению Ирака. Кроме этого, он входил в Совет директоров группы «Бехтель». Когда его спросили о конфликте интересов в случае войны с Ираком, он сказал: «Я не думаю, что «Бехтель» конкретно в этом случае получит выгоду. Но если надо что-то сделать, то «Бехтель» - как раз та компания, которая может. Но никто не смотрит на это как на источник прибыли». После войны «Бехтель» подписал контракт на восстановление Ирака суммой в 680 миллионов долларов.
Отвратительная схема использовалась снова и снова, в Латинской Америке, Африке, Центральной и Юго-Западной Азии. Она обошлась в миллионы жизней. Всем понятно, что каждая война, развязанная Империей, становится Справедливой Войной. Над этим работают в основном корпоративные средства массовой информации. Важно понимать, что корпоративные СМИ не просто поддерживают неолиберальный проект. Они сами и есть неолиберальный проект. Это не избранная моральная позиция, это место в структуре. Объяснение работы СМИ надо искать в экономике.
У большинства стран есть довольно страшные фамильные тайны. Поэтому СМИ часто даже не нужно лгать. Достаточно подчеркивать одно и игнорировать другое. Предположим, например, что в качестве цели справедливой войны выбрана Индия. Возьмем тот факт, что в Кашмире, начиная с 1989 года, убито около 80000 человек, большинство из них - мусульмане, большинство убито индийскими силами безопасности (получается около 6000 смертей в год); тот факт, что меньше года назад, в марте 2003 года более 2000 мусульман были убиты на улицах Гуджарата, что женщины подверглись массовым изнасилованиям, а дети были сожжены заживо и 150000 человек изгнали из своих домов, а полиция и власти спокойно на все это смотрели, а иногда даже принимали активное участие; тот факт, что никто не был наказан за эти преступления, а правительство, которое их не «заметило», было избрано на следующий срок... из всего этого получатся отличные заголовки в международных газетах в ходе моральной подготовки к войне.
А потом, как мы знаем, наши города будут сравнены с землей крылатыми ракетами, а наши деревни опутаны колючей проволокой, американские солдаты будут патрулировать наши улицы, а Нарендра Моди, Правин Тогадиа или любой другой фанатик окажется как Саддам Хуссейн в американской тюрьме, в его волосах будут искать вшей и рассматривать пломбы у него во рту, и передавать это все по телевизору в самое удобное время.
Но пока наши «рынки» открыты, пока корпорации типа «Энрона», «Бехтеля», «Халлибертона», «Артура Андерсена» будут делать здесь, что хотят, наши «демократически избранные» вожди могут без всякого страха размывать границы между демократией, автократией и фашизмом.
Страстное желание нашего правительства выкинуть гордую индийскую традицию Неприсоединения, их тяга пробиться в начало очереди Полностью Присоединившихся (вошла в моду фраза «естественный враг»: Индия, Израиль и США - «естественные враги») дали ему отличную возможность превратиться в репрессивный режим и не подвергнуть при этом сомнению свою легитимность.
Жертвы правительства - не только те, кого оно убило или бросило в тюрьму. В их число надо включать и тех, кого уволили, лишили собственности, приговорили к пожизненным голоду и нужде. Миллионы людей лишены собственности проектами «развития». За последние 55 лет только строительство Больших плотин в Индии выкинулo от 33 до 55 миллионов людей. Им негде искать справедливости.
За последние два года было немало инцидентов, когда полиция открывала огонь по мирным участникам протестов, большинство из них были из плeмeн адиваси и далит.
Когда дело доходит до бедных, в частности, до общин адиваси и далит, их убивают за вторжение на лесные земли, и убивают как раз тогда, когда они пытаются защитить лесные земли от вторжения - от строительства дамб, шахт, металлургических заводов и других проектов «развития». Практически каждый раз, когда полиция открывает огонь, правительство объявляет, что стрельба была спровоцирована актами насилия. Убитые немедленно объявляются боевиками.
По всей стране тысячи невинных людей, и в их числе несовершеннолетние, подвергаются аресту на основании Закона о предотвращении терроризма, их держат в тюрьме неопределенное время без суда. В эпоху Войны с терроризмом бедность неявно приравнивается к терроризму. В эпоху корпоративной глобализации бедность - это преступление. Протест против дальнейшего обнищания - это терроризм. А теперь наш Верховный суд объявляет, что забастовка - тоже преступление. Критика суда тоже, конечно, преступление. Они заколачивают все выходы.
Как и Старый империализм, Новый империализм очень полагается для достижения своих целей на сеть агентов - на развращенные местные элиты, служащие Империи. Все мы помним подлую историю «Энрона» в Индии. Тогдашнее правительство Махараштры подписало соглашение о покупке энергии, принесшее «Энрону» прибыли, достигшие шестидесяти процентов всего индийского бюджета развития сельских районов. Одной американской компании были гарантированы прибыли, равные средствам на инфраструктурное развитие для более чем 500 миллионов человек!
Но теперь, в отличие от прошлого, Новому империалисту не надо пробираться через тропики, рискуя подхватить малярию или понос, и преждевременно загнуться. Новый империализм теперь может управлять по электронной почте. Вульгарный грубый расизм Старого империализма уже устарел. Краеугольный камень нового империализма - Новый расизм.
Традиция «помилования индейки» в США - замечательная аллегория Нового расизма. Каждый год, начиная с 1947 года, Национальная федерация индеек предоставляет американскому президенту индейку для Дня благодарения. Каждый год в припадке церемониального великодушия президент милует эту конкретную птицу (и съедает другую). После президентского помилования Избранную птицу отправляют в национальный парк «Фраинг-пен» в Вирджинии, чтобы она вела там естественный образ жизни. 50 остальных миллионов индеек, выращенных к Дню благодарения, забивают и съедают за праздничным столом. «Конагра Фудс», компания, выигравшая контракт на президентскую индейку, рассказывает, что тренирует птиц-счастливчиков, чтобы они были общительны, хорошо взаимодействовали с официальными лицами, школьниками и прессой (скоро их птицы даже заговорят по-английски!).
Вот как Новый расизм работает в корпоративную эру. Нескольких тщательно выращенных индееек - местных элит из различных стран, сообществ богатых иммигрантов, банкиров-инвесторов, время от времени каких-нибудь Колина Пауэлла или Кондолизу Райс, нескольких певцов, нескольких писателей (типа меня) милуют и дают пропуск в парк «Фраинг-пен». Остальные миллионы остаются без работы, выселяются из домов, им обрезают воду и электричество, они умирают от СПИДа. Их, собственно, отправят на сковородку. Но Птицы-везунчики в парке живут отлично. Часть из них даже работает на МВФ и ВТО - и кто обвинит эти организации, что они против индеек? Другая часть входит в Комитет выбора индейки - и кто скажет, что индейки против Дня благодарения? Они сами в нем участвуют. Кто может сказать, что бедные выступают за антикорпоративную глобализацию? Перед воротами Парка «Фраинг-пен» давка. Ну и что, если большинство по дороге туда просто исчезнут из жизни?
Часть проекта Нового расизма - Новый геноцид. В этой новой эре экономической взаимозависимости Новый геноцид можно устроить экономическими санкциями. При этом создаются условия, ведущие к массовым смертям, и не нужно убивать самому. Деннис Халлидей, координатор гуманитарных акций ООН в Ираке между 1997 и 1998 гг. (потом он с омерзением подал в отставку) применил для описания санкций в Ираке слово «геноцид». Там санкции преодолели все усилия Саддама Хуссейна и унесли более полумиллиона детских жизней.
В новую эру апартеид как формальная политика устарел и больше не нужен. Международные инструменты торговли и финансов присматривают за сложной системой законов о многосторонней торговле и финансовых соглашений, эффективной удерживающих бедных в их бантустанах. Их единственная задача - узаконить неравенство. Как это еще можно назвать, если США берут с одежды, сделанной в Бангладеше, в 20 раз больше налогов, чем с такого же товара, сделанного в Великобритании? Как это выходит, что страны, выращивающие 90 процентов мировых какао-бобов, производят только 5% шоколада? Как получается, что страны, выращивающие какао-бобы, просто вытесняются налогами с рынка, если они пытаются делать шоколад сами? Богатые страны тратят больше миллиарда долларов в день на субсидии своим фермерам и требуют, чтобы бедные страны вроде Индии отменили все субсидии сельскому хозяйству, включая субсидии на электроэнергию? И почему бывшие колонии, которых больше полувека грабили колониальные режимы, влезли в долги тем же самым режимам и выплачивают им 382 миллиарда долларов в год?
И поэтому подрыв Канкунских торговых соглашений для нас жизненно важен. И хотя наши правительства взяли эти кредиты, мы знаем, что этому предшествовала многолетняя борьба миллионов людей в очень многих странах. Канкун научил нас, что причинить реальный ущерб и вызвать радикальные перемены можно, только объединив местные движения сопротивления в международные союзы. Канкун показал нам важность глобализации сопротивления.
Ни одна страна не может в одиночку противостоять проекту Корпоративной глобализации. Снова и снова мы убеждаемся, что когда дело доходит до неолиберального проекта, герои наших дней внезапно мельчают. Необыкновенные, харизматические люди, гиганты Оппозиции захватывают власть, становятся главами государств и тут же становятся беспомощными на глобальной арене. Я вспоминаю сейчас бразильского президента Лулу. Лула был героем прошлогоднего Всемирного социального форума. В этом году он очень занят, выполняя указания МВФ, урезая пенсии и вычищая радикалов из Рабочей партии. Я вспоминаю и бывшего президента Южной Африки Нельсона Манделу. За два года его пребывания во власти с 1994 года, его правительство почти без всякого протеста склонилось перед Рыночным Богом. Оно начало массивную программу приватизации и структурных изменений, оставившую миллионы людей без жилища, работы, без воды и электричества.
Почему так происходит? Нет особого смысла бить себя в грудь и кричать: «Нас предали». Лула и Мандела - великолепные люди, как ни посмотри. Но в тот самый миг, когда они пересекают границу между Оппозицией и правительством, они становятся заложниками целого набора угроз - и самая зловещая среди них - угроза бегства капитала, которая может уничтожить любое правительство за одну ночь. Воображать, что личная харизма лидера и список его побед заставят прогнуться Корпоративный картель, - значит, не понимать, как устроен капитализм и как устроена власть. Радикальные перемены не начинаются правительствами, их могут вызвать только люди.
На этой неделе, на Всемирном социальном форуме, часть лучших умов мира будут обсуждать, что же происходит вокруг нас. Эти беседы отточат идею мира, за который мы сражаемся. Это жизненно важный процесс, которым нельзя пренебрегать. Но если вся наша энергия уйдет от реальных политических действий в этот процесс, тогда ВСФ, сыгравший такую важную роль в Движении за всеобщую справедливость, рискует стать находкой для наших врагов. Стратегии сопротивления - вот что нам надо срочно начинать обговаривать. Мы должны определить реальные цели, вести реальные сражения, наносить реальный ущерб. Соляной марш Ганди был не просто политическим театром. Когда в едином порыве неповиновения тысячи индусов шли к морю, чтобы там выпарить себе соль, они подрывали закон о соляном налоге. Это была прямая забастовка, направленная на экономический фундамент британской империи. Это было настоящим делом. Когда наше движение выиграет несколько важных побед, мы не должны позволить ненасильственному сопротивлению атрофироваться в неэффективный всепрощенческий политический театр. Это драгоценное оружие, которое надо все время оттачивать и изменять. Оно не должно превращаться в простой спектакль, возможность для СМИ сделать несколько кадров.
Великолепно, что 15 февраля прошлого года наглядно показало, что значит общественная мораль. 10 миллионов человек на пяти континентах вышли на демонстрацию против войны в Ираке. Великолепно, но недостаточно. 15 февраля был выходной. Никто не захотел прогуливать работу. Воскресные протесты не могут остановить войну. Джордж Буш это знает. Самоуверенность, с какой он наплевал на подавляющее общественное мнение, должна стать нам всем уроком. Буш знает, что Ирак можно оккупировать и колонизировать - как можно было оккупировать Афганистан, Тибет, Чечню, когда-то Восточный Тимор, а сейчас - Палестину. Он думает, что ему достаточно на время притихнуть и подождать, пока газеты, охочие до кризисов, обсосут это событие, выплюнут его и займутся новым. Тогда дело сойдет с хит-парадов новостей, и все возмущенные люди потеряют к нему интерес. По крайней мере, он так надеется.
Нашему движению нужна большая, глобальная победа. Просто быть правым недостаточно. Иногда нужно еще и победить, даже только, чтобы испытать свою решимость. А чтобы победить, нам - всем собравшимся здесь и рядом - в Мумбаи - нужно согласиться друг с другом хоть в чем-то. Это что-то не обязано быть всеобъемлющей указующей идеологией, в которую мы должны будем загнать свое имеющее собственное мнение «Я». Оно не должно быть безусловным предпочтением той или иной формы сопротивления, исключающей все остальные. Это может быть план-минимум.
Если все мы действительно выступаем против империализма и неолиберального проекта, тогда давайте повернемся в сторону Ирака. Ирак - неизбежная кульминация и того, и другого. Множество антивоенных активистов отступили в замешательстве, когда Саддам Хуссейн попал в плен. Разве без Хуссейна на Земле не станет лучше? - стыдливо вопрашают они.
Давайте посмотрим правде в глаза раз и навсегда. Аплодировать американской армии, захватившей Саддама Хуссейна и, следовательно, оправдавшей задним числом вторжение в страну и ее оккупацию, все равно что обожествлять Джека Потрошителя за то, что он разодрал Бостонского душителя. Да еще и после двадцатипятилетнего партнерства Потрошителя и Душителя в одном совместном предприятии. Это свара между своими. Они - партнеры по бизнесу, разругавшиеся из-за одной грязной сделки. Джек был президентом фирмы.
Так что если мы выступаем против империализма, то должны ли мы выступить против американской оккупации? Считаем ли мы, что США должны убраться из Ирака и возместить иракскому народу ущерб, причиненный войной?
С чего нам надо начинать сопротивление? Давайте начнем с чего-то совсем небольшого. Не будем спорить, надо ли поддерживать сопротивление Ирака оккупации или обсуждать, кто конкретно входит в это сопротивление (старые убийцы-баасовцы или исламские фундаменталисты?).
Мы должны создать глобальное сопротивление оккупации.
Наше сопротивление должно начаться с отрицания права США на оккупацию Ирака. Это означает, что мы должны начать действия, которые сделают достижение целей Империи физически невозможными. Солдаты должны отказаться воевать, резервисты - отказаться служить, рабочие должны отказаться грузить оружие на суда и в самолеты. Это определенно означает, что в странах вроде Индии и Пакистана мы должны блокировать планы правительства США отправить индийских и пакистанских солдат в Ирак, чтобы они там немного прибрали за американскими войсками.
Я предлагаю, чтобы на совместной церемонии закрытия ВСФ и Мумбайского Сопротивления мы выбрали любым способом две главные корпорации, которые получают прибыль на разрушении Ирака. Мы сможем тогда составить список всех проектов, в которых они участвуют. Мы можем найти их офисы в каждом городе и в каждой стране мира. Мы сможем заняться ими. Мы сможем закрыть их. Мы должны направить нашу коллективную мудрость и опыт прошлых сражений на единственную цель. Это вопрос нашего желания победить.
Проект нового американского века направлен на то, чтобы сделать неравенство вечным и установить американскую гегемонию любой ценой, даже за счет Апокалипсиса. Всемирный социальный форум требует справедливости и выживания.
И поэтому мы должны считать себя находящимися в состоянии войны.
Перевел Юрий Жиловец
При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру