Left.ru |
Неожиданностью явилось снятие основных обвинений с подозреваемых по делу о так называемом "шпионском заговоре" в Стормонте. Никаких комментариев по поводу своего решения белфастский суд не представил.
В ходе слушаний Киран Кирни, обвиняемый в хранении правительственных документов секретного, конфиденциального характера или с ограниченным доступом, возможно, представляющих интерес для террористов, выступил с заявлением о том, что Североирландская Ассамблея прекратила свое существование в октябре 2002-го г. по вине Особого подразделения, "подрывающего своими действиям и политический процесс".
Сходные обвинения - помимо Кирни - были предъявлены Денису Дональдсону и Уильяму Макесси. Все трое - а также жительница Белфаста Фиона Фаррелли - арестованы по результатам обысков, проводившихся в их домах и офисах Шинн Фейн в Стормонте 4-го октября 2002-го г. Все обвинения против Фаррелли были сняты Департаментом начальника прокуратуры (ДНП) 17-го декабря прошлого года - и снова без каких-либо объяснений.
Прошедшие слушания подтверждают, что из ранее выдвигавшихся правительством 14 обвинений в силе остаются лишь 7.
Неожиданным поворотом в деле стало снятие главных обвинений, вокруг которых и строилось дело о "шпионском заговоре" в Стормонте, что никак не комментируется ДНП.
На настоящий момент предполагаемых виновных в хранении личных данных 1.400 полицейских, работающих в тюрьмах, просто не существует.
Не подтвердившееся заявление о том, что в распоряжении ИРА оказались эти сведения, использовалось Ассоциацией работников тюрем как предлог для получения дополнительных средств от Управления по делам Северной Ирландии "для защиты".
Денис Дональдсон и Уильям Макесси отказались что-либо говорить по поводу обвинений; Киран Кирни, со своей стороны, обвинил Особое подразделение в распаде Ассамблеи.
"Я утверждаю, что невиновен, - сказал Кирни, - и намерен защищаться. Многие обвинения, выдвинутые против меня Особым подразделением полтора года назад, теперь сняты. Более того, обвинения в хранении правительственных документов секретного, конфиденциального характера или с ограниченным доступом, теперь сняты с меня на фоне полного молчания. Соответственно, и фантазии Особого подразделения о "шпионском заговоре" в Стормонте, наконец, опровержены.
Однако время невозможно повернуть вспять. Члены моей семьи пострадали, а политическому процессу был нанесен ущерб, и во всем этом виновно Особое подразделение. Оно сорвало работу Ассамблеи, поставило под угрозу мирное соглашение, и до сих пор не было призвано к ответу за свою подрывную деятельность."
Адвокат Эндрю Рассел из компании Маддена и Финукана, представляющий интересы Дональдсона и Макесси, известил суд о том, что его подзащитные "не признают себя виновными". Он отметил также, что документы, составленные в ходе предварительного расследования, не содержат какой-либо информации о "Вихре" - секретной операции Особого подразделения, предшествовавшей арестам октября 2002-го г.
По словам Рассела, детали операции "Вихрь" изложены в книге Брайана Роуэна, редактора Би-Би-Си; по данному факту также начато расследование.
Все трое обвиняемых освобождены под залог до следующего заседания суда; их дело СМИ окрестили "Стормонтским скандалом", или "стормонтгейтом", а республиканцы предпочитают название "подлоггейт". Официальный наблюдатель ирландского МИДа также присутствовал на заседании.
Что представляет собой операция "Вихрь"?
Единственный более-менее подробный отчет о ходе операции был представлен в книге редактора Би-Би-Си Брайана Роуэна. 17-го декабря прошлого года ведущий белфастский адвокат Питер Мадден, представлявший в суде интересы Дениса Дональдсона и Уильяма Макесси, заявил, что вполне возможно, что Роуэн будет вызван в суд для дачи показаний по данному делу.
Роуэн был первым журналистом, известившим общественность об операции "Вихрь" в репортажах 12-го ноября 2002-го г.; однако в своей книге "Вооруженный мир", опубликованной в сентябре прошлого года, он представил гораздо более подробное описание.
По мнению Роуэна, рейдам 4-го октября 2002 г. предшествовали многие другие операции Особого подразделения: запись телефонных разговоров, установка подслушивающих устройств и камер слежения, внедрение агента, впоследствии тайно проникшего на территорию неких частных владений, а также подмена улик - как предполагается, имевших особое значение для прокуроров.
Однако теперь, когда половина обвинений снята, а существование "шпионского заговора" в Стормонте оказалось под сомнением, информация, представленная Брайаном Роуэеном, приобрела особую важность для судебного процесса.
Роуэн предполагает, что операция "Вихрь" была "ответом" Особого подразделения на события в Каслри в день Св. Патрика 2002-го г.
Инцидент имел место ровно за две недели до ухода с поста начальника полиции (RUC) Ронни Фланагана - бывшего главы Особого подразделения.
Фланаган немедленно назначает главного суперинтендента Фила Райта (протеже бывшего главного суперинтендента Дерека Матриндейла, бывшее Особое подразделение №2) руководителем расследования событий в Каслри.
Через несколько дней так называемое "задание", изначально состоявшее в работе над весьма неоднозначными "внутренними делами" изменилось; теперь расследование сосредоточилось на личности некоего "начальника разведки ИРА".
Роуэн описывает его как "выходца из западного Белфаста", пользующегося большим авторитетом у республиканцев".
Этот человек был арестован (вместе с некоторыми другими) 30-го марта 2002-го г., чему предшествовали многочисленные репортажи СМИ, и что республиканцы охарактеризовали как "жест пропаганды" и "охота".
В конце концов, "начальник разведки ИРА" был отпущен на свободу, так и не услышав официальных обвинений в свой адрес.
Роуэн утверждает, что операция "Вихрь" спланирована и приведена в действие главой Особого подразделения в Белфасте, главным суперинтендентом Билли Лори; именно он "вдохнул жизнь" в операцию, надеясь, что "начальник разведки ИРА ... окажется в сети его наблюдения".
По мнению Роуэна, основные решения, касающиеся времени операции и действий в ее рамках, имели политический характер.
Многие также считают, что многочисленные сообщения в прессе, источником которых являлось на самом деле Особое подразделение, также были политическим шагом.
"Еще за семь месяцев до того, как общественность проинформировали о якобы существующем заговоре ИРА, Особое подразделение получило серьезную моральную травму - взлом Каслри.
Операция "Вихрь", таким образом, дала возможность Лори отплатить ИРА той же монетой, что он и сделал - вопреки, как он сам утверждает, желанию британских сил безопасности, " - пишет Брайан Роуэн в сентябре прошлого года.
Теперь, когда обвинения в " в хранении правительственных документов секретного, конфиденциального характера или с ограниченным доступом" сняты безо всяких объяснений, внимание националистов и республиканцев сосредоточено на времени, мотивировании и методах операции "Вихрь".
На темные стороны Особого подразделения вновь пролит свет; на этот раз "внутренней силе", кажется, некого винить. Кроме себя, конечно.
При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру