Left.ru |
Бобби Сэндс мог отказаться.
Никто не принуждал его к участию в голодовке. Он мог прекратить свой протест в любое время.
Бобби мог бы поддаться страху неизвестности, страху смерти, мог бы предпочесть перспективы будущей жизни своему тогдашнему существованию... Но он этого не сделал.
Записи Бобби ясно говорят о его уверенности в том, что все прочие средства уже исчерпаны и выбора не остается. Он должен был поступить так, как поступил.
Если бы он просто прекратил голодовку, сказал бы, что все это его не касается, закрыл бы на все глаза, то сегодня - вполне возможно - праздновал бы свой 50-летний юбилей.
Но Бобби, проведя большую часть своей сознательной жизни или в лагере для интернированных, или в Н-блоках, добиваясь статуса политзаключенного, умер в возрасте 27-ми лет, после 66-дневной голодовки, 5-го мая 1981 года.Девятеро товарищей последовали за ним; многие другие принимали участие в этой акции протеста и некоторые из них умерли преждевременно - как, например, Пэт МакГеон - не вынеся последствий голода.
Главная цель протеста Бобби состояла в том, чтобы он сам и его товарищи в Н-блоках получили статус политзаключенных, какой имели ранее, находясь в лагере для интернированных.После 1-го марта 1976 г. единым росчерком пера британское правительство попыталось оклеветать всех, осужденных за деятельность, относящуюся к конфликту, объявив их "рядовыми преступниками".В действительности британское правительство превратило этот политический вопрос в битву между жизнью и смертью.
Теперь, после смерти Бобби Сэндса и девятерых его товарищей, историки сошлись во мнении, что Маргарет Тэтчер и ее правительство проиграли этот бой.
Смерть Бобби, через какие-то несколько недель, обернулась единодушным протестом со стороны международной общественности.
В Соединенных Штатах компания Лонгшор Юнион на 24 часа объявила бойкот всем британским кораблям во всех портах.
В Португалии члены парламента минутой молчания почтили память Бобби, а в Тегеране появилась улица, носящая его имя.
Демонстрации протеста прошли по всему миру - от Милана до Чикаго, от Осло до Брисбейна.
Фотография Бобби появилась на первых страницах буквально всех газет мира. Так он стал символом мужества для всех угнетенных на всем земном шаре.
Однако за всем этим иногда забывают, что Бобби был еще и человеком: сыном, братом, отцом и другом.
Шонна Уолш - один из тех, кто близко был с ним знаком в лагере для интернированных и Н-блоках.
"Впервые я увидел Бобби в январе 1973-го - мы были соседями по бараку в лагере для интернированных. Я запомнил его стрижку под Рода Стюарта и задиристый белфастский нрав.
В тюрьме день рождения - не такое уж знаменательное событие; это дело заключенного и его семьи. О чьем-то дне рождения можно было догадаться только по стопке открыток из дома...
Я знаю, что будут чувствовать родственники Бобби в день его юбилея, как им будет тяжело.
Пусть и его последователи, родственные республиканские души, подумают об этом," - говорит Шонна.
Бобби Сэндс, по его словам, любил шутки и обладал чувством юмора - "наверное, он был единственным из всех нас, кто поддерживал "Астон Вилла."
Говоря о других участниках голодовки протеста, Шонна вспоминает, что "хотя пятидесятилетие Джо МакДоннелла отмечали всего 4 года назад, все проходило с меньшим размахом - возможно, потому, что Бобби принял смерть первым, потому, что уже стал символом и обрел бессмертие.
Единственное, о чем я не могу ничего сказать, это как Бобби относился бы к современной политической обстановке. Этого не знает никто, и я в том числе.
Иногда наши товарищи с чем-то не согласны и начинают расспрашивать меня о том, что Бобби думал бы на этот счет. Ответ прост: мы не знаем, и я никогда не стал бы говорить за него.
Мне известно лишь то, что моя роль в этой борьбе - это часть того дела, за которое Бобби отдал свою жизнь, и мы, однажды включившись в освободительную борьбу, намерены продолжать ee."
При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру