Left.ru |
1 марта 2004 года
Один из самых потрясающих уголков Южной Африки находится между восточным горным хребтом в провинции Мпумаланга (земля восходящего солнца) и низиной, переходящей в богатый живностью охотничий заповедник Крюгер на границе с Мозамбиком. Живописные крутые скалы и великолепные водопады...Столетие назад здесь добывали золото, а затем белые поселенцы-фермеры полностью изгнали черных аборигенов .
Главной социальной трагедией остается неравное распределение земли, но вдобавок, этой пышной зелени угрожают уничтожением ...леса. На самом деле, это слово тут не подходит: монокультурные плантации лесоматериалов не леса, как я узнал от участников Всемирного Движения в Защиту Тропических Лесов (ВДЗТЛ). Издания ВДЗТЛ распространяет здесь Филип Оуэн (африканер, несмотря на английскую фамилию). Его должность - управляющий знаменитым комплексом пещерам Судвала, а общественная работа - борьба за коренное изменение землепользования.
На местном уровне руководимое им Хаутбослопское Звено Экологических Действий предагает новейшие методы возрождения местной дикой природы и перераспределения земель в долине. Оуэн, почти слепой в результате автомобильной аварии, воюет с компаниями Монди, Саппи и Сафкол, которые вторгаются все глубже на уязвимые травянистые равнины и в настоящие леса. Иногда я брожу по долине с Оуэном, который двигается, пользуясь шестым чувством и тридцатилетним знанием местности. Тут ведется борьба за изгнание иноземных захватчиков - эвкалиптов и сосен, армии крупных лесозатовительных фирм.
Сейчас Оуэн поднимает по тревоге своих соратников : руководство международного Совета Управления Лесами (СУЛ) собирается посетить Южную Африку в начале следующего месяца. СУЛ был основан для защиты лесных экосистем, присваивая специальный ярлык, сообщающий потребителям, что древесина и бумажное сырье были добыты «ответственными компаниями». Но в ЮАР почти 80% древесных плантаций получили сертификат СУЛ, хотя они принадлежат корпорациям, которым плевать на экологию, и государственной лесозаготовительной кампании еще времен апартеида.
Эти фирмы имеют долгую историю изгнания местных жителей, эксплуатации рабочих и опустошения природы. В справедливом мире это привело бы к полному пересмотру взглядов на обширные плантации и к выплате компенсаций. Самое гнусное, утверждает Оуэн - экспорт сырья для бумаги, которое, после обработки огромным количеством хлоридов (спускаемых затем в местные источники водоснабжения) используются на безобразно расточительную рекламу и упаковку фирмами Восточной Азии, Европы и Северной Америки.
Оуэн кипит от негодования: «Это не леса, это промышленные монокультуры, чья основная цель - получение требуемого количества целлюлозы. Непоправимое и продолжающееся разрушение оставшихся травянистых равнин ради промышлееных плантаций древесины НЕ ЕСТЬ «ответственность». Бесконтрольное использование огромного количества воды НЕ ЕСТЬ «ответственность». Повреждение и ухудшение почвы НЕ ЕСТЬ «ответственность». Промышленное загрязнение речных систем химикалиями вроде хлоридов и органохлоридов НЕ ЕСТЬ «ответственность». Пагубное влияние на жизнь деревень и изменение окружающей среды за счет других возможностей НЕ ЕСТЬ «ответственность».
СУЛ подвергается критике ВДЗТЛ также в Таиланде и Бразлии. Как сообщается в книге «Оценивая неоценимое», СУЛ - просто жульничество, как и многие другие международные организации, созданые для регулирования деятельности, связанной с угрозой природе. Оуэн собирается задать визитерам вопрос: «Вы и впрямь собираетсь помочь провести решительные перемены в этой отрасли, или ваша задача - служить ширмой для вранья о «лесе»?»
Отрывок из статьи, опубликованной на http://www.zmag.org/sustainers/content/2004-02/28bond.cfm
Перевод Аллы Никоновой
При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру