Left.ru
Джинджер С. Джентил
Аргентинские уроки

8 марта 2004 года

Каждый день 330 рабочих керамической фабрики Санон (Ceramica Zanon), которые и трудятся там, и управляют купнейшим производством плиток для пола в Аргентине, говоря юридическим языком, узурпируют фабрику и оборудование.

Они смогли продолжать это рискованное дело уже два года благодаря потрясающей солидарности местного населения Неуквен (300 000 жителей, пустынный район на юге Аргентины).

Хотя постановление об их изгнании издано год назад, власти не прикажут полиции выполнить его, потому, что политические издержки будут слишком высоки - различные организации от профсоюзов учителей до профсоюзов нефтянников, включая католическую церковь - заявили, что в таком случае они объявят всеобщую забастовку по всей провинции, пока не добьются своего.

Создание демократии на рабочем месте

Даже ранее, чем аргентинская экономика рухнула в 2001 году, рабочие на обанкротившихся предприятиях принялись продолжать производство даже после того, как хозяева их закрывали.

Тысячи рабочих на сотнях предприятий - от керамических фабрик до типографий и гостиниц - сейчас управляют своими предприятиями лучше, чем бывшие хозяева.

Первоначальные трудности в возобновлении производства включали как особые проблемы - вроде групп рабочих, связанных с бывшими владельцами и саботирующих, так и обычное недоумение рабочих - как может фабрика работать без приказов «свыше».

Обычно рабочие (в том числе и на Санон) заменяют управляющих групповым принятием решений, известным как ассамблея (собрание -пер.).

Каждый цех или отдел выбирает представителя для передачи местных вопросов во время собраний, в которых участвуют все рабочие. Там они голосуют за или против предложения отделов. Это обеспечивает каждому отделу возможность предложить решения своих проблем и всем рабочим - знать , чем заняты другие.

Так что принятие решений на Санон открыто и ответственно. Хотя есть около 30 избранных «координаторов», каждый в своем отделе, все их решения принимаются на общем собрании, и каждый рабочий и местный житель может в любое время проверить финансовые документы.

Есть также два избранных «координатора координаторов», которые занимаются управленческой работой, с той разницей, что все их решения должны быть рассмотрены всеми рабочими, и их можно отозвать.

Собрания устраивают каждую неделю, одно в смену, и когда предстоит принять важные решения, смена отменяется и все присутстсвуют. Эти «чрезвычайные» собрания проводятся не только о том, как управлять фабрикой, но и как действовать совместно с другими местными группами.

Поддержка общины

Рабочие Санон добились значительной поддержки среди всех слоев жителей Неуквена, потому, что они решили создать фабрику, полезную для общины. Их цель - заставить правительство экспроприировать фабрику и позволить рабочим управлять ею, а они согласуют производство с нуждами общины и государства.

Но вместо того, чтобы дожидаться дейсивий от государства, они уже дарят произведенную им плитку и поддерживают борьбу других групп, и не только на улицах, но и проводят политические дискуссии со своими союзниками.

Их открытость для поддержки со всех направлений и их борьба против продажных властей, нерадивых хозяев и безработицы привела к росту солидарности на ранних этапах, когда семьи, живущие ниже черты бедности, делились едой и деньгами чтобы перебиться в промежутке между захватом фабрики и возобновлением производства.

Ключ к созданию такой сильной опоры на месте: Санон - крупная фабрика в маленьком городе. Почти у каждого есть знакомый, работающий на Санон, и, в то время как в больших городах мероприятия проходят и забываются, Санон остается становым хребтом рабочего активизма в Неуквене.

Более того, фабрика печатает не только новости для внутреннего пользования, но газеты для всего города и окрестностей, и ведет три радиопрограммы в неделю. Фабрика открыта для любой группы эксурсантов, от иностранцев до местного детсада.

Они также стали союзниками в борьбе коренных жителей, которые в благодарность пожертвовали глину со своих земель.

Рабочие Санон дарят плитку местным общественным центрам и больницам. В результате профсоюз медсестер послылает медработника на каждую смену для поддержания здоровья рабочих.

Более того, каждая группа, поддерживающая Санон, получает работу, когда это возможно. Фабрика создала уже 90 рабочих мест.

Охрана фабрики (около 30 рабочих мест) поручена представителям групп безработных, которые были выброшены на обочину и считались ненадежными из-за долгосрочной безработицы.

Санон служит уроком для всех рабочих - поддержка общины может быть достигнута только повседневными услиями, не только в момент кризиса.

Взвешивая риск

Почему кто-то хочет взять на себя управление своей работой? Главная причина - отсутствие других возможностей. Риск кажется не так велик по сравнению с долгосрочной безработицей в условиях, когда аргентинская экономика показывает мало признаков выздоровления. В таком случае, взять рабочее место в свои руки может решить проблему - сохранение рабочих мест.

Рабочие Санон начали свою борьбу за улучшение условий на фабрике в июне 2000 года, когда один из них погиб по вине хозяина, и их профсоюз Sindicato Obreros y Empleados Ceramistas del Neuquen - Союз работников керамической промышленности Неквена - не отозваля достаточно решительно.

Несмотря на бездействие руководства профсоюза, рабочие Санон провели девятидневную стачку, добившись в результате организации совместной комиссии рабочих и управляющих по контролю над производством и техникой безопасности. Однако профсоюз оставаляся неподотчетым для рядовых членов, и проводил заседания во время рабочих смен, когда рабочие не могли присутствовать.

Позднее в мае 2001 году управляющие отказались выплачивать полностью зарплату, утверждая, что фабика не приносит прибыли. После 34-дневной стачки (опять без поддержки рукроводства профсоюза), рабочие добились права проверить бухгалтерские книги, из которых ясно было видно, что фабрика доходна.

Благодаря сильной организации, созданной во время стачки, рабочие Санон и других предприятий встали в оппозицию рукововдству профсоюза и победили.

Однако 5 сентября 2001 года хозяин фабрики выгнал всех рабочих, заявив, что у него нет достаточно денег на оплату - из-за долгов и потому, что, несмотря на огромные государственные субсидии, фабрика неспособна приносить прибыль.

Рабочие разбили лагерь у фабрики в знак протеста и 1 октября вошли на фабрику, чтобы помешать владельцу вывести оборудование. Вскоре после этого группа из 20 рабочих предложила восстановить производство. После короткого обсуждения, большинство рабочих согласились, что это - едиственный способ заработать на жизнь.

Поддерживая производство на ходу

2 марта 2002 года фабрика возобновила производство, сначала только на одном конвейере. Сперва рабочие решили начать с 10% прежнего объема и понемногу наращивать темпы, чтобы не подорвать качество продукции.

Однако, внедрив свои собственные предложения по улучшению, и с помощью инжинеров из местного университета, в течении года рабочие довели обьем производства до более 50% того, что было до захвата.

Сейчас они рассчитывают снова начать производить на экспорт, и зарегистрировались как неприбыльная огранизция, так как вся прибыль идет на улучшение продукции и снабжение общины.

До захвата, некоторые рабочие получали вдвое больше других, теперь каждый зарабатывает 800 песо (около 270 долларов, хорошая зарплата по местным мерками). Рабочие сообщают, что чувствуют меньше напряжения, потому, что могу устраивать перерыв, когда это нужно, и что еще важнее, несчастные случаи, ранее - обычное явление, теперь случаются крайне редко.

Как написано на одном из плакатов : «Теперь у нас нет начальства. Безопасность - ответственность каждого из нас».

Оригинал опубликован на http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=41&ItemID=5107

Перевод Аллы Никоновой.





Ваше мнение

При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service