Left.ru
Эри Батасуна: за независимость и социализм

Чоу Вей Ченг из «Грин лефт уикли» расспрашивает Мирана Кампоса из международного отдела левой Баскской националистической партии Эри Батасуна о недавних изменениях в Стране басков (Эускади). Интервью взято 29 июня 1999 года в Бильбао, Страна басков.

- Расскажите о ключевых требованиях партии Эри Батасуна (ЭБ) в отношении Страны басков в настоящий момент.

- Страна басков - одна из самых старых стран в Европе. Язык басков - один из самых старых, он уникален и не похож ни на один из европейских языков. Но баскский язык до сих пор официально не признан испанским правительством.

Баскский народ разделен на отдельные группы, подчиняющиеся разным правительствам, хотя мы - единый народ. На юге Страна басков поделена между двумя испанскими районами: Автономной областью Басков (или Басконгадасом, объединяющим три баскских провинции) и Наваррой. На севере есть еще три района, входящих в состав Франции.

Наше главное требование к испанскому правительству - наше право на самоопределение. Это общая платформа всех баскских политических партий, профсоюзов и социальных движений. Мы много лет боремся за объединение Страны басков и не хотим ждать, пока кто-нибудь из испанского или французского правительства сделает это за нас.

Лизаррское соглашение - это шаг к территориальной юрисдикции и суверенитету Страны басков. [12 сентября 23 политических партии, профсоюза и народных движений подписали Лизаррское соглашение, призывающее к многосторонним переговорам с вооруженной группой освобождения ЭТА (Эускади Та Аскатасуна) - Страна басков и свобода) без предварительных условий. Встреча была организована партией Эри Батасуна. Соглашение было подписано основными баскскими националистическими партиями, в том числе самой большой партией в Басконгадасе, консервативной Баскской националистической партией (БНП), баскской федерацией профсоюзов, баскским отделением возглавляемого Коммунистической партией Объединения левых и баскской крайне левой организацией Зутик.]

Испанское правительство вместе с Францией организовало нелегальные полувоенные формирования для проведения операций на севере Страны басков, где нашли убежища изгнанные сообщества басков. Мадрид хочет распылить наше сообщество и посеять страх.

Политических активистов арестовывают и высылают в Алжир, Венесуэлу и Панаму. На нескольких были совершены нападения. В настоящее время в Испании и во Франции содержится более 600 политических заключенных. В Стране басков больше полицейских на душу населения, чем в любой европейской стране.

Испания не признает нашу борьбу политической. Она считает бойцов ЭТА и политических заключенных обычными преступниками. Но наша партия рассматривает борьбу басков как политический конфликт, требующий политического решения.

- Не могли бы вы описать текущее состояние национального самосознания?

- Борьба более интенсивна на юге. Национальные партии на севере проводят кампании в защиту прав на язык. Французская Страна басков является только одной из частей большей провинции. Баски проводят кампанию за создание собственного района в рамках французской политической системы. Массовое сознание поддерживает идею баскского района, за нее выступают даже правые партии.

Существует сильное движение против призыва в испанскую армию. Баски не хотят защищать чужую страну. За это арестовано множество людей, и протесты очень сильны. В Стране басков больше всего людей, арестованных за уклонение от призыва. В результате борьбы против призыва Мадрид подумывает об изменении закона и введении профессиональной армии.

Лизаррская декларация и перемирие с ЭТА дали толчок движению на юге. Это демократический процесс, в рамках которого народ басков сможет решить, какие связи он будет поддерживать с соседями и какие с другими баскскими провинциями без вмешательства Мадрида. Этот процесс может создать основу для формирования одной Страны басков.

ЭБ выступает за социалистическую и независимую Эускади. Не все согласны с этим, но мы создаем базис, в рамках которого могут быть рассмотрены все возможности. Это самая важная вещь, над которой мы работаем. ЭБ - левое крыло этого процесса и Национальная партия - правое. Мы различаемся во взглядах на политику, но работаем вместе, чтобы создать новую политическую основу для объединения семи баскских провинций.

В Баскской автономной области есть свой парламент, но он только для одной части нашей страны. Это не полный парламент: он представляет только один район нашей страны, а нам нужны учреждения, распространяющиеся на всю страну.

- Расскажите о самосознании молодежи.

- Молодые люди очень активно участвуют в борьбе. Вы наверное слышали о Кале Баррока. Это уличные протесты, в которых задействована молодежь. Они похожи на палестинскую интифаду. Если кого-то арестовывают, убивают бойца ЭТА, государство нападает на нас, молодежь выходит на улицы протестовать, в том числе кидая бутылки с молотовским коктейлем и разбивая окна. Это спонтанные протесты.

Полиция все время пытается приписать Кале Баррока к «Джарраи» (радикальной баскской молодежной организации). Уличные протесты всегда были важной составляющей борьбы басков. За последние несколько лет они приобрели еще большую важность.

Молодежь очень активна во многих областях, в том числе проводя кампании за лучшие условия труда для молодежи, борясь с безработицей и протестуя против внедрения неполного рабочего дня.

- Не могли бы вы рассказать об образовании и значении «Эускал Герритарок» (БГ - Баскские граждане)?

- БГ - это большая левая националистическая группа, созданная для поддержки массовых движений и избирательных кампаний. До сих пор идут споры о ее будущем. Она была создана, потому что совместная работа породила и движение в одном направлении.

ЭБ - самая большая сила в левом национальном движении. После участившиеся атак на ЭБ со стороны Мадрида, ходили слухи, что ЭБ запретят перед местными выборами в октябре прошлого года. Это дало стимул для расширения ЭБ и создания более широких союзов.

В последнее время происходит согласование позиций различных баскских организаций. Очень важно, что профсоюзы начали требовать, чтобы рабочие отношения регулировались не в рамках Испании или Франции, а по всей Стране басков. Левая национальная федерация профсоюзов LAB и правая ELA несмотря на разницу политических подходов, начинают сотрудничать с целью создания общей основы для борьбы.

Возросла активность родственников политических заключенных. Многие из них не связаны с левым движением, потому что никто не становится добровольно родственником заключенного. Поэтому политический спектр родственников очень широкий. Родственники начали кампанию по улучшению условий содержания заключенных.

Заключенные часто содержатся в одиночках по 23 часа в день, им не разрешают изучать свой язык или разговаривать на нем; санитарные условия очень плохие; их переписку перлюстрируют; и так далее. Политические заключенные раскиданы по 100 тюрьмам в Испании и во Франции, вдали от Страны басков.

Они - часть Страны басков и должны находиться здесь, рядом с домом и родственниками. Ведется кампания за возвращение заключенных в Страну басков.

- Чем ЭБ выделяется среди более широких движений?

- Мы сотрудничаем со многими силами, включая Баскскую национальную партию, ЭА (умеренную националистическую партию, Эуско Алькартасуна), Объединение левых и северные баскские партии. В рамках общей работы отражается классовый конфликт.

В Баскском парламенте Национальная партия и ЭА нуждается в поддержке ЭБ для принятия законов. Мы соглашаемся их поддерживать, чтобы построить новую Эускади, а не просто расширить автономию. Мы поддерживаем действия в этом направлении.

Мы также ведем кампании за пределами парламента. Мы знаем, что между нами и Национальной партией накапливаются противоречия. Мы не поддерживаем их политическую линию, но поддерживаем демократический процесс, который они развивают.

Поскольку мы пытаемся развивать левую программу, существуют некоторые столкновения. Например, в прошлом году состоялась всеобщая забастовка за 35-часовую рабочую неделю. БНП и ЭА не поддержали это требование, наша партия поддержала забастовку и наши парламентарии вели активную кампанию.

Совместная работа очень важна. Несмотря на перемирие с ЭТА, участились нападения на нас со стороны Испании. По-прежнему множество людей арестовывают, продолжаются убийства бойцов ЭТА. Это не мирный процесс, поскольку такой предполагает движение к нему с обеих сторон. Испания никаких шагов в этом направлении не делает.

Испания пытается разрушить процесс сотрудничества между ЭБ/БГ и НП. Национальная партия десятилетиями сотрудничала с Испанией, но сейчас работает с нами.

- ЭБ называет себя социалистической. Можете ли рассказать, какой вы видите взаимосвязь между социализмом и национализмом?

- Левое национальное движение всегда ставило перед собой две цели: независимость и социализм. Сейчас мы более глубоко занимаемся национальной стороной, поскольку мы пытаемся работать с другими силами, чтобы создать юридическую основу для создания в будущем Эускади.

ЭБ не забывает о социализме. Мы продвигаемся и в этом направлении, участвуя, например во всеобщей забастовке за 35-часовую рабочую неделю. Подобные кампании - важные шаги к достижению более справедливого общества. Чтобы построить социализм, нам надо создать солидарность между рабочими, и эту борьбу надо вести именно сейчас.

Это неправильная стратегия - считать, что Страна басков до построения социалистического общества должна сначала добиться независимости. Мы считаем, что борьбу надо начинать сейчас. Иначе борьбу за независимость станут считать первым шагом, а борьбу за социализм - вторым. И та, и другая борьба должны идти все время рядом.

Перевел Юрий Жиловец





Ваше мнение

При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service