Left.ru |
Великая скорбь давала ему возможность лишний раз поразмыслить о значении русской интеллигенции, а равно о трагедии русского либерализма.
Ильф и Петров.
По поводу нашумевшей статьи Ходорковского о крахе русского либерализма (если она и впрямь написана им, а не, скажем, Васисуалием Лоханкиным, что, впрочем, в данном случае не важно) я писать не буду. Тема выходит за рамки скромной библиографии. Но не менее любопытна в своем роде реакция нашей деминтеллегинции. Лоханкину не повезло. Его не понимала даже жена Варвара. Правда, он жил за ее счет. А вот Ходорковского понимает Юлия Латынина. И поскольку никто не может упрекнуть Ходорковского, что он живет за ее счет, это понимание особенно, гм...понятно.
Большая часть понимающей статьи Латыниной в «Новой газете» «ЗА КРЕМЛЕВСКИМ ЗУБЦОМ ТЕКСТ ХОДОРКОВСКОГО ОЦЕНИЛИ НЕ КАК ПОКАЯНИЕ, А КАК ВЫЗОВ НА ДУЭЛЬ. Городничий и замминистра юстиции», как видно из названия, посвящена не столько самому Ходорковскому и его страданиям и размышлением, сколько тому, как его не понимают «либералы и Валерия Ильинична Новодворская», а зато понимает власть, но так, что лучше бы не понимала. Как заметил Гегель : из всех моих учеников только один понял меня, и то - неправильно. Латынина понимает правильно. И обьясняет всем желающим.
Например, кто-нибудь по-ошибке может думать, что Ходорковский сидит из-за того, что, как любой "олигарх" приобрел свое состояние "самым бесчестным путем", включая прямую уголовщину. Но на это самые великие либералы России уже ответили в таком духе - если дело в этом, сидеть должны бы все капиталисты! И они правы. Так что Ходорковский виноват еще и в непомерных амбициях - вздумал финансировать оппозицию. А это ему не по чину...Вроде все ясно? Не тут-то было. Латынина открыла кое-что новенькое: "Такой текст окончательно превращает Ходорковского в политзаключенного". Вот как, оказывается, становятся в нынешней России политзаключенными. Сначала надо стать олигархом, потом попасть под следствие за всякие некрасивые делишки, присвоенные званию, а потом написать статью на подходящую тему - и ты уже политзек! Сложнее, чем это было, скажем, в царской России - там надо было только быть арестованным по политическомцу обвинению. Теперь понятно, почему сейчас так мало политзаключенных.
Впрочем, еще и до своего волшебного превращения, как всякий может заметить, Ходорковский был политзаключенным, хотя и не "окончательно". Потому, вероятно, что, как обьясняет нам Латынина, "человека посадили за то, что он хотел иметь прозрачную компанию и платить дивиденды акционерам и налоги стране, вместо того чтобы платить под столом окружению президента". Тут одно непонятно - "человек". С такими благими намерениями это уже выходит за рамки грешного человечества - тут уже подавай "святого", на худой конец "мученника" или "блаженного". Иначе трудно понять, чем было вызвано в рядовом олигархе (еще до ареста, стало быть, еще не политзаключенном, хотя бы и не "окончательном") такое самоубийственное и нелогичное для олигарха желание. Но не верить нельзя - ведь это сама Латынина нам сообщает.
Вполне возможно, впрочем, именно религозное обьяснение - "человек" вдруг прозрел, осознал греховность своего прежнего бытия и решил "пострадать". Ведь и Лоханкин пострадал. И сделал вывод: "Может быть, именно в этом великая сермяжная правда." Сермяжная, если кто не знает, означала на языке российских либералов век назад - народная (сермяга - грубое мужицкое сукно). И в самом деле, похоже на то, поскольку с точки зрения "кремлевской" и латынинской Ходорковский совершил акт "покаяния перед народом". И даже "заявляет о своей готовности поделиться со всем народом". То есть, и впрямь - раскаялся, покаялся, роздал ...Ну, еще не роздал, но собирается.
И все это великолепие, напоминающее в переложении Латыниной своего рода икону-триптих в духе актуальной нынче пасхи : несправедливое обвинение, распятие и триумфальное воскресение в новом статусе, омрачает сущая безделица - подпись под той самой преобразующей статьей "Михаил Ходорковский, частное лицо, гражданин Российской Федерации" - если он уже "частное лицо", и как сказано в примечании "бывший председатель правления и крупнейший совладелец нефтяной компании "ЮКОС"", то чем он собирается с этим всем народом делиться? Своим местом на кресте (то бишь на нарах в СИЗО)? Тут без дальнейших пояснений Латыниной не обойтись, подождем...
При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру